Информация и её развитие

Как функционирует разум?

Во все времена и эпохи способность людей познавать сущность явлений окружающего мира воспринималась как функция разума. Однако объяснение сущности самого познания, из которой стало бы ясно, почему оно вообще возможно и как происходит его процесс, - остается и по сей день, возможно, самой большой тайной для науки. Тем не менее, теперь уже вполне ясно (видимо, даже для школьников), где находится ключ к раскрытию этой тайны.

Но очевидно это стало только сравнительно недавно, когда с легкой руки Клода Шеннона термин "информация" как обобщение содержащихся в сигналах фактов, сведений, изображений и т.п. стал центром притяжения всех без исключения аспектов дальнейшего научно-технического прогресса. Несмотря на то, что технические устройства, выполняющие функции как источников, так и приемников сигналов, получили необычайно мощное развитие, сущность информации вплоть до окончания XX столетия оставалась для науки по-прежнему terra incognita.

Но теперь уже начинает выходить из тени и причина такого положения дел. Как только со всей очевидностью проясняется нематериальная сущность информации как особого типа разнообразия ("КВ" №1), то становится вполне понятно, что наука, накопившая огромный объем знаний о свойствах материальных объектов, зачастую оказывается неспособной найти объяснение широкого круга явлений на основе только этих знаний. Так происходит, видимо, потому, что свойства нематериальных объектов традиционно интерпретируются через свойства их материальной оболочки (которая присутствует у этих объектов в обязательном порядке), а не на основе законов систем, что порождает невероятную путаницу в интерпретации даже относительно простых и уже вдоль и поперек изученных явлений ("КВ" №2).

Однако, когда и здесь наука начинает эту неопределенность преодолевать (определение понятий "система" и "антисистема", основной закон систем, законы иерархий, сохранения равновесия, инерции - "КВ" №№25-31, 39-40, 2000г.), раскрытие сущности информации встречает препятствия, которые в науке уже с давних пор входят в категорию высшей степени трудности. Информация оказывается узловым пунктом не только в общей теории систем, но и в решении ключевого вопроса экономической науки ("КВ" №№33-38, 2000г.), а также в теории познания, относящейся к философским наукам и имеющей прямое отношение к основному вопросу философии, который всегда рассматривался как идеологический инструмент формирования самой науки, а не предмет изучения, т.е. сама наука по этому вопросу фактически раздваивалась, вместо того, чтобы выработать единую позицию. Похоже, что теперь необходимость исследования этой самой высокой вершины науки уже в обозримое время перейдет из идеологической в практическую область научных исследований.

 

Если это произойдет, то вовсе не потому, что наука только теперь становится способной выйти на свой предельно высокий уровень, а лишь как следствие практической необходимости и исключительно высокой степени полезности такого исследования хотя бы для того, чтобы лишить основы бесцельные пустопорожние переливания жизненно важных ресурсов общества и запирание науки в бронированные сейфы в целях его защиты от самого себя. В этом случае тайна из тайн науки - сущность процесса познания - перестанет быть таковой и получит достаточно простое объяснение, исходя из сущности понятия "информация".

Если принять за исходный пункт, что информация всегда объективна, т.е. существует независимо от воли и сознания людей, то она в принципе может рассматриваться как один из объектов окружающего мира, который может существовать только в соответствии с естественными законами. Однако среди всех других объектов информация особо выделяется тем, что она одновременно существует и как условие, и как результат познания. Так происходит потому, что информация - это продукт разума, который, в свою очередь, может создавать новую информацию только в том случае, когда в его распоряжении уже имеется более простая информация, полученная им ранее. Информация как условие для функционирования разума частично наследуется им (в генных структурах ДНК) и частично получается извне (обучение, воспитание и т.п.). Потенциальная эффективность разума определяется его физическими (материальными) характеристиками, но фактически этот потенциал может быть реализован только после того, как он усвоит уже имеющиеся знания и опыт.

Тогда становится очевидно, что разум как способность познавать окружающий мир может получать свое развитие только в информационной среде, которую он же и вырабатывает. С другой стороны, информационная среда - это общественный продукт, создаваемый не одним, а множеством индивидуальных разумов, следовательно, эта среда, по сути, есть абстрактное (т.е. существующее только в сознании) выражение совокупного разума или общественного сознания. Однако такая абстракция (которая, очевидно, никаким разумом быть не может, а только его продуктом) по мере своего развития начинает приобретать столь могущественную силу и влияние, что фактически становится первичной по отношению к любому отдельно взятому разумному объекту. А вот по отношению ко всему обществу информационная среда может быть только вторичной, поскольку не только является его продуктом, но и вне общества потеряла бы всякую основу для своего существования.

Вполне понятно, что так происходит потому, что никакой разум не может возникать и развиваться вне информационной среды, но, с другой стороны, существование и развитие самой информационной среды невозможно без осуществления разумной деятельности. Возникающий отсюда вывод очевиден: качественное состояние информационной среды в решающей степени определяет качественное состояние как всего общества, так и (особенно!) каждого человека в отдельности. Но тогда становится очевидно и то, что поддержание необходимого качественного состояния информационной среды становится проблемой такого уровня, которая определяет все без исключения (!) другие проблемы общества. Поскольку всеобщая форма, в которую облекается информационная среда - это источники информации, то было бы вполне естественно определить эту среду как совокупность всех существующих в обществе источников информации в результате приведения их в единую систему...

