Сборка виртуального тура

В прошлый раз мы рассмотрели, как снимать панорамные фотографии для виртуальных туров. Сегодня мы поговорим о последующей обработке получивших снимков, нужной для сборки такого тура.

Сборка сферической панорамы состоит из следующих этапов:

  1. Обработка RAW-файлов в Camera RAW/Lightroom. На этом этапе производится основная тонкоррекция: затемнение пересвеченных участков, высветление теней, шумоподавление; при необходимости - цветовая коррекция (например, уменьшение насыщенности некоторых оттенков, которые получились кислотными). Отредактированные изображения экспортируются в 8-битные TIFF-файлы.
  2. Создание плоской панорамы в PTGui. На этом этапе из полученных TIFF-файлов собирается панорама. Требуется следить за тем, чтобы были ровные вертикали и не было огрехов склейки.
  3. Закручивание проекции панорамы в сферу.

Рассмотрим эти этапы подробнее.


Шаг первый. Обработка RAW

 

Можно использовать Lightroom или Camera RAW, большой разницы нет. Рассмотрим процесс на примере Camera RAW. Отснятую панораму с фотоаппарата перемещаем в Photoshop. Автоматически запустится Camera RAW (если она у вас установлена). Далее производим ряд основных настроек.

В основной закладке всегда устанавливаем:

  • Насыщенность - 10%
  • Красочность - 20%
  • Четкость - 30%

На глаз выстраиваем: контрастность, яркость, затемнение, заполняющий свет, экспокоррекцию, экспонирование.

Заполняющий свет - высветление теней. Подбирается на глаз в зависимости от изображения. Больше 20, как правило, ставить не стоит, потому что кадр становится неконтрастным. Если снято в HDR, то значение в 5-6 - самое то. Если панорама снята не в HDR, то выбирается на глаз, чтобы не было слишком темно.

Экспокоррекция - затемнение пересвеченных участков. Подбирается также на глаз. Можно ставить любые значения вплоть до 100, но контролируя при этом картинку - в ряде случаев при слишком высоком значении этого параметра белое превращается в серое.

На вкладке "Детализация" в нашем случае мы установили:

  • Эффект - 44
  • Радиус - 1,4
  • Детализация - 99
  • Маскирование - 21
  • Светимость - 60
  • Сведения о яркости - 50
  • Контраст яркости - 0
  • Цветность - 25
  • Сведения о цвете - 50.

Светимость - подавление яркостного шума. Значение этого параметра надо поставить побольше (55 и выше), контролируя при этом соотношение шум/детали.

Остальные вкладки - уже более тонкая настройка.

Далее нажимаем на кнопку "Выбрать все" и "Синхронизировать". Отмечаем галочками как на рисунке.

При работе в Camera RAW нужно выделить те изображения, к которым мы применяем настройки (как правило, все) и нажать кнопку "Синхронизировать". Появится окно, которое будет спрашивать, какие именно настройки синхронизировать.

Если нам не надо применять ко всем изображениям один и тот же баланс белого, снимаем флажок "Баланс белого".

Примечание. Ко всем остальным файлам указанные настройки применяются только в том случае, если изображения схожи по яркости/цветам. Если же, например, изображения одной панорамы сильно отличаются от остальных, к ним надо будет вернуться и отредактировать персонально.

Сохраняем RAW в формате JPEG.


Шаг второй. Склейка сферической панорамы 360x180° в программе PTGui Pro

Теперь необходимо все снимки склеить в единую панораму.

Для этой операции вы найдёте множество программ в интернете, к слову, большинство из них потребуют денег за пользование. Я покажу процесс сборки сферической панорамы в программе PTGui Pro, на мой взгляд, одна из лучших программ. PTGui Pro имеет два режима работы - простой и расширенный. Рассмотрим простой режим, который позволяет быстро собирать панорамы.

Открываем программу PTGui и добавляем исходники в программу путем простого перетаскивания либо кнопкой "1.Load images..."

