Начало роста

Аналитические и исследовательские компании наперебой сообщают о начавшемся росте индустрии ПК. Конечно, до восстановления уровня середины 2008 года еще далеко, но подвижки налицо - возобновившая свой рост мировая экономика принялась обновлять компьютерный парк; больше денег на покупку новой техники появляется и у населения.

По итогам IV квартала 2009 года мировые продажи ПК в штучном выражении выросли на 15,2% (по сравнению с аналогичным периодом 2008 года). Всего за квартал в мире было продано 85,8 млн персональных компьютеров, по данным компании IDC. Результат превзошел ожидания: прежде эксперты этой аналитической компании прогнозировали рост продаж по итогам квартала на 11%. Только в США в октябре-декабре прошлого года поставки компьютеров подскочили на 24%, прежде всего за счет сегмента дешевых ноутбуков и настольных ПК.

Аналитики IDC выделяют несколько факторов, ставших непосредственной причиной роста. В потребительском сегменте новые ПК начали приобретать те семьи, которые на протяжении года воздерживались от покупок дорогостоящей техники. Этому способствовало и постоянное снижение стоимости ПК, происходившее на протяжении всего года. Плюс серьезный крен потребительского рынка в сторону бюджетных ноутбуков и нетбуков, которые по итогам года составили 20% продаж портативных систем. Ну и, наконец, свою роль сыграл выход в октябре Windows 7, что для многих покупателей стало дополнительным стимулом, чтобы заменить старый ПК на новый.

Расстановка сил среди ведущих мировых производителей ПК сейчас выглядит следующим образом. Пятерка крупнейших (по убыванию объемов поставок): HP, Acer, Dell, Lenovo и Toshiba. Причем за минувший квартал заметнее всего объем поставок вырос у Lenovo - на 41,8%. Компания просто весьма успешно осваивает рынки развивающихся стран. Поставки у Acer увеличились на 27,9% - тоже весьма впечатляющая цифра; HP продемонстрировала рост на 23,3%. Самые скромные результаты показала компания Dell - ее продажи в численном выражении выросли всего на 5,2%. Причина тому - маркетинговая стратегия, в рамках которой Dell сконцентрировалась на производстве продукции высшего ценового сегмента.

Что касается географического распределения продаж ПК, наибольший рост показал Азиатско-Тихоокеанский регион - там по итогам квартала поставки выросли на 30%. Далее следуют США, где продажи выросли на 24% - весьма, кстати, хорошая примета для всего рынка. Ну и, наконец, впервые за последние четыре квартала продажи увеличились в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток, Африка).

 

Аналитики компании Gartner также говорят о завершении кризиса, во всяком случае, на компьютерном рынке. Gartner подвела итоги исследования мирового рынка ПК в 2009 году и констатировала: в IV квартале отрасль показала рекордный за последние семь лет подъем. А именно: совокупные продажи новых десктопов, ноутбуков и нетбуков подскочили на 22,1% (по сравнению с 2008-м), в численном выражении достигнув 90 млн единиц. По итогам всего года продажи увеличились на 5,2% - c 290,8 млн штук в 2008-м до 305,9 млн в 2009-м.

Впрочем, по мнению аналитиков Gartner, резкий рост показателей в IV квартале - это только восстановление докризисного состояния рынка и платежеспособного спроса.

Спрогнозировать то, как будет развиваться компьютерный рынок в 2010 году, можно, в частности, проанализировав мировые корпоративные затраты на IT. По мнению аналитиков компании Forrester Research, в наступившем году от корпоративных заказов наибольшую выгоду извлекут разработчики ПО и компьютерного "железа".

Общий объем рынка вырастет и составит $1,6 трлн (в 2009-м он снизился, по предварительным данным, на 8,9%). Больше других на обновление IT-инфраструктуры потратятся европейские компании, но и в США корпоративные расходы на IТ окажутся впечатляющими. Наибольший рост локального рынка произойдет как раз в Соединенных Штатах: на 6,6% - до $568 млрд (в 2009-м местный рынок рухнул на 8,2%).

Как результат роста спроса на компьютерную продукцию, в Европе доходы IТ-компаний вырастут на 11,2% (по США оценок нет). Правда, во многом европейский рост будет достигнут благодаря разнице курсов валют. В целом в мире расходы на ПО увеличатся на 9,7%, на компьютерное оборудование - 8,2%, телекоммуникации - 7,6%. По этому поводу аналитик Forrester Research Эндрю Бартелс говорит: "Кризис 2008 и 2009 годов неофициально можно считать закрытым. Мы стоим на пороге шести-, семилетнего периода IТ-роста".

Напоследок хотелось бы обратить внимание на поучительную историю корпорации Intel. Чистая прибыль микропроцессорного гиганта в 2009 году оказалась значительно меньше прошлогодней в результате... выплаты обильных штрафов за нечестные методы ведения бизнеса. Конкретные цифры таковы: чистая прибыль Intel по итогам 2009-го снизилась (по сравнению с 2008 годом) на 17% - до $4,4 млрд. Выручка сократилась на 7% (до $35,1 млрд), операционная прибыль - на 36% (до $5,7 млрд). По итогам года компания получила $11 млрд наличных средств и выплатила своим акционерам дивиденды на сумму $3,1 млрд.

Финансовые результаты могли бы быть намного лучше, если бы не штраф в размере $1,45 млрд, наложенный Еврокомиссией в мае, и компенсация в размере $1,25 млрд, которую Intel была вынуждена выплатить AMD в обмен на отзыв претензий. Без вычета этих сумм операционная прибыль компании по итогам года составила бы $8,4 млрд, то есть лишь на 6% меньше, чем за год до того. А чистая прибыль увеличилась бы (по сравнению с 2008-м) на 12% - до $6,6 млрд.

И еще. В 2009 году, когда многие IT-компании максимально экономили средства, Intel, наоборот, начала больше инвестировать в новые технологии. Например, в феврале компания выделила дополнительные $7 млрд на разработку 32 нм технологии производства процессоров. Президент и CEO Intel Пол Отеллини по этому поводу сказал: "Данная стратегия, доказавшая свою эффективность ранее, позволила нам получить беспрецедентную операционную эффективность, открыв новые перспективы для дальнейшего роста даже в условиях кризиса".

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

02 за 2010 год

Рубрика: 

Анализ
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!