Самые влиятельные

Неделю назад журнал "The PC Magazine" опубликовал список сотни самых влиятельных компаний мира в сфере Интернета и компьютерных технологий. Конечно, подобную характеристику ("влиятельный") нельзя назвать объективной. Объективны цифры финансовой прибыли и годового оборота, курс акций и процент роста в год. Однако такая характеристика, как "влияние" - отдельное понятие. Она, естественно, зависит от вышеперечисленных данных, но представляет собой нечто качественно другого порядка и не может быть объективно определена на основе каких-либо численных характеристик, так как очень сильно зависит от уровня известности брэнда (марки), "раскрученности", перспективности и уникальности бизнеса, доли рынка. Все это в цифрах не измеришь (кроме, пожалуй, последнего). Именно уровень этой самой "влиятельности" говорит нам гораздо больше, чем сухие цифры квартальной и годовой финансовой отчетности.

Список составлялся по результатам оценок и жестоких споров нескольких десятков экспертов и журналистов "The PC Magazine", и, как они выражаются, "окончательные оценки столь же научны, сколь и субъективны".

Рейтинг Компания Доходы
в 1998 г.
(млн $)
Рост по
сравнению
с 1997 г. (%)
Чистая
прибыль
в 1998 г.
(млн $)
Бюджет
исследований
и разработок
1998 г, в %
к общим
доходам
1999 1998  
1 1 Microsoft 14 484 27.5 4490 17.3
2 8 America Online 2 600 54.3 92 6.7
3 2 Intel 26 273 4.8 6 068 9.5
4 3 IBM 81 667 4 6 328 6.2
5 6 Cisco Systems 8 459 31.3 1 350,1 12.1
6 33 Amazon.com 610 312.7 -124.5 7.7
7 13 Yahoo! 203 188.4 25.6 11.2
8 11 Oracle 7 144 25.7 813.7 10.1
9 9 Dell 18 243 48 1 460 1.5
10 5 Hewlett-Packard 47 061 9.7 2 945 7.1
11 7 Sun 9 791 13.9 762.9 10.4
12 4 Compaq 31 169 26.8 -2 743 4.3
13 12 3Com 5 420 -3.3 30.2 10.7
14 16 Apple 5 941 -16.1 309 5.1
15 24 RealNetworks 65 98.2 -16.4 32.1
16 ~ eBay 47 724.4 2.4 9.7
17 45 AT&T 53 223 3.2 6 398 1.2
18 25 Sony 56 622 10.6 1 491.7 5.5
19 15 Adobe 895 -1.9 105.1 23.2
20 19 Macromedia 150 32.5 19.8 23.7
21 14 Gateway 7 468 18.7 346.4 1
22 31 Lucent 30 147 14.4 970 12.2
23 17 Novell 1 084 7.6 102 20.8
24 ~ Walt Disney 22 976 2.2 1 850 Нет данных
25 40 Computer Associates 5 253 11.3 626 8.1

Газетные рамки этой статьи обрезают список самых влиятельных компаний до первых 25-ти. Но основные тенденции видны и здесь. Для анализа мы будем пользоваться информацией из полного списка, по ходу сообщая необходимые цифры.

Понятно, что главный фактор "влиятельности" - деньги. Однако в первых рядах списка есть несколько компаний, доходы которых нельзя назвать выдающимися, - они резко выделяются из общей массы миллиардеров. "Почему, собственно?" - рождается немой вопрос. В том-то весь фокус, что к числу "везунчиков" с маленькими доходами, но входящими в первые ряды Top 100, относятся фирмы, сфера влиятельности которых находится в области Интернета. Сейчас к ним можно относиться двояко, но нельзя не помнить о многочисленных прогнозах, предрекающих бум электронной торговли в ближайшие годы. Этими прогнозами объясняется и резкий рост акций этих компаний, и серьезные инвестиции в них.

 

За счет инвестиций обеспечивается "рост доходов". К доходам ведь относится не только прибыль от продаж, но и инвестиции в компанию. Самыми "быстрорастущими" являются именно Интернет-компании: eBay (724%, 16-е место), Excite@Home (548%, 31-е место), Amazon.com (312%, 6-е место), что связано с тем, что темпы развития фирмы в Интернете отличаются (и очень сильно) от привычных. Фирма может за неделю приобрести мировую известность и еще быстрее исчезнуть. Кроме того, большинство Интернет-компаний - молодые, а поначалу проценты имеют совсем иной вес. В этом смысле удивляет безусловный лидер, Microsoft, при своих многомиллиардных оборотах добавившая, по сравнению с прошлым годом, 27%. Не менее серьезных успехов добились Compaq (27%, 12-е место) и Dell (48%, 9-е).

Упомянутые инвестиции в Интернет-компании отнюдь не способствуют повышению прибыльности последних. Большую прибыль в Интернете сейчас удается получать немногим, остальные вкладывают все деньги, которые у них есть, в развитие, весьма разумно ставя перед собой задачу захватить как можно больший кусок быстрорастущего рынка он-лайн-торговли. Поэтому почти все Интернет-компании из списка убыточны. Лидирует по "убыточности" Excite@Home (31-е место, убытки $144.2 млн. при доходах $548.6 млн.), она же - один из лидеров по темпам роста и по бюджету исследований и разработок (35.4%). Курс акций этой компании растет как на дрожжах. Вот это - тенденция. Понятие прибыли на американском рынке - совсем не главное, фирма может процветать, будучи убыточной из месяца в месяц.

Проследим изменения по сравнению с прошлым годом. Сразу очевидно наступление "новичков из виртуальности" - молодых и амбициозных, быстрорастущих Интернет-компаний, которые потеснили в списке "стариков" с огромными прибылями, но не столь многообещающим будущим. Сдали свои позиции Hewlett-Packard, Sun и Compaq (10-е, 11-е и 12-е места по сравнению с прошлогодними 5-м, 7-м и 4-м). Gateway опустился с 14-го на 21-е, Canon - с 23-го на 34-е, Silicon Graphics - с 29-го на 40-е, Seiko Epson - с 30-го на 41-е и т.д. Потрясающий по глобальности откат совершила компания Corel - с 27-го на 95-е место. Многие компании, занимающиеся "традиционным бизнесом", успели приспособиться к новым условиям рынка и сохранили свои прошлогодние места в списке самых влиятельных и даже поднялись в нем (Oracle, Dell, Sony, Xerox, Acer и др.). Показателен захват второго места компанией America Online, отобравшей эту позицию не у кого-нибудь, а у самой Intel! Кстати, AMD поднялась с 41-го на 27-е место.

Самая главная тенденция этого года - большое количество новичков "из Интернета" и мощнейший старт других компаний оттуда же. Amazon.com и Yahoo укрепились в первой десятке, и на следующий год у них явно есть свои планы. В списке 24 новичка, из них 18 - Интернет-компании. Многие новички сразу же заняли ведущие позиции в рейтинге. Замечательного успеха добились eBay (крупнейший аукцион он-лайн, 16-е место) и Walt Disney (24-е), а главный феномен - MP3.com, умудривший с мизерными доходами в $1.2 млн. застолбить 90-е место.

В долгосрочном плане прогноз предсказывает индустрии еще более неустойчивую погоду. Интернет продолжит доминировать, но шквал Y2K и антимонопольные потрясения могут вызвать новые изменения в списке Top 100 будущего года.

Посмотреть полную версию списка самых влиятельных компаний можно по адресу www.zdnet.com/pcmag/stories/reviews/0,6755,2337304,00.html.

Анатолий АЛИЗАР,
alizar@softhome.net

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

41 за 1999 год

Рубрика: 

Brand name
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!