"Бум дот-комов"-2: это мы уже видели

Поворачивай к черту!

(с) Гарик Сукачев

У меня, у человека, постоянно наблюдающего за перипетиями мировой IT-индустрии, отчетливое ощущение дежавю. Десять лет назад было все то же самое: быстро растущий индекс NASDAQ, многомиллионные инвестиции в новые интернет-проекты, борьба крупных корпораций за перспективные стартапы и прочие признаки сверхбыстрого роста. Американские журналисты иронически замечают: "Интернет-бум версии 2.0 продолжается, компании со смешными названиями, маленькой выручкой и несколькими клиентами продолжают привлекать огромные суммы от инвесторов".

Колесо истории совершило оборот: венчурное инвестирование снова актуально и сверхпопулярно. Об этом, в частности, свидетельствует небывалое оживление в биржевом секторе Nasdaq SmallCap Market - там сейчас просто изобилие совсем юных IT-компаний, которые очень быстро находят требуемые для развития средства. Скептики, правда, замечают: инвесторы как будто забыли, чем закончилось предыдущее подобное "ралли". Некоторые даже говорят о своего рода "заболевании", получившем название "иррациональная эйфория". Это могло бы показаться бессмысленным, если бы не ряд весьма красноречивых примеров. Вот они.

Популярная социальная сеть Facebook буквально не сходит со страниц деловых изданий, хотя ее финансовые успехи (та самая "монетизация контента") отнюдь не очевидны, а перспективы туманны - всякая мода проходит, пройдет и мода на социальные сети. Однако сейчас ее капитализация (совокупная стоимость акций) составляет 15 млрд. USD - далеко не всякая страна может похвастаться таким годовым бюджетом. Интернет-гигант Yahoo!, в котором работает в 38 раз больше сотрудников, чем в Facebook, и чья выручка больше в 32 раза - он стоит лишь в два раза дороже. Или возьмем Google - акции этой компании как раз недавно преодолели отметку в 600 USD. Выручка Google меньше, чем выручка IBM, в целых восемь раз - но IBM оценивается на бирже дешевле успешной интернет-компании.

Почему же опять на гребне волны оказались IT-компании, которые не демонстрируют финансовых суперуспехов (подобно Nintendo) и не могут похвастаться реальными производственными мощностями (подобно Intel или Dell)? Если присмотреться внимательнее к главным тенденциям 2006-2007 годов, становится понятно: сегодняшние интернет-проекты привлекают инвесторов не столько доходами, сколько способностью собирать вокруг себя аудиторию интернет-пользователей. Аудитория ("окученная" методиками Web 2.0) и передовые технологии интернет-рекламы - вот ключевые составляющие сегодняшнего "бума дот-комов". Опять обратимся к примерам.

 

Примерно год назад Yahoo! инвестировала в Right Media, нью-йоркскую компанию интернет-рекламы. Тогда общая стоимость компании составляла порядка 250 млн. USD. Несколько месяцев спустя Right Media был куплен Yahoo! полностью - но выложить пришлось уже 850 млн. USD. Откуда такой неправдоподобный скачок стоимости? Сработали законы рынка, и ничего более. Вот как прокомментировал тот случай главный технолог Right Media Брайан О'Келли: "Дело только в том, что конкуренты компании - Microsoft и Google - уже выписали многомиллиардные чеки на покупку других сетей интернет-рекламы, и целью Yahoo! было совершить сделку фактически любой ценой". Как выяснилось позже, во многом именно случай с Right Media "подлил масла в огонь" и способствовал возрождению неоправданного ажиотажа вокруг стартапов Силиконовой Долины.

Впрочем, сейчас все происходит быстрее, чем это было в конце 90-х. Маховик рыночного бума еще не успел раскрутиться, а уже начали появляться разочарованные инвесторы. Например, владельцы компании eBay - покупателя, произведшего настоящую революцию в телекоммуникациях компании-стартапа Skype. Теперь в eBay признаются, что в свое время они явно переплатили за VoIP-стартап. "Интернет-компании покупают пользователей вместо того, чтобы покупать прибыль и доходность", - говорят эксперты.

