Слово о демосцене

(Окончание. Начало в "КВ" №25)


ASCII Art

ASCII графика - вид изобразительного искусства, где в качестве кисти используются символы ASCII (буквенные, цифровые и символы знаков пунктуации из числа 95 символов таблицы ASCII, где, дабы избежать путаницы с отображением национальных вариантов таблицы, остальные 160 символов исключены из "инструментария" художников). В качестве холста, как вы уже, наверное, догадались, выступает монитор персонального компьютера. Зарождение данного жанра обязано своим появлением медленному развитию компьютерной техники конца 20-го века. В 80-90 годах использование псевдографики было единственным способом оформления документов (вспомнить хотя бы Lexicon), а потом, с появлением новых производственных мощностей, данное занятие успешно перекочевало в область развлечений и цифрового изобразительного искусства. На сегодняшний день ASCII Art обрёл вторую жизнь в связи с обилием всевозможных чатов и социальных сетей, где часто можно увидеть картинки, составленные из букв и символов. Не забывают про ASCII Art и всевозможные реверс-инженеры и крякеры со своими nfo-файлами. Хотя там всё чаще используется эволюционировавшая версия - ANSI Art. Существует всего два способа рисования в ASCII Art: Line style - рисование при помощи линий и Solid style - при помощи букв, цифр и других символов. Правда, с течением времени создавать рукотворные шедевры становится всё легче, так как постоянно появляются всё новые утилиты, которые без особых затрат времени и сил позволяют быстро и довольно качественно создать из любой картинки её копию в ASCII. Но вряд ли результат такой работы можно будет считать произведением искусства, потому что хоть и нет в цифровом искусстве оригинала, уникальность рисунка в ASCII Art, как и в любом другом продукте творчества, ценится превыше всего. Всем эстетам и интересующимся рекомендую посетить страничку ASCII-tism (chaos.lenin.ru/ascii) c неплохой коллекцией всевозможных рисунков, выполненных в данном стиле. Кроме статических картин, с помощью ASCII-графики можно создавать и настоящие анимационные фильмы. Для этого просто рисуются наборы ASCII-картинок, при пролистывании которых получаются мультфильмы. Обычно высота картинки выбирается равной стандартной высоте программы просмотрщика текста, под которую он оптимизируется. Желающие могут зайти по адресу antiflux.org/~grant/star-wars-asciimation-old.html и оценить ASCII-версию IV эпизода "Звёздных войн". Кстати, смайлики тоже относятся к ASCII Art ;)


ANSI Art

Как уже было сказано выше, в результате эволюционного развития рисование в чёрно-белом цвете переродилось в рисование в палитре с 8-ю цветами для фона символов и 16-ю цветами для отображения самих символов. Разница ещё и в том, что используются не только символы, предлагаемые кодировкой ASCII, а все 224 печатных символа, 16 цветов шрифта и 8 фоновых цветов, поддерживаемых драйвером ANSI.SYS, который использовался в системе DOS. К сожалению, с течением времени просматривать ANSI-графику свойствами операционной системы (как это возможно с псевдо-графикой ASCII) стало невозможно. Эмулятор среды DOS под Windows NT (NTVDM) не использует ANSI.SYS; даже просмотр ANSI-графики в среде Windows NT требует специальных программ. Однако, графика ANSI по-прежнему поддерживается консольным текстовым драйвером Linux. Поэтому единственный вариант - устанавливать стороннее программное обеспечение, которое одновременно будет выступать и редактором, и просмотрщиком. К примеру, легендарный редактор TheDraw (www.syaross.org/thedraw), который позволяет создавать анимацию, а также уже имеет наборы так называемых "шрифтов", то есть собрания больших символов, составленных из мириад маленьких. Сами файлы, как правило, имеют расширение .ans . Долгое время ANSI использовался для украшения BulletinBoardSystem (BBS), сейчас же рядовой пользователь может увидеть такие "украшательства" только в архивах крякерских и варезных групп. Для любителей и энтузиастов, а также тех, кто хотел бы попробовать свои силы на ниве рисования цифровых шедевров, рекомендую посетить галерею ANSI-картинок ansiart.org.ua.

 


Трекерная музыка

"В прошлом тысячелетии, во времена MS-DOS и SoundBlasterPro, люди научились писать музыку на компьютерах. Говорят, компьютеры тогда были похожи на контейнеры для овощей и были размером с дом. Правды нам узнать, видимо, уже не дано, но с тех былинных времён дошла до нас самобытная и удивительная культура, именуемая себя трекерной..."

