Чемпион Беларуси по экстремальным видам спорта − о том, как выживал в тайге, горах и на болотах

Айтишники, как известно, разносторонние личности. Кто-то в футбол играет в свободное время, кто-то стартапы создаёт, а есть и те, которые предпочитают провести недельку- вторую в тундре или в кавказских горах, преодолевая небезопасные для жизни препятствия. С чемпионом Беларуси по экстремальным видам спорта − Василием Мащенко, руководителем технического отдела Belhard Robotics, мы поговорили о том, почему его тянет к опасностям и чего стоит остерегаться на лоне природы.

Туризм бывает спортивным

"Спортивный туризм – это вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление препятствий в природной среде: перевалов, вершин, порогов, каньонов, пещер и пр. Маршруты бывают горные, пешие, лыжные, водные и т.д. Понятия «Соревнования на выживания» у нас не существовало, были просто походы с определённой категорией сложности, в которых приходилось выживать. Были моменты, когда мы оставались без еды, а однажды у нас сгорели палатки со спальниками, и пришлось спать без них при температуре − 50 °C. Сталкивались и с серьёзными водными препятствиями, и карабины рвались у скалолазов.

 

Категория сложности похода зависит от количества трудностей и препятствий, которые необходимо преодолеть группе. Существует 6 категорий: от 1 (простой) до 5 (самой сложной) и высшая категория. Я прошёл их все, был руководителем группы четвёртой категории, имею порядка 20 медалей. Сейчас мне 61. А года три назад я ещё руководил группой в водном походе на байдарках".

КТА – особая философия и стиль жизни

"В клуб туристов-альпинистов (КТА) я вступил, когда был студентом БГУ. Весной мы обычно отправлялись в байдарочный поход или пешие прогулки, летом – в горы, осенью на Полесье выезжали, а зимой обязательно лыжный спорт. Основные пункты выживания – горы Кавказа, Полярный и Серверный Урал. Группы формировались по желанию участников соревнований, единственное требование – количество человек не должно превышать установленной нормы. Если в горы, то не более шести человек, если в тундру, то по восемь.

Место, которое хотим покорить, выбирали сами.  Но перед поездкой нас ждал экзамен на профпригодность. Этот экзамен принимала Контрольно-Спасательная Служба, которая должна была убедиться в том, что мы действительно знаем, что нас ждёт, какие опасности подстерегают, можем ли мы поставить палатку, переправиться через реку и т.д. Если группа отвечала хорошо, выдавали маршрутный лист, с которым можно было отправляться в путь".

В рюкзаке путешественника есть всё для выживания

"Когда я иду в поход, в моём рюкзаке лежит 7 кг. личных вещей, 5-6 кг.снаряжения (ледорубы, кошки, каски, верёвки, молотки, карабины и т.д.) и 20 кг. еды на 30 дней (крупы, сахар, сублимированное мясо и др.).

В тундру, в принципе, можно брать одно снаряжение: автоклавы для приготовления пищи. Заправленный бензином примус работает около часа – за это время нужно успеть сделать завтрак и ужин, на обед только перекус. На один приём пищи человеку положено 50-60 гр. каши, жменька сухарей, 4 кусочка сахара и стакан чая".

Опасностей больше, чем вы себе представляете

"Как-то на Северном Урале мы заблудились. Вместо того, чтобы спускаться по реке, мы начали подниматься. Один человек вызвался пойти на разведку, а остальные – следом. Но когда мы поняли, что идём не в ту сторону и помчались его догонять, он был чуть живой, весь промёрзший. И нам пришлось силой заставлять его идти, потому что он уже готов был сдаться.

Однажды я заблудился и в белорусских болотах, когда ходил по ним в одиночку.
Нас было три группы, но шли мы в одну цель с разных сторон. Я пошёл один, потому что хотелось узнать, справлюсь или нет, не сломаю ли руку, не утону ли в болоте. Когда идёшь без коллектива - стараешься не рисковать. Болото вязкое − лучше пойти в обход. За пять дней я прошёл 80 километров. Для пешего похода это немного.

Вода – это самая враждебная стихия. В водных видах спорта есть такое понятие, как бочка. Если в неё попал, то выбраться почти невозможно, потому что тебя крутит как белку в колесе. Однажды я перевернулся на байдарке, и хоть сама по себе она нетяжёлая, поднимал я её целый час, раскачивая из стороны в сторону, чтобы вылить воду. Это я так на рыбалку съездил. Вообще, байдарка тонет за пару минут. Но даже, если с ней что-то нехорошее случается, поход не заканчивается. Всё достаётся, сушится, чинится и дальше в путь. Это нормальная ситуация. У байдарочника все вещи упакованы в непромокаемые мешки, а в передней и задней части байдарки лежат надутые мячи».

Спать на морозе может каждый

"В одном из походов на Северный Урал у нас сгорели палатки и спальники. Тогда мы и научились бороться с морозом. Я спал в одной рубашке при температуре −50 °C,  и мне было тепло. Спастись от холода очень просто. Организовываем бивак и начинаем делать костёр, сложенный из брёвен. Необходимо срубить два еловых бревна и положить их горизонтально одно над другим, а в зазоре между ними разжечь легко воспламеняемый материал (тонкие сухие веточки, бересту). Эта конструкция называется нодья. После этого рядом с нодьей в наклонном положении размещаем отражающее полотно. Лучи костра будут отражаться от полотна и падать на спящего, тем самым согревать его.

На Урале не так страшен мороз, как пурга. Чтобы спастись от неё, нужно знать, когда она начинается, вовремя собраться вместе, иначе не найдётесь потом. Если укрыться от пурги негде, нужно строить снежную хижину «иглу»  − она надёжно защищает и от сильного ветра, и от низких температур. Последний раз снежную иглу на 8 человек (3 м. в диаметре и 1.5 м. в высоту) мы построили за час".

