Какие ошибки ведут к провалу технических стартапов?

Пользователи сайта Quora рассказали о том, почему, по их мнению, может провалиться даже хороший стартап.

 

Бретт Фокс, исполнительный директор 

Мне понадобилось сменить 3 команды, прежде чем я нашел тех людей, с которыми в итоге и основал свою компанию.

Работа с первой командой с треском провалилась, потому что двое учредителей в один момент решили покинуть нас, прихватив с собой плоды нашей интеллектуальной собственности. При этом они решили провернуть это за день до презентации нашего продукта инвесторам.

Вторая команда оказалась банально неспособной к совместной работе.

И только с третьей командой мы смогли добиться успеха. Подобное стало возможным благодаря двум причинам: у всех членов команды были схожие идеи, и мы прекрасно сработались как команда. И даже несмотря на такой успех, уже через год после получения первого денежного транша на финансирование двое из пяти основателей компании покинули ее.

Правда ли, что большинство стартапов проваливаются?

Давайте взглянем на цифры. В различных источниках сведения разнятся, однако можно найти информацию, что в среднем от 70% до 95% стартапов терпят крах.

Я подготовил список с очевидными (а иногда и не очень) причинами, почему стартап может провалиться. Хорошая новость заключается в том, что большую часть приведенных ниже ошибок можно предвидеть, а значит, избежать.

1. Неправильный подбор компаньонов

Как я уже говорил, мне пришлось перебрать несколько команд, прежде чем я нашел свое. Но я бы сказал, что мне, скорее, улыбнулась удача.

Я мог бы оказаться не таким счастливчиком. Поэтому вот вам один из главных советов от меня: Не стоит полагаться во всем на других людей! В особенности это касается соучредителей.

При этом, если вы хотите достичь успеха, то вам необходимо отлично ладить с вашими компаньонами. Это совсем не означает, что у вас все должно быть гладко, ровно и никаких разногласий. Нет, все намного проще: вы должны в достаточной степени уважать друг друга.

Что же касается ваших компаньонов, то они должны уметь работать в команде, быть настоящими профессионалами своего дела и «гореть» вашим проектом. При этом все эти качества проявляются далеко не в начале совместной работы. Поэтому вам нужно быть очень внимательным и щепетильным в выборе тех людей, с которыми вы планируете пройти весь путь к успеху.

Сложно предсказать, как будет складываться ситуация, поэтому если один из ваших партнеров решит покинуть компанию, то это совершенно нормально. Просто постарайтесь заранее обеспечить защиту себе и вашей компании.

2. Неверно построенная корпоративная культура

Наверное, мне нужно было поставить корпоративную культуру и неверное отношение к ней на первое место в списке ошибок, совершаемых компаниями-новичками на рынке. Фактически, еще на самом начальном этапе основания компании вам необходимо продумать то, как именно будет выглядеть ваша корпоративная культура и какие корпоративные ценности вы будете преследовать.

Приверженность корпоративной культуре означает, что каждый член вашей команды следует общей цели и разделяет общие стремления и ценности. Именно подобная вовлеченность сотрудников и является одним из ключей к успеху.

Так как корпоративная культура и приверженность ей начинается с вас, то именно вы должны всячески содействовать ее развитию и дальнейшему укреплению. Каждый работник, которого вы берете к себе в компанию, либо усиливает ваш корпоративный дух, либо ослабляет его. Поэтому необходимо крайне внимательно выбирать тех, кто войдет в вашу «семью».

3. Ваша маркетинговая стратегия плохо проработана, либо у вас ее вообще нет

Прошли те времена, когда можно было взять отличную идею и создать нечто новое в надежде, что покупатели сами вас найдут, чтобы купить у вас нужную им вещь\услугу. Сегодня «просто хорошего продукта» уже недостаточно. Недостаточно веб-сайта, где представлен ваш продукт, как и не хватает лишь работы отдела продаж.

Прежде всего, вам нужно будет подумать о том, как в будущем покупатели смогут вас найти. После этого вам необходимо будет подсчитать, сколько средств и какие ресурсы вам понадобятся для продвижения продукта. Достаточно подробную информацию по этому вопросу можно найти в книге Габриэля Вайнберга. Благодаря ей вы сможете получить систематическое представление о том, какие маркетинговые каналы существуют и как их можно использовать для продвижения вашего продукта.

4. Финансовый план? Какой финансовый план?

Мне приходилось сталкиваться с достаточным количеством стратапов, главной причиной неудачи которых стал недостаточно проработанный финансовый план. У некоторых проектов его вообще не было.

