Истребитель шестого поколения. 6 теорий о том, каким он будет

Теоретически, истребители пятого поколения уже есть у России и США. Но их еще обтачивают, докручивают, тюнингуют... Однако это не мешает разрабатывать уже истребитель шестого поколения. А некоторые специалисты, например, российские, на полном серьезе сообщают, что работают над военным самолетом седьмого поколения!

Зато истребитель шестого поколения уже обзавелся реальными (и очень симпатичными) чертами. Русские готовы сделать его в 20-ых годах, американцы – в начале 30-ых. Неуверенные шаги в этом направлении делают китайцы, японцы и французы. Представляем 6 теорий о том, каким будет истребитель.

1.Будет гиперзвуковым. Почему же нельзя наградить такой способностью истребители пятого поколения? Потому что не нашлась еще такая стена, ударившись об которую, изобретатели решили бы ряд нюансов, которые мешают этому.

Для 5 М нужны ракетные ускорители. Непременно твердотопливные. А они, зараза, дорогие. Да пусть бы только это. На данный момент твердотопливные ускорители бывают лишь одноразовые. А это серьезно мешает нормальному выполнению боевых задач.

Можно, конечно, использовать жидкостные РД, но это, опять же, неэффективно. Обладая большим скоростным преимуществом, самолет будет тратить много времени на перезаправку двигателя низкокипящими компонентами. И он уже не сможет взлететь по тревоге. Сможет, но как раз к тому моменту, когда об этой тревоге генералы уже будут строчить отчеты.

 

Еще одна проблема гиперзвуковой скорости – разогрев самолета. Перехватчик «Валькирия», который мог пролететь мимо твоей закинутой головы на скорости 3 М, разогревался до 3 тыс. градусов. В эту же «стену» уперся и ракетоносец Т-4 (3.2 М). Поэтому в серию они не пошли.

В общем, истребителю шестого поколения нужна серьезная теплоизоляция корпуса. Как, например, у американского разведчика SR-71, который разгоняется до 3,4 М. Но для скорости в 5 М нужно что-то совершенно новое.

 

Предположительный проект истребителя шестого поколения компании «Сухой»

2.Будет сверхманевренным. А, может, и не будет, но российским военным очень хочется.

Излишняя резвость самолета – это дополнительный перегрев. Конструкторы Lockheed Martin вообще заявили, что готовы поставить крест на революции в этой функции в угоду другим сверхспособностям истребителя. Американские разработчики больше озабочены тем, чтобы летчик максимально быстро определял положение противника, при этом оставался незаметным врагу как можно дольше.

3.Скорее всего, он будет более заметным, чем ранние поколения. Малозаметность - главная фишка истребителей пятого поколения, ухудшает летные качества. И разработчики готовы этим пожертвовать, уповая на нереальную скорость. Мол, он так промчится, что даже если его и заметят, все равно не успеют сбить.

 

Макет истребителя 6-го поколения, разработанный американской военно-промышленной корпорацией Northrop Grumman и представленный в декабре 2015 года 

4.Впервые разработки русских и американцев будут серьезно отличаться. Если у предыдущих поколений практически идентичные возможности и характеристики, то с шестым поколением впервые происходит серьезное расхождение приоритетов. Американцы будут удовлетворены, даже если их самолет чуть-чуть не дотянет до 5 М. Русские настроены даже немного увеличить этот показатель. В России в приоритете сверхманевренность, в США – малозаметность… В общем, одни готовы пренебречь тем, на что делают ставку другие и наоборот.

Подобное расхождение приоритетов началось еще с разработки истребителей пятого поколения. Русские смеются над супермалозаметным F-35, которые видят ЗРС-500 и даже ЗРС С-400. А янки хохочут над якобы запредельной маневренностью Т-50, которая для отражения дальних ракетных атак не нужна. Кажется, мяч остался на стороне американцев. Истребитель же не только для отражения атак необходим.

5.Он сможет работать в космосе. В ближнем. Оказывается, для современного ракетного двигателя теоретически это не проблематично. Но есть ряд нюансов, как и в случае со сверхскоростью, которые еще предстоит решить. Палки в этих колесах еще никто не озвучил. Военные космические разработки тщательно скрываются.

Учитывая, как активно Россия и США разрабатывают космическое оружие (и как активно они не могут прийти к какому-либо общему знаменателю по этому вопросу наподобие Договора о нераспространении ядерного оружия), обе стороны скорее всего уже сделали серьезные шаги в этом направлении о чем известно только разведкам.

6.Истребитель будет обладать искусственным интеллектом. Вроде того, что уже сейчас используется на некоторых беспилотниках, но покруче. Военные надеются, что самолету будущего не будет нужен оператор. «Ласточка» должна принимать решения самостоятельно! Вдобавок, 6 поколение могло бы выполнять задачи со смертельными нагрузками для человека.

Как бы там ни было, хотя бы минимальное присутствие человека будет нужно. А связь с наземным оператором проблематична уже на расстоянии 200 километров, а на 300 полностью обрывается. Иногда помогают самолетные и спутниковые ретрансляторы, но разработчикам хочется чего-то более простого, эффективного и требующего меньших телодвижений.

