Party Hard: гоночные роботы-машины, игры с дополненной реальностью и «умный дом»

Версия для печатиВерсия для печати

Вы думаете, что хард вымер, а все «мозги перетекли» в разработку софта? Если нет, то искренне этому рады, если да, то сейчас приведём доказательства, что это не так. В харде по-прежнему много талантливых ребят, готовых бросить вызов тем, кто ушёл в софт. На конференции Party Hard!, которая прошла в бизнес-инкубаторе ПВТ, свои разработки в области робототехники представили не только люди, получившие красные дипломы, но и школьники со студентами. Подробнее читайте в репортаже KV…

О промышленных революциях напомнил гостям конференции в начале своего выступления Игорь Мамоненко, Генеральный директор Belhard Group. Их было три: первая связана с открытием парового двигателя, вторая  − с внедрением электричества,  третья – с появлением компьютеров. А сейчас мы наблюдаем четвёртую, которая связана с интернетом вещей. И мы находимся в самом её начале, считает спикер. «В будущем планируется подключить к интернету около 70 миллиардов устройств во всём мире (автомобили, стиральные машины, дроны и т.д.), которые будут общаться с некими «материнскими» центрами. Мегомозгом всего этого будет, конечно, облако», − говорит Игорь Мамоненко.

Второй тренд 21 века – это «умные дома». В промышленности появилась возможность делать «умные» вещи локальными. «Процесс эволюции продолжается и сегодня. Сравните стоимость «умных» гаджетов несколько лет назад и сейчас − их цена снижается несколько раз в год. Сама электроника дешевеет, для конструкторов стали доступны автономные процессоры небольшого размера. Всё вокруг нас обрастает собственными мозгами», − говорит Генеральный директор Belhard Group. Нужно больше давать автономности «умному» железу, считает он. Применять такие устройства в промышленности, быту, медицине, правительстве, обороне, ГАИ, отдельно можно выделить сектор дронов. Дроны – это новый бизнес (доставка пиццы, газет, лекарств), за ним будущее, уверен выступающий.

«Считается, что к 2020 году объём рынка «умных» вещей составит примерно 18 трилл.долл. (превысит ВВП Америки). Можем ли мы принять участие в разделе этого пирога? Я считаю, что можем», − высказывает свою точку зрения Игорь Мамоненко. − Беларусь – это не Силиконовая долина, гранты никто не даёт, но, хочу отметить, что у нас создалась интересная команда из людей, которые самостоятельно занимаются разработкой железа. У кого-то-то есть идеи, у кого-то − деньги, а у кого-то – возможность всё это реализовать. Мы можем друг друга дополнять».

Ещё одна тенденция, характерная для нашей эпохи, − это  появление глобальных сервисов. Они обладают такой уникальной возможностью, как обратная связь. Телевизор, подключённый к интернету, анализирует рекламу и сообщает, предположим, корпорации Samsung, а тот в свою очередь рекламодателю о том, кто и когда смотрел его рекламу. Такая информация помогает делать лучше и сервис, и всю сферу обслуживания в целом, считает выступающий.

Следующий спикер Сергей Шевкунов, заместитель начальника управления процессинговыми и дистанционными системами ОАО «Белгазпромбанк» рассказал о таком явлении, как краудэкономика и о сервисах экспертизы и финансирования бизнес-проектов – WikiBank и Ulej. Начал он своё выступление с рассказа о том, что именно обмен информацией привёл к эволюции человека. «Обмен древних людей предметами и информацией привёл к тому, что способы обмена и сам человек начали эволюционировать. – рассказывает Сергей Шевкунов. − Недавно мы достигли вершины этой эволюции – у нас появились электронные деньги, а скорости и объемы передаваемой информации тоже способствуют развитию фантастических идей. Правда, решение о вводе монет вернуло нас как бы на шаг назад. Влияние технологических, социальных и экономических факторов за последние несколько лет привели к глобальным изменениям в человеческих отношениях, и это стало признаками новой эры в экономических отношениях. Это эпоха краудэкономики - экономической модели, где между потребителями производителями практически отсутствуют посредники-эксперты и роль мнения последних постепенно утрачивает силу).