Поэтому вот основные моменты, которые необходимо учесть при его составлении:

  • Планируете ли вы платить себе зарплату? Если да, то какую именно сумму и как часто?
  • Вы должны точно знать, сколько денег ваша компания тратит каждый месяц. 
  • Вы также должны точно подсчитать, в какой момент (через сколько месяцев\лет) ваша компания начнет окупать свою деятельность.

Поэтому, если у вас до сих пор нет финансового плана, то сейчас – самое время, чтобы взяться за его разработку.

5. Выбор неправильного инвестора

Неверно подобранные или ненадежные инвесторы – вот тот айсберг, столкновение с которым точно потопит ваш стартап.

Представьте, что вы, к примеру, в качестве стартового капитала взяли средства в долг у родителей. И, неожиданно для вас, вашему отцу срочно понадобились деньги, поэтому он срочно просит их вернуть. Или, один из ваших инвесторов больше не может позволить себе вкладывать средства в вашу фирму. И что вам остается делать в подобной ситуации? Как найти выход и не развалить проект, над которым вы так долго и усердно работали?

К сожалению, в большинстве подобных случаев найти выход сложно или банально невозможно. Поэтому подходите к выбору инвесторов крайне серьезно.

Если вы берете взаймы деньги у кого-то из родственников, то четко укажите, в какой срок вы планируете вернуть долг. Честность – лучшая политика в данном вопросе.

Если вы берете деньги у венчурного фонда, то удостоверьтесь, что ваше видение совпадает с желаниями и идеями вашего главного инвестора. Кроме того, постарайтесь как можно больше узнать о тех, кто будет вас финансировать. Уточните, готов ли инвестор выполнять свои обязательства в долгосрочной перспективе, либо же он исчезнет при первой проблеме.

Постарайтесь осознать то, насколько важно выбрать правильного инвестора. Можно решить проблемы с командой или маркетинговой стратегией, скорректировать финансовый план и корпоративные ценности. Но если у вас возникнут проблемы  с инвестором, то шансы вашего проекта на успех упадут до критически минимальных.

И, что самое важное, наймите хорошего юриста! Даже если вы берете деньги взаймы у кого-то из родственников, то для заключения договора вам все равно понадобится высокопрофессиональный специалист, хорошо разбирающийся в законах. Услуги подобных специалистов могут обойтись недешево, однако, поверьте мне, это более чем разумная трата.

 

 


Келли Баттлс, вице-президент по финансам в компании Quora

Существует огромное количество ошибок, которые может совершить стартап. Неудивительно, что так многим техническим фирмам-новичкам так и не удается достичь успеха. На мой взгляд, вот список некоторых ошибок, которые приводят к провалу:

1. Нечеткое представление о том, в каком направлении осуществлять деятельность. В том случае, если компания в своей деятельности ограничена во времени и ресурсах, крайне важно двигаться в одном направлении и действовать сообща. При этом достичь подобной интеграции достаточно просто на начальных этапах, когда у вас еще не так много сотрудников. Однако с ростом фирмы и увеличением штата данная проблема становится все более актуальной.

2. Неспособность быстро и оперативно реагировать. Вне зависимости от того, насколько хорошо работает ваша компания, что-то всегда идет не так, и вы, так или иначе, будете сталкиваться с рядом препятствий и недоработок. Хороший стартап всегда собирает отзывы клиентов (а также множество дополнительной информации), после чего анализирует полученные данные, сравнивает их с уровнем предварительных ожиданий, анализирует, что могло пойти не так, делает выводы на будущее и исправляет возможные недоработки. Подобное отношение также стимулирует так называемую «культуру обучения», которая гласт, что нестыдно признаться в своем промахе. Вместо этого главным стремлением компании, действующей в рамках данной культуры, становится готовность признать свою ошибку и сделать все возможное, чтобы как можно быстрее и эффективнее ее исправить.

3. Недостаточная работа по формулировке и дальнейшему развитию миссии, стратегии, целей и общей корпоративной культуре. Фактически, все перечисленные вещи – это некий «клей», который позволяет объединить и удержать множество людей. Ощущение принадлежности к группе людей с общей идеей имеет ключевое значение. Каждый работник должен понимать в долгосрочной перспективе, к чему стремится его компания, какие цели преследует его команда и какой вклад может привнести лично он.    