Эй... эй, что это вы такое говорите? Проснитесь, вот размечтались! Пора бы уже и на землю опуститься. Где это вы видели, чтобы... да что там все, хотя бы самые необходимые источники информации можно было привести в более или менее работоспособную систему?

Да это действительно пока только мечта, но ведь еще мало кто знает о том, что система, столь необходимая обществу... уже на подходе! Во всяком случае ее полюсы уже определены ("КВ" №3), а с компонентами... это нам не впервой, как-нибудь справимся!

Юрий КРАСКОВ,
c_city2000@mail.ru

Все права на публикацию принадлежат автору


P.S. Вряд ли есть необходимость разъяснять, насколько важно определить, что такое данные, поскольку очевидно, что это открыло бы путь к разработке единого стандарта для всех источников информации. Поэтому должно быть вполне понятно, что любая попытка поисков в этом направлении может заслуживать лишь уважение, тем более, что желающих всерьез заняться этой проблемой не сыщешь днем с огнем. Однако, как только, наконец, лед тронулся (
"КВ" №3), так тут же объявился "оппонент" (уверяющий, что он не один такой), который ничтоже сумняшеся заявил, что "КВ" просто не должна допускать на свои страницы подобную чушь. При этом приводится "убийственный" аргумент, что, мол, нам и так всем давно известно, что из битов и байтов невозможно построить никакую информацию, т.к. вообще ничего нельзя построить из единиц измерения (метров, кубометров и т.п.)

Но если уж по старой доброй традиции и сваливать в одну кучу материальные и нематериальные объекты, то это надо делать последовательно и до конца. Тогда-то и выяснится, что биты только потому могут выполнять роль единиц измерения, что одновременно являются единственно возможными(!!!) структурными (конструкционными) элементами, из которых состоят все без исключения нематериальные объекты. Следовательно, парадокс вот так просто не устраняется, т.к. нужно еще объяснить, почему из материальных элементов можно создавать объекты (скажем, дома из кирпичей), а из нематериальных (битов) - нельзя?

Можно с большой долей уверенности утверждать, что наш "оппонент" наверняка знает, из чего состоят данные, но если ему этот вопрос задать, то вряд ли он сможет на него ответить, поскольку для этого нужно вначале определить, что такое данные. Однако, если это можно будет выяснить уже в ближайшее время, то вот до выяснения другой кажущейся нашему "оппоненту" нелепости, а именно: почему 8=23 (8 бит в 1 байте) - это еще и большая удача (а не только оптимально для символьного представления информации), нам еще нужно дожить. А пока на такие удачные совпадения приходится обращать внимание разве что под впечатлением наступающего в этом году 400-летия со дня рождения одного ученого, который оставил нам в письменной форме одно далеко не очевидное утверждение. Более 3-х веков потребовалось науке, чтобы только убедиться, что он был прав, но фактически за это время по существу дела мало что изменилось, т.к. для нее так и осталось тайной - как же он все-таки до этого догадался?

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

05 за 2001 год

Рубрика: 

Новые технологии
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Инкогнито
Народ! Неужели ЭТО кому-нибудь нравиться? Это же явно недоученый студент ФЭФ-а!
Аватар пользователя Инкогнито
Ах, тезка, я догадываюсь, что этот случай печальнее, чем версия о недоученном студенте-философе. А что делать? Просто не читаю. Другого выхода нет.
Аватар пользователя Инкогнито
Ну, то, что это не читается - это одно, но почему это печатается?
Аватар пользователя Эдуард
А я обычно своим коллегам говорю: "Смотрите-ка - опусы Краскова из области теории информации продолжаются. Неужели их кто-то читает?". Ура-а-а! Оказывается, что кто-то все-таки читает.
Аватар пользователя Инкогнито
To Инкогнито

Почему это печатается? Так в конце каждой статьи сказано: все права на публикацию принадлежат автору. Значит, имеет все права печатать что захочет.

Аватар пользователя Light Green
Дело не в том, что автор имеет права. Я хотел узнать, почему газета берет эту муть к печати? Если у них проблемы с наполнением газеты (именно бумажной), пусть бы лучше на этом месте сайтовские форумы печатали. Была бы польза и тем, кто имеет доступ онлайн (невозможно все форумы отслеживать), и тем более тем, кто онлайн доступа не имеет. Эти люди получаются выключенными из дискуссии. А так они смогут хоть на бумаге мысли излагать. А потом можно их мысли как-то пристегнуть к существующим форумам.

Кстати, пардон за Инкогнита № 3, забыл имя написать.

Аватар пользователя Jung
А какую цель преследует автор, занимаясь этой тематикой? (известность и деньги не в счет)

А чем автор занимается в жизни помимо этого?

Аватар пользователя Вольный каменщик
Я просто пропускаю это, не глядя. Вода натуральная.