Пока что озвучено одно решение, которое больше похоже на стратегию играющих в войнушку первоклассников. Истребитель можно выпускать в двух модификациях: беспилотный и пилотируемый. Один на значительном расстоянии сопровождает другой и всегда остается в зоне доступа. Т.е. прямая линия с тремя точками А, Б и В, где А – оператор, Б – пилотируемый истребитель, В – беспилотный. Например, Б удалилось от А на 300 километров, а В на 500. Беспилотник все равно остается на связи, потому что он еще доступен пилотируемому самолету, а тот – центру. Простое и банальное решение, которое почему-то никак не вяжется с оружием будущего.

 

Концепция истребителя шестого поколения компании BOEING

 Макс Вильтовский

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Viacheslav Kruk

все упрется в деньги, которых надо слишком много даже для сша, не говоря уже о россии, поэтому говорить о истребителях 6го поколения это, как рисовать летающую тарелку и инопланетян

Аватар пользователя mike

Будет гиперзвуковым.

5 (sic!) махов!

Будет сверхманевренным.

Чувствуется почерк хуманитария журнализда журналиста. Ему невдомёк просчитать, сколько g испытает лётчик. Ах, да, со смартфона будет управляться, как это я забыл. :)) Правда, как связь будет пробиваться на такой скорости сквозь образующуюся плазму вокруг -- хуманитарии поковыряют ручкой в носу, глядишь, и придумают чего. Главное -- заработать какой-никакой, хоть махонький, а всё же гонорарчик.

Аватар пользователя Viacheslav Kruk

ну если бы журналист мог ответить на такие вопросы, он бы наверное работал конструктором, а не журналистом

Аватар пользователя mike

...Если бы журналист мог ответить на такие вопросы...

А нет вопросов. Есть сосаные из пальца измышления юного журналиста про очередной вундервафель, причём

русские готовы сделать его в 20-ых годах, американцы – в начале 30-ых. Неуверенные шаги в этом направлении делают китайцы, японцы и французы.

Во как. В разведку парня!

"6 теорий"

Загуглите-ка, автор, понятие термина "теория". Не помешает.

А связь с наземным оператором проблематична уже на расстоянии 200 километров, а на 300 полностью обрывается. 

Как пилотируемый, так и беспилотный варианты крайне уязвимы. Уже созданы и работают комплексы "отвязки" беспилотников от сигналов GPS. Эти истребители просто "потеряются" в один момент и попадают, кто куда. Всё это бессмысленно в существующих условиях. 

Излишняя резвость самолета – это дополнительный перегрев. Конструкторы Lockheed Martin вообще заявили, что готовы поставить крест на революции в этой функции.

И они правы - скорость зенитной ракеты от полутора до пяти километров секунду. Т. е - от трех до девятнадцати тысяч километров в час. А стоимость - в сотни раз дешевле самого дешевого истребителя.

Быстрый самолет тоже не имеет смысла. Ни оператор ни летчик не смогут управлять машиной, которая за пару секунд будет оборачиваться вокруг экватора. Время чтобы повернуть рычаг будет большим. Даже скорость мысли тут недостаточна. А электронику, если она будет сама управлять самолетом, военные просто вырубят своими "глушилками".

В современном военном деле все решается комплексно. Когда работают и самолеты и спутники и РЛС и наземные службы и спецназ, который аэродромы захватывает. Так было на Фолклендах - местный аэродром захватил британский спецназ и самолеты оттуда взлетать не смогли.

Сейчас уже есть и наведены ракеты (неядерные), которые должны уничтожать инфраструктуру противника до начала боевых действий. Самолеты просто не смогут подняться в воздух. Для противодействия им нужна система раннего предупреждения и обнаружения. Короче, шняга эти разговоры про истребители. Они мало что сейчас решают. Эти все сюжеты для фильма о звездных войнах. 

Аватар пользователя Al

"скорость зенитной ракеты от полутора до пяти километров секунду" - Во как! Когда я командовал своей зенитной ракетой, я знал, что у неё скорость чуть больше 2 махов на разгоне. Откуда данные - они же секретные? ))

Аватар пользователя mike

Откуда данные? При продаже оружия данные часто перестают быть секретными. Засекретишь -- хрен купят. Вообще-то ракеты С-400 имеют скорость до 5 км/с. И вообще, думаю, когда ты служил (если служил), было другое время. 

Изделие 53Т6 (система ПРО А-135 Амур). Максимальная скорость полета 53Т6 – 5.5 км/сек. или 19600 км/час. Ракета способна разогнаться до скорости 5,5 км/с всего за 3 с, испытывая при этом перегрузки более 100 g. Высоту 30 км противоракета достигает всего за 5 с небольшим секунд. Фантастическая скорость! Дальность перехвата составляет 80-100 км, высота перехвата 15-30 км. Сейчас это чудо российской техники защищает Москву.

Тут много сложнейших технических нюансов. Например, руль высоты таких ракет придумали в Беларуси. В советские ещё годы. В связи с тем, что маневры должны быть резкими, руль не должен находиться в воздухе. Он должен быть установлен в газовом потоке. А чтобы он не плавился, его делают в виде конструкции из пустотелых внутри сот, заполненных тугоплавкой медью. При высокой температуре медь начинает течь, снижая температуру титанового руля. 

На вторую половину полета ракеты, особенно, если было маневрирование, никакого топлива уже не хватает (двигатель от двух до 30 секунд работает) и дальше она летит, как снаряд, по инерции. Поэтому, очень важно правильно определить упреждение, точку встречи. Сейчас уже это стало возможным и боеголовки ракеты делают даже в виде титановых стержней, без взрывчатки.