Portal

Жанр: logic
Разработчик: Valve Software
Издатель/в СНГ: Valve Software/Buka Entertainment
Похожие игры: Prey
Системные требования: CPU 1.7 GHz, 512 Mb RAM, video 128 Mb, free space 600 Mb
Оценка: 7

Valve во главе с Гейбом Ньювеллом не чужды инновации - взять хотя бы давно анонсированный Portal, который вошел в Orange Box. Система порталов и перемещения по ним была затронута ранее в Prey, но не занимала в том геймплее ключевое место. Этой осенью ситуация была исправлена - надеемся, в лучшую сторону.


Мыслить портально

Предположить, где черпали вдохновение разработчики Portal, не сложно. Во-первых, это упоминавшийся выше Prey, где индейцу-черокки Томми пришлось столкнуться с разрывами в пространстве. Толком управлять ими ему не довелось, однако во всех этих иллюзиях был свой шарм. Во-вторых, это, конечно, шикарный фильм "Куб". Это куда теплее к Portal'у, ведь в центре внимания находились только герои, запертые в тесном пространстве. Чтобы решить головоломку и выбраться из ловушки, приходилось напрячь мозги и ценой мысленных усилий, а то и жизни товарища, прошествовать в следующее помещение.

Так в чем же смысл Portal'a, разработчики которого придумали звучный слоган "Вы уже начали думать портально?"? В центре внимания - хрупкая девушка, которая приходит в себя в неком исследовательском центре. Позже выясняется, что комплекс носит название "Лаборатория по изучению разрывов пространства", а нам отводится роль, как бы так поприличнее выразиться, подопытного кролика.

 

Арсенал милой леди невелик - напоминающее грави-пушку устройство под названием Aperture Science Handheld Portal Device (ASHPD, оно же - ручное портальное устройство) и механический женский голос, на первых порах помогающий освоиться в окружающей обстановке. Работает ASHPD предельно просто: по нажатию левой клавиши мыши открывается синий портал, по нажатию правой - оранжевый. Порталы эти связаны между собой и при умелом комбинировании способны вывести из любого лабиринта.

Один уровень - это одно помещение. С самого начала переход к "точке эвакуации" (то есть лифту) займет смехотворное время - думать нужно совсем немного. Однако сложность и размеры локаций динамически возрастают, становятся комплексными и требуют активного шевеления мозгами. Чтобы создать дополнительный стимул к полному прохождению Portal, Valve пошла на некоторые уловки: буквально каждый пройденный этап открывает главной героине новые подробности относительно ее роли и причины ее появления в лаборатории. В одном из своих интервью Гейб даже сделал небольшой спойлер, недвусмысленно намекнув, что вся информация относительно "портальной" лаборатории будет получена в грядущем Half-Life 2: Episode Three.


Скушайте тортик!

При всей простоте механики игры Portal постоянно подкидывает сложные, требующие долгого решения головоломки. Иногда выход буквально лежит на поверхности, но игрок, привыкший немного переусложнять, далеко не всегда приходит к верному решению. Начиная с пятого-шестого этапа, умереть здесь проще простого. Высота, к счастью, девушке не страшна - как следует из "Комментариев разработчиков", она носит туфли с каблуками-пружинами. А вот всякие энерго-шары, пулеметы-дроны и радиоактивные бассейны становятся сущим наказанием невнимательному игроку.

Тут важно сказать об атмосфере, которая в Portal, безусловно, есть. Преобладающий цвет - белый. Умело расставленные источники освещения и понатыканные в углах камеры заставляют поверить, что ваша персона находится под постоянным наблюдением. Механический голос зомбирует, увещевает и в случае критической опасности предостерегает от необдуманных поступков. Особо впечатлительным игрокам такое может прийтись не по нраву, поэтому наш вам совет - играть строго по самочувствию.

При всей своей оригинальности, Portal вряд ли тянет на революцию. В кинематографе идея порталов, гравитации и необыкновенных перемещений в пространстве обыгрывалась не единожды. Конечно, куда интереснее принять участие в решении головоломки самому, повзаимодействовать с окружающей обстановкой, методом проб и ошибок отыскать единственный выход. Но далеко не каждый из нас сможет мириться с чувством одиночества, аутентичной атмосферой и дешевыми, в общем-то, подколками механического помощника ("Эту головоломку вы не решите - можете даже не пытаться", "Вы прошли испытание - скушайте тортик").

Portal - самая оригинальная и инновационная игра из сборника Orange Box. Не остановиться на ней, не увидеть в ней изюминки и забросить ее на пыльную полку - совсем несложно. Но не стоит быть такими категоричными - рискуете пропустить интересное времяпрепровождение.

Антон БОРИСОВ

Лицензионный диск предоставлен "ХИТ компани"

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

43 за 2007 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!