Мнение: компании должны обучать QA самостоятельно

QA-менеджер компании Qulix Systems Екатерина Лаптюхова написала для KV.by колонку о том, как IT-компаниям можно обучать тестировщиков для своих нужд.

 

Сейчас QA  — это третья по численности категория айтишников на LinkedIn. При этом все равно есть дефицит квалифицированных «тестеров» на рынке труда. Государственные образовательные учреждения начинают потихоньку реагировать на потребности рынка (к примеру, в БГУИР и БГАС преподают соответствующие специальности), но с учетом спроса этого все равно мало. Что же делать компаниям, которым нужны грамотные QA с актуальными практическими навыками? Воспитывайте их сами!

Подготовленные на базе компании специалисты, в отличие от нанятых, владеют релевантными для организации технологиями и инструментами, а также демонстрируют больший энтузиазм в работе. Ведь такой сотрудник начинал свою карьеру QA-специалиста в стенах компании, получил знания от коллег и впитал в себя корпоративную культуру.

 

Как происходит обучение?

Для начала нам нужны кандидаты-стажеры, которые хотят стать QA. Какие требования к ним выдвигать? У нас в компании их три:

1.    Знание теории. Вводные курсы для QA-инженеров плюс чтение профессиональной литературы и просмотр онлайн-курсов от ведущих специалистов.

2.     Опыт в QA (не менее 6 месяцев). Другими словами, кандидат должен обладать высоким уровнем компьютерной грамотности и обладать хотя бы общим представлением о компьютерных сетях. Навыки программирования для тестировщика будут жирным плюсом, потому что именно они помогут достичь высот в области QA.

Еще будут полезны знания о принципах работы операционных систем, веб- и мобильных приложений, а также опыт работы с базами данных и SQL.

3.     Неплохой английский. Идеальный вариант — Intermediate и выше, но можно рассматривать и кандидатов с Pre-intermediate, если по техническим навыкам они вас устраивают.

На этом этапе важно понять, умеет ли кандидат логически рассуждать, фантазировать, исследовать, анализировать поведенческие навыки людей, чтобы спрогнозировать варианты использования функционала систем и исключить появление ошибок. Профессия QA во многом творческая, поэтому очень хорошо, если у тестировщика будет богатая фантазия.

Учебный курс строится на теоретических и практических занятиях, но практики однозначно больше: разбираются особенности работы и тестирования мобильных, веб, десктоп и серверных приложений. Инструменты, методы и процессы выбираются в зависимости от потребностей рынка и текущих проектов. Это сделано для того, чтобы облегчить вхождение в процесс для тех, кто успешно пройдет обучение и станет полноценным членом команды.

 

Программа курса разделена на два этапа:

Первый этап. Он состоит из серии тематических лекций с практическими заданиями, которые выполняются в офисе. Задачи максимально приближены к реальным кейсам компании. Данный этап заканчивается экзаменом и последующим собеседованием с техническими специалистами. Часть кандидатов идет дальше, с другими же, к сожалению, приходится прощаться.

Второй этап. Он подразумевает тесное сотрудничество с опытными членами команды (многие из которых являются обладателями сертификатов ISTQB). Кандидаты могут глубже погрузиться в изучение методов и инструментов тестирования. При этом за каждым человеком закреплен куратор, который внимательно проверяет выполнение практических заданий и дает обратную связь. Успешно сдавшие финальный экзамен становятся джуниор-тестировщиками и полноценными членами нашей QA-команды.

К концу курса молодая гвардия тестировщиков имеет все необходимые знания о том, как:

●     составлять документацию (тест-кейсы, чек-листы, отчеты об ошибках);

●     применять накопленные знания;

●     работать с devtools, API, Fiddler, Charles, SQL.

Полноценное включение новичка в процессы может занять до нескольких месяцев. Кроме технических кураторов в этом процессе помогает и HR-команда, особенно когда речь идет о вопросах мотивации и психологических аспектах адаптации. Сейчас обучение QA — это корпоративная программа, которую у нас проходят все кандидаты на должность junior-тестировщиков в течение периода их вступления в должность.

После этапа обучения новичков нельзя «бросать на произвол судьбы». Профессиональная стагнация приводит к демотивации и к сильному снижению производительности. Чтобы избежать эмоционального и профессионального выгорания, QA следует время от времени переключать между проектами. Дайте понять человеку, что он всегда может подойти к менеджеру и обсудить возможности постепенного перевода на другие проекты, если вдруг почувствует снижение вдохновения и вовлеченности.

Обучение QA в рамках компании — процесс сложный и многоступенчатый. У нас он выстраивался много лет и продолжает постоянно совершенствоваться и дополняться. Внедрить такую систему с нуля за пару месяцев не получится, но начинать с чего-то надо. Я бы посоветовала найти в компании квалифицированного и мотивированного специалиста, который может и, самое главное, хочет делиться знаниями, дайте ему возможности и время на это, и процесс пойдет.

 

 
Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также