Джей Тикам, с 2012 года работает бизнес-консультантом 

1. Тешить себя надеждой, что, если вы будете делать хороший продукт, то, как только вы создадите компанию, у вас сразу же появится уйма клиентов. Поэтому думать об учреждении компании нужно только в том случае, если при оценке рынка вы замечаете явные сигналы, что достаточное количество покупателей нуждается в вашем будущем продукте.

2. Вкладывать максимальный объем инвестиций в развитие и внедрение технологий. В случае если почти весь начальный капитал будет потрачен на внедрение технологических новинок, то слишком мало средств останется на маркетинговую стратегию, оплату профессиональной квалифицированной рабочей силы, надлежащее обслуживание клиента и прочие важные вещи.

3. Стремление на самом начальном этапе привлечь внешние инвестиции. Чем раньше вы начнете искать инвестора, тем меньшей ценностью будет обладать ваш будущий бизнес. Плюс, вам нужно будет вернуть кругленькую сумму через определенный промежуток времени. Представьте: через год ваш бизнес будет оцениваться в 1 миллиард долларов, а инвестор, который  в самом начале вложился в него, захочет вывести свою долю – к примеру, 50%.

4. Кроме того, большой инвестиционный фонд слишком расслабляет учредителя. Не зря же говорят: нужда всему научит. Если средств будет недостаточно, то основателю компании придется активно думать и искать способы получить максимум эффекта при минимуме вложений. Подобное мышление закладывается в привычку и в будущем может сослужить хорошую службу.

5. Технические стартапы обычно хороши своей идеей, однако у создателей таких стартапов обычно не хватает знаний для ведения бизнеса. Поэтому я бы посоветовал нанять опытного управленца, который хорошо разбирается в менеджменте.

6. Непонимание того, насколько важен высокий уровень обслуживания клиентов. Даже одна ошибка в работе с клиентами может стоить репутации, после чего значительная часть пользователей может уйти к вашим конкурентам.

 

 

Бин Лиу, основал собственный стартап

Проведение недостаточной работы по изучению рынка. Я сталкивался со множеством стартапов, которые сходу бросались в разработку еще одного «суперклассного и решающего множество проблем продукта». При этом они не посчитали нужным заранее изучить рынок, на который они собрались выводить этот продукт.

Анализ конъюнктуры рынка должен быть проведен на самых ранних этапах работы. Необходимую информацию о конкурентах и общей ситуации на рынке вы можете найти в отчетах, предоставляемых исследовательскими отделами на базе университетов, технических лабораторий, а также инновационными центрами, финансируемыми государством. Google поможет вам найти все необходимые сведения об отрасли и целевой аудитории. Кроме того, совсем нелишним будет провести опрос ваших будущих клиентов, чтобы узнать их мнение, ожидания и предпочтения.

Вы очень удивитесь, когда поймете, как много времени и усилий в будущем поможет сэкономить вам данная работа.

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 1
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также

 

Комментарии

Страницы

Аватар пользователя mike

Думаю, стартапный бум скоро закончится. Но покамест журналистам ещё есть о чём писать. Впрочем, потом будут писать о конце эпохи стартапов так же успешно, как и о крахе доткомов.

Статью не читал, поэтому не оцениваю. :)

Наслушаются коучей, оденут розовые очки и пролетают как фанера над Парижем. Нет бы посидеть и подумать, недельки две. 

Panzer1001 пишет:

Наслушаются коучей, оденут розовые очки и пролетают как фанера над Парижем. Нет бы посидеть и подумать, недельки две. 


Некогда думать. Кодить надо. (С)

Сорри. Не оденут, а наденут очки. Опечатка.

Panzer1001 пишет:

Сорри. Не оденут, а наденут очки. Опечатка.


Чтобы не опечатываться можно просто писать - напялят очки.

Аватар пользователя savely

Нацепят. Очочки. cheeky

>  Впрочем, потом будут писать о конце эпохи стартапов так же успешно, как и о крахе доткомов.

Так а в чем разница-то? ;) Нынче "ширше" разве что...

+1
Аватар пользователя mike

Так а в чем разница-то? ;) Нынче "ширше" разве что...

Верно, Савелий, мыслишь!

Стартапы были всегда! (С)

Просто под разными названиями проходили.

Аватар пользователя mike

И ты, Логик, верно мыслишь. Разные бывают стартапы. Порой и "модернизациями" зовутся. Но по-любому журналисты не в накладе. Мне нравится фраза из польской песТни:

"А газэта пишэ, якьэ сон розкошэ!.."

Страницы