Элементами краудэкономики сегодня являются краудфандинг, краудинвестинг и краудсорсинг. Белгазпромбанк создал в Беларуси сервис по финансированию значимых и интересных бизнес-проектов. Для предпринимателей WikiBank – это возможность протестировать свою идею, найти клиентов и кредитную поддержку для своего бизнеса, разместив свой проект на сайте, а для вкладчиков – это перспективный способ размещения гарантированного онлайн-депозита, при котором он получает не только процентный доход, но и дополнительные бонусы от предпринимателей.

В технической секции слушатели и сами спикеры были сосредоточены на «секретах» создания роботов, делились навыками в этой области и показывали свои достижения. Виктор Хаменок, СЕО Rozum Robotics рассказал о том, как они, не зная основ робототехники, создавали робота, рисующего на мольберте. «Эта история началась 10 месяцев назад. Мы решили создать компанию в области робототехники, слабо представляя, что это такое.  У нас не было опыта в разработки робототехнических устройств, но мы точно знали, что хотим сделать робота-художника», − рассказывает Виктор. − Для того, чтобы задача не была тривиальной (простейшие устройства для рисования на плоскости называются «плоттеры»), мы решили включить в требования к будущему роботу человекоподобность. Такая постановка значительно усложняла задачу, но при этом позволяла получить опыт в разных областях робототехники».

Первый свой результат Виктор продемонстрировал в видео на экране. На нём видно, как робот поднимает бутылку с молоком и наливает содержимое в стакан. По окончанию ролика зал аплодировал спикеру. Это видео на Facebook собрало несколько сотен просмотров и примерно столько же лайков. «Мы думали, что если будем продвигаться такими темпами, то выполним задачу очень скоро. Но, время шло, а результата не было», − сетует рассказчик.

Разработчики не могли достичь плавности движений, необходимой точности в выполнении роботом элементарных действий. В итоге они сели за книги и принялись изучать теорию. «Типичный робот-манипулятор состоит из звеньев (links), которые соединены кинематическими парами или суставами (joints), – делится знаниями, почерпнутыми из книг, Виктор. − Нижнее звено крепится к неподвижному основанию (base). Оканчивается манипулятор рабочим органом (end effector), таким как экструдер у 3D принтера или захват у манипулятора». Современная робототехника, по его мнению, давно перешла на волновые передачи. Волновые передачи – это не новое явление, но в инженерии − настоящее искусство. Они придают высокий крутящийся момент, за счёт которого получаются плавные движения при рисовании роботом каких-то фигур. Ребята достигли того, что робот выводит карандашом линии, но для того, чтобы он рисовал картины, ещё нужно немало потрудиться.

Студенты первого курса ФПМИ и ММФ БГУ Ира и Ваня увлекаются робототехникой со школы. На выставке Party Hard они представили свои разработки. «Это рука-манипулятор, − объясняет Ирина. − Она создана для того, чтобы дети, начиная с 6-7 лет, могли на практике изучать основы программированияВедь для хорошего усвоения материала, особенно детям, нужно наглядно показывать, как всё это работает. Этот робот выполняет различные команды (поднятие, вращение, захват и т.д), когда школьник задаёт их в консоли обучающей программы». Для этого проекта ребята создали макро-язык, максимально простой для понимания. В окне программы можно просматривать анализатор движения, скорость сервоприводов и т.д. Чтобы рука плавно двигалась, они разработали алгоритмы разгона и торможения. Все детали вытачивали сами на станке, дорогого оборудования не покупали.