Итак, история повторяется. Как и в конце 90-х, сегодняшним интернет-стартапам не нужно показывать хорошие финансовые результаты для того, чтобы получать значительные инвестиции. Вопрос теперь стоит так: становимся ли мы свидетелями надувания "интернет-пузыря 2.0" (мнение пессимистов) или же на наших глазах действительно зарождаются совершенно новые модели ведения бизнеса и инвестирования в сектор hi-tech. Все-таки сегодняшняя экономическая ситуация слишком сильно отличается от ситуации десятилетней давности. Число пользователей Интернета во всем мире выросло многократно, развилась инфраструктура Сети. Появилась и стремительно развивается "мобильная коммерция", число пользователей мобильной связи исчисляется миллиардами, и вся эта масса быстро интегрируется с Интернетом. Добавьте сюда уже довольно развитую индустрию интернет-рекламы - десять лет назад ее не существовало вовсе. Как сказал в интервью один из аналитиков с Уолл-стрит, "никакого пузыря вовсе и нет - имеет место лишь рациональное стремление не упустить потенциально огромные рынки".

Но я помню, чем закончился первый "бум дот-комов", помню 2000-2001 годы. Помню рухнувшие биржевые индексы и плачущего директора NASDAQ. Помню длинные списки обанкротившихся компаний и бросавшихся из окон Уолл-стрит инвестиционных менеджеров - еще вчера хозяев жизни. Помню, как словосочетание "Силиконовая Долина" стало почти ругательством. То время закончилось еще и крушением надежд на рождение "новой экономики" - помните, был такой модный термин. Это под него интернет-магазины по продаже собачьего корма получали миллионы долларов инвестиций. А уже через год те инвесторы вешались, причем нередко - в прямом смысле.

Очень не хочется, чтобы все это повторилось.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

43 за 2007 год

Рубрика: 

Brand name
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Оптимист
Любят они на грабли наступать.

Интересно выживет ли google?

Качество поиска google ухудшилось. По некоторым среднечастотным запросам, алгоритмы выдают много ненужного мусора. Хотя об этом ещё пока мало где пишут.

Аватар пользователя абыфацель
Это первый блин был дот-комом. Со второго раза всё нормально будет.
Аватар пользователя ushchent
Опять 25! Виктор, ваше молчаливое упорство очень трогательно, но сколько же можно тырить чужие тексты?!

2 Оптимист: Гугл отлично работает. Есть такая игра: берешь произвольное предложение из текста Демидова, напр. "интернет-стартапам не нужно показывать хорошие", гуглишь его и понимаешь, что люди не меняются.

"Американские журналисты", на которых автор огульно ссылается в начале статьи - это московский автор из CNews.ru Валерия Комиссарова. Вот ее статья http://internet.cnews.ru/news/top/index.shtml?2007/10/17/270977.

Ну и как всегда сравнение:

КВ: "Примерно год назад Yahoo! инвестировала в Right Media, нью-йоркскую компанию интернет-рекламы. Тогда общая стоимость компании составляла порядка 250 млн. USD. Несколько месяцев спустя Right Media был куплен Yahoo! полностью - но выложить пришлось уже 850 млн. USD."

CNews: "Около года тому назад Yahoo! инвестировала в Right Media, нью-йоркскую компанию интернет-рекламы. Тогда стоимость компании составляла около $250 млн. Несколько месяцев спустя Right Media был куплен Yahoo! полностью - за $850 млн."

Если охота, сравнивайте дальше.

Виктор, найдите дальний окоп и тихо застрелитьсь!

Аватар пользователя Оптимист
Лично мне без разницы откуда белорусские журналисты берут контент, главное чтобы в КВ была полезная информация. Нужная. А ваши претензии к Демидову по-поводу незаконности цитирования русских газет нельзя даже близко сравнить с тем беспределом что творится в Беларуси благодаря РФ.

Уже 5 месяцев как перешёл на yahoo search. Иногда сравниваю с выдачей google. Вывод однозначен - c yahoo начал находить намного больше свежих сайтов. Кстати, Live и Ask тоже хорошо ищут.

Аватар пользователя Инкогнито
2абыфацель

Возможно будет менее значительный обвал на бирже чем в прошлый раз.

Аватар пользователя ushchent
2Оптимист: > А ваши претензии к Демидову нельзя даже близко сравнить с тем беспределом что творится в Беларуси благодаря РФ

В смысле, если они нам газ по мировым темам, так мы у них хотя бы тексты сопрем?

И еще: > мне без разницы откуда белорусские журналисты берут контент

К сожалению, плагиат - это признак вырождения профессии. Пока это может и не заметно в Беларуси, но тенденция намечается. Это со временем скажется, и вы сами перейдете на российские сми, потому что они хотя бы ближе к западным первоисточникам, чем наши.

Аватар пользователя SF
ushchent, ты, блин, славянофил, не люблю тех кто говорит "перейдёте на всё российское...". своя голова есть, своя!!!
Аватар пользователя ushchent
2SF: так не видно же своей головы - Москва в каждой строчке! А я как раз патриот. :)