Каждый раз, запуская очередной кейген или игрушку на мобильном телефоне, многие из нас напрямую соприкасаются с этим кусочком scene - с трекерной музыкой, которая умеет быть невероятно красивой, даже несмотря на свою древнюю историю. Что же называют трекерной музыкой? Не мудрствуя особо, отвечу: это музыка, которая пишется с помощью специальных программ - трекеров. Они напоминают собой теперешние комбайны, только без понятного и дружелюбного интерфейса (оказывается, есть и такие). Интерфейс трекеров, в основном, числовой. Ноты набираются с клавиатуры, в то время как параметры, эффекты и прочее вводится в виде латинских букв и чисел (обычно в шестнадцатеричном виде). Именно поэтому процесс написания мелодии напоминает, скорее, работу программиста, нежели композитора. Это не особенно удобно для профессионального музыканта с устоявшимися стереотипами и предрассудками (сразу вспоминается слово „аудиофилия"). Но одновременно доступ к творчеству на поприще композитора могут получить талантливые люди без музыкального образования, так сказать „чувствующие музыку душой". Это и делает трекерную музыку своеобразной и неповторимой. Кроме того, освоив трекеры, человек знакомится с самой сутью электронной музыки, с основами, и в дальнейшем освоить профессиональные пакеты уже не составляет труда. Принцип написания заключается в проигрывании сэмплов (кусочков звуковых файлов) с различной скоростью, что на слух принимается как разной высоты ноты. Так же, как и в синтезаторах, где определённому количеству нот присваивается звук, который играется с разной скоростью. Файлы, в которых содержатся музыкальные произведения, называются модулями. Есть разные форматы модулей. Наиболее распространённые - *.MOD (устаревший, но ещё живой в многочисленных архивах формат), *.XM (с ним работает серия FastTracker и все современные трекеры), *.S3M (серия ScreamTracker). Любой модуль хранит в себе информацию о нотах и применяемых эффектах, нечто вроде партитуры, и сэмплы, то есть звуки, которые используются в композиции.

Ещё одним подвидом, если можно так сказать, трекерной сцены является направление "чиптюн" (Chiptune). Основная его особенность в том, что звук синтезируется аудиочипом компьютера или игровой приставки в реальном времени (а не составляется из набора заранее записанных сэмплов). В чиптюне звук кодируется при помощи простейших математических формул, задающих звуковые волны разной длины, плюс шумовой канал. Музыка создавалась не расположением нот на нотном стане, а фактически написанием отдельной программы. Расцвет данного направления пришёлся на эпоху ZX-Spectrum. Примерно в то же время появилась традиция добавлять в кряки и кейгены маленькие кусочки музыки в формате чиптюн. И до сих пор в некоторых демопати существует дисциплина "chiptune" - соревнование в создании музыки из звуковых волн различной формы и частоты: синусоида, квадрат, треугольник, "пила" и белый шум. Несколько волн могут накладываться друг на друга и динамически изменяться, создавая простейшие эффекты.

Отдельно хотелось бы упомянуть и направление "8BIT", которое многие ошибочно путают с чиптюн. Изначально особенность данного жанра в том, что используется звучание аудиочипа Ricoh 2A03 (платформа NES, известная у нас по приставкам "Денди" и "Сега"). Музыка эта напоминает обычную поп-музыку и выкладывается авторами в формате MP3/WAV/OGG. В то же время традиционный чиптюн, помимо крошечного размера композиций, ещё и существует либо в трекерных форматах, как традиционных (MOD, S3M, XM, IT и т.д.), так и в характерных для отдельных платформ (STC, PT2 и т.д.), либо в виде дампа с программой и модулем (SID, NES и т.д.), либо в виде данных, предназначенных для отправки в звукогенератор или его эмулятор (AY, YM, VTX).

В Интернете существуют многочисленные файловые архивы с различными вариациями трекерной музыки. Из наиболее известных можно назвать великолепную коллекцию WEBSOUND (websound.ru//tracked_modules), собрание MOD ARCHIVE (www.modarchive.com) и ещё сотни и тысячи композиций в коллекциях энтузиастов... Прослушать то, что вы оттуда скачаете, можно либо с помощью популярного проигрывателя WinAmp, либо воспользовавшись крошкой XMPlay (который, как следует из названия, именно для трекерной музыки и предназначен).

Надеюсь, что прочтение моей статьи поможет вам другими глазами взглянуть на свои железные игрушки. И перед тем, как сказать кому-то "ты холодный и пустой - как компьютер", вы на секунду задумаетесь и вспомните неземную красоту demo или нежную трекерную музыку...

Сергей БЕСАРАБ aka stean

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

26 за 2009 год

Рубрика: 

Компьютер и жизнь
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!