С помощью макроязыка и самой обучающей программы ребёнок может запрограммировать робота так, чтобы он приносил тапочки, закручивал гайки и т.д. Управлять им можно с телефона или  джойстика. В будущем они хотят добавить к конструкции платформу на колёсах, с помощью которой она будет передвигаться по квартире. У ребят есть ещё один робот, его Ваня создал в 8 классе. Джонни, так зовут робота, ездит по квартире и поёт песни. У него встроенный аудио-модуль, можно записывать музыку через сеть или по Bluetooth.

Любовь к роботам, по словам Ирины, появилась у неё благодаря хорошему преподавателю в школе. А у Вани это хобби с 7 класса (в школе самостоятельно изучал си#, си++, java). В  гимназии, из которой они выпустились год назад, ребята ведут сейчас факультатив по основам робототехники. Они объясняют школьникам, как работают алгоритмы движения, протоколы передачи данных, запуск механизмов и т.д. Один из их учеников показал гостям конференции своего робота, который уже побывал на многих международных конкурсах и выставках. Этот робот пылесосит, сканирует помещение на наличие опасных газов, огня, скоро его научат звонить в службу спасения  в экстренных случаях. Сейчас школьник работает над тем, чтобы робот воспринимал человеческую речь и мог собирать игрушки, разбросанные по дому.

Также на выставке был представлен некоммерческий проект MajorDoMo  − «умный дом».  Это бесплатная, открытая программная платформа для комплексного управления домашней автоматикой, а также для информирования жильцов дома о различных ситуациях, таких как разрядка батареи телефона, место нахождения членов семьи и т.д. «В основу проекта заложено несколько фундаментальных принципов, – рассказывает создатель проекта Сергей Джейгало. − Принцип первый  − концептуальность. Умный дом – это не только  железо. Второй – приземлённость. Взаимодействие элементов системы строится на HTTP-протоколе. Третий − гибкость в интеграции. Глубина интеграции системы определяется потребностями пользователя  и степенью доверия к системе. Четвёртый  принцип − лёгкость на подъём. Система может быть установлена практически на любой персональный компьютер (Windows и Linux) и совершенно не требовательна к ресурсам».

С помощью MajorDo Сергею удалось реализовать следующие возможности: утром система рассказывает о погоде (температура воздуха, влажность) и включает музыку, сообщает, если открыты гаражные либо въездные ворота, при выходе отопления из нужного диапазона поступает голосовое уведомление на Skype. Система управляет отдельными элементами внешнего освещения, ведёт контроль доступности устройств, подключенных к домашней сети – по ним можно выявить неполадки, либо определить присутствие кого-то из домашних и т.д.

Система успешно применяется в пространствах любого объёма и функционального назначения  − от технического помещения до целого города. Алиса − это персонаж, от имени которого идёт общение системы с пользователем. При желании имя может быть изменено в настройках системы. С помощью этого решения можно следить за безопасность (отопление, водоснабжение, электричество и т.п.), за экономией (электричество/тепло) и наслаждаться комфортом − централизованное управление всеми системами на любом устройстве.

Без консольных или компьютерных игр уже сложно представить конференцию для разработчиков, и на Party Hard не обошлось без них. «Аrbot – робот, работающий с дополненной реальностью, − рассказывают его создатели. − Наша концепция состоит в том, чтобы создавать игровой мир в дополненной реальности, а самого робота использовать только как оператора для перемещения в ней. Отсутствие полноценных игровых устройств, использующих дополненную реальность в игровом мире, стало основной причиной создания этого робота».

Arbot состоит из 2х основных частей: внутреннего корпуса, в котором располагаются моторы и плата управления, и двух внешних полусфер, выполняющих роль колес. Роль «мозга» принадлежит непосредственно мобильному устройству. «Мы постарались оптимизировать программное обеспечение так, чтобы оно экономно использовало ресурсы и не приводило к быстрой разрядке или «зависанию» гаджета. Дополненная реальность – это открытая технология, которую мы применили в своей разработке», − говорит представитель команды Илья Герасимович.