В примере мы склеиваем сферическую панораму из десяти фотографий, снятых фишай-объективом.

Далее нажимаем кнопку "2.Align images..." и запускаем процесс сборки панорамы. В итоге должна получиться цельная панорама.

По окончанию этого процесса появится новое окно - Panorama Editor с предварительным результатом склейки панорамы.

Как видим, с нашей панорамой все хорошо, все кадры встали на свои места. Можно мышкой потянуть за панораму по горизонтали и выставить подходящий ракурс (экспозицию).


Оптимизация

Для склейки панорамы без швов, используйте встроенную функцию программы - кнопка "Optimizer". Из выпадающего списка выбираем опцию "Heavy + lens shift" . Выбираем "Оптимизация" - Panorama Tools, он лучше оптимизирует, чем PTGui.

Запускаем оптимизацию, после чего появится окно с результатами, где указана средняя, минимальная и максимальная дистанция между контрольными точками. Наша цель - снизить до минимума среднюю дистанцию между контрольными точками. Помимо цифр, вы увидите дополнительную надпись - "very bad", "bad", "not so bad", "not so good", "good", "very good" или "too good to be true". Ориентир: не более 2 на средней дистанции и оценка не ниже "very good".

Можно проделывать такую операцию несколько раз. До тех пор, пока результат нас не устроит. Но при этом следим, чтобы осталось достаточное количество контрольных точек для сшива панорамы.

В ходе сборки возможны несколько вариантов исходов.

1. В случае успешной сборки (панорама выглядит адекватно, изображения не налезают одно на другое) вызываем окно Control Points (Ctrl+B) и убеждаемся что Distance (расстояние между контрольными точками) находится в пределах 6...10.

Если дистанция между точками более 10, в удаляем точки с дистанцией более 8...10 и оптимизируем панораму нажатием на кнопку F5.

2. Может случиться так, что панорама не собирается вообще (в окне Panorama Editor непонятно что). Нередкое явление. Для устранения нажимаем Ctrl+B - вызываем окно с контрольными точками (Control points).

Контрольные точки - это общие точки на разных кадрах, по ним PTGui и собирает панораму (находит их сам). Чем меньше расстояние между ними, тем лучше.

Distance (расстояние между контрольными точками) на нормально собравшейся панораме обычно в пределах 8-10. Если же панорама собралась плохо, Distance может быть несколько сотен или достигать 2500-3000. Это может быть результатом неправильной съёмки и настройки нодальной точки, потому как желательно снимать панораму с панорамной головки.

В окне Control Points контрольные точки по умолчанию сортируются по убыванию Distance. Удаляем верхние 25-30 точек (выделяем их и нажимаем клавишу Del) и оптимизируем панораму, нажатием клавиши F5. Смотрим, что получилось после оптимизации.


Создание панорамы

Далее переходим на закладку Create Panorama. Здесь можем выбрать желаемый размер (8000х4000) - формат готовой панорамы (JPEG), имя файла и путь для его сохранения. Для блендинга (равномерной склейки) используем плагин Smartblend, все остальные параметры оставим по умолчанию.

Наконец, запускаем склейку панорамы и ждём. В зависимости от мощности вашего компьютера, количества и размера исходных фотографий, время на склейку понадобится от одной минуты до нескольких часов.

А вот результат нашей работы - эквидистантная проекция сферической панорамы.


Шаг третий. Закручиваем в сферу.

Закручиваем в сферу с помощью программы KRPano

Это одна из лучших (функциональных) программ для программирования и отображения 3D-панорам и виртуальных туров. Просто перетаскиваем нашу панораму на дроплет KRPano MAKE PANO (NORMAL).

Этот дроплет создаёт набор файлов (в той папке, откуда брали фото). Чтобы посмотреть нашу панораму, необходимо запустить файл .xml в любом браузере.

У вас появится вот такая панорама.

На этом сборка панорамы заканчивается, можно наслаждаться проделанной работой и планировать новые задачи.

Илья САСС,
3DMinsk.by

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!