Робота ребята сделали быстро, всего за 4 месяца – это был заказ из России.  Но инвестор через какое-то время перестал выходить на связь, ребята предполагают, что виной всему кризис. Сейчас они находятся в свободном плавании, планируют найти партнёров и сделать робота с дополненной реальностью доступной для потребителя игрушкой.

Ещё одна игрушка, но солиднее предыдущей – робот для гонок (обычно им интересуются крупные ИТ-компании) представлена брестской организацией Roborace.  «Этими роботами никто не управляет, делают их сами участники соревнований, используя радиоуправляемые модели, − рассказывает Дмитрий Склипус. 

− Каждый робот уникален, «начинка» у всех разная. Кто-то использует Raspberry Pi (одноплатный компьютер размером с банковскую карту), некоторые устанавливают камеры, чтобы видеть линии, по которым ехать. Но пока команды не достигли такого уровня, чтобы с камерами ездить быстро, обычно из-за них скорость снижается. В нашем роботе установлен бесколлекторный мотор, под бампером по бокам стоят датчики, которые определяют, когда нужно обгонять соперника. Для оптимизации всего процесса я использую эсемблерные вставки в коде, конфигурирую библиотеки и т.д. Главное  при разработке робота для гонок – знать архитектуру микроконтроллера. Мне повезло, я её знаю, умею ей пользоваться».

Брестские разработчики проводили эксперимент с роботом и обычной машинкой на пульте управления, и первый, как ни странно, выиграл (управляющий машинкой был непрофессионал). Сталкиваться, подрезать в гонках разрешается, а вот поджигать робота-соперника ни в коем случае. Скорость робота-машинки может меняться в зависимости от ситуации: на прямых трассах увеличивается, а на поворотах снижается.  На финише робот не останавливается, потому что не знает, что финишировал.

Вероятность того, что робот свернёт с дистанции, поедет в обратную сторону есть всегда. Хозяин машинки в таком случае может снять её и направить в нужную сторону, но, правда, круг не будет засчитан жюри. Как правило, спонсорами Roborace выступают ИТ-компании, в Беларуси ими не раз уже была компания ЕПАМ. Ближайшие показательные соревнования ребята хотят провести в Минске на «Tibo-2016».

Экспозицию микропроцессорных модулей среди множества роботов можно было не заметить – каждый модуль размером с ладонь. Но представитель компании Axonim очень увлекательно рассказывал об этих портативных устройствах: «Эти готовые модули можно использовать для разработки любых устройств, например, «умного» холодильника, который будет контролировать сроки годности продуктов, делать заказы в магазинах и т.д. К нему можно добавить интерфейс в виде небольшого дисплея, подключить кучу датчиков и т.д. К примеру, такие модули у нас заказывает фирма, занимающаяся написанием ПО для низкоорбитальных спутников».

Ещё один проект, представленный этой компанией,мобильный тепловизор. Устройство предназначено для наблюдения излучения объектов в ИК диапазоне. Оно может использоваться совместно с ios/аndroid устройствами, интерактивными очками GoogleGlass. Тепловизор помогает обнаруживать элементы устройств, которые  перегреваются и выходят из строя. С помощью него можно мышей в темноте ловить, смеётся рассказчик. Компания надеется, что у потребителей появится интерес к гаджету, и он будет массово продаваться в торговых точках.

Также гости конференции подробно узнали о проекте по созданию протеза руки «MyoTriton», эта экспозиция, к слову, пользовалась большой популярностью.

О сенсорной гитаре, которую разработал Юрий Маркович, будучи на пенсии. Об устройстве, которое поднимает настроение, и многом другом.

Вот такая разноплановая получилась конференция Rarty Hard в этом году. Напомним, что организаторами конференции выступили Бизнес-инкубатор Парка высоких технологий, старейший белорусский ИТ-портал «Компьютерные вести» и разработчик приборов экологического мониторинга компания R-NOX. Надеемся, что через год сможем показать ещё больше разработок в области робототехники и порадовать новыми, не менее интересными, выступлениями.

Диана Васильева

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также

Добавить комментарий