Еда из лона природы

"Я в любом месте могу найти, поймать и приготовить еду. У меня всегда с собой есть два крючочка, лесочка, хлебушек для приманки и др. На Кавказе форель ловил. А для карпов, вообще, и удочка не нужна. Еду обычно готовили на костре, но, когда развести его было не возможно, к примеру, в тундре – спасал бензин.

Были случаи, когда вертолёт сбрасывал нашу еду не по тем координатам или лесные звери съедали халву, варенье и др. продукты. И нам приходилось ловить куропаток, чтобы не умереть с голоду. В тундре, кстати, их очень много. Местные жители (ханты, эвенки) научили нас этому ремеслу. Куропатки клюют на хлеб и мороженые ягоды. Мы брали бутылку, нагревали её, клали внутрь пару мороженых ягодок и оставляли приманку. Когда куропатка туда падает, то вылезти уже не может. А когда еды вообще не было - ели уголь из аптечки.

Однажды, когда я ходил в одиночку по Полесью, словил кабана. Всю соль спустил на него, чтобы засолить и донести до места встречи с товарищами − озера Выгонощанское. Печень сам съел по дороге, а вот окорочка и полендвицу друзьям отдал. Конечно, и лисы, и волки приходили на запах. Немного страшно было".

Девушки в походе – это не как на корабле

"Девчонки с нами в такие походы тоже ходили. В первой моей группе было 4 девушки, совсем новички. На первом перевале они чуть не умерли (смеётся). А спустя три дня, когда адаптировались к горной местности, то уже не просто шли вперёд, а бежали. Больше километра в день подниматься в горы нельзя. Обычно 45 минут идут, 15 − отдыхают. На каждом перевале конфетку или печенку дают, чтобы восполнять запас энергии. Вообще, в горах люди теряют до 12 кг. веса. Очень тяжело было подниматься на «крышу мира» − Памир (высота 7495 м)».  

Если друг оказался вдруг…

"В походе, конечно, дружба проверяется. В экстремальных условиях ты должен знать на кого положиться. К примеру, если три человека идут в разведку, другие должны их страховать. Я знаю случай, когда из-за конфетки парень и девушка стали злейшими врагами.

Поход тогда был очень тяжёлый, мы несколько дней ограничивали себя в еде, так как запасы заканчивались, а новые ещё не прибыли. На перевале эта девушка обнаружила две конфеты, валявшиеся на полу. Поскольку она интеллигентный человек, съесть их сразу она не могла, поэтому спросила, чьи они, надеясь, что никто не отзовётся. А этот мужчина тут же схватил конфеты и съел у всех на глазах, ни с кем не поделившись. После этого я их даже близко друг с другом не видел".

Навыки на всю жизнь

"Ангина в горах – это обычное дело, но на высоте 4000 метров обостряется она за пару часов и может привести к смерти. Я могу вылечить человека от ангины за день. Как это сделать? Очень просто. Становишься на четвереньки, голову запрокидываешь вверх, язык высовываешь вниз – напрягаются гортанные мышцы, и начинается кровоснабжение. Так нужно сделать несколько подходов по 2-3 минуты. Эта поза кузнечика спасла уже не одного человека.

Когда служил в армии, у меня в роте ни один солдат не обморозился зимой в лесу, благодаря всё той же нодии. Зашить рану могу, сделав иголку из консервной банки. Вскипятить воду в пластиковой банке − возможно. В машине у меня всегда лежит пила, топор, линза из оргстекла, чтобы костёр развести".

Люди знают, что опасно, но всё равно идут

"Не попробовав яблока, не узнаешь его вкуса. Все походы для меня чем-то знаменательны: или местом, или коллективом. Полярный Урал – это просто безмолвие, фантастика. Памир – горы, «сумасшедшие» ледники. Без этого жить нельзя. В Минске вы никогда не увидите на тумане свою тень при горящей свечке. Травинка так увеличивается при этом огоньке, что, кажется, дуб за тобой стоит. Здесь вы не узнаете, как искра бьёт в землю. Закаты, восходы, ливни, молнии…Сидя дома, такого никогда не увидишь.

Я занялся спортивным туризмом, потому что мне не хватало адреналина. Если вы один раз сходите в горы, вас потом всё время будете туда тянуть. Во-первых, это люди, общение, природа. Во-вторых, многие известные барды появились благодаря спортивному туризму: Юрий Визбор, Евгений Клячкин и др".

Самые ярки воспоминания

"Однажды местные жители какой-то деревушки угостили нас молоком с вареньем. Да так это было вкусно, что я потом весь поход ждал, пока приеду домой, куплю варенья с молоком и напьюсь.

Самое приятное в походе – это когда встречаешь где-нибудь в горах своих знакомых-путешественников. Для таких случаев у меня всегда в рюкзаке припасена банка варёной сгущенки, сухари, печенье и мармелад. Из этих ингредиентов я делаю праздничный торт. 

Около 10 лет я занимался спортивным туризмом профессионально, а когда появилась семья, то начал ходить в обычные походы с детьми. Они, как и я, любят такой отдых". 

Диана Васильева

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также

 

Комментарии

Аватар пользователя mike

А гаджет, гаджет у героя какой? Угораю от любопытства.

Аватар пользователя mike

А если серьёзно, то думаю, что ни Торвальдс, ни Гейтс, ни Джобс ничего бы не достигли, потратив время на экстремализьм. Хотя Джобс ... ммм ... того, в Индии побывал и ещё кое где. Но не экстремалом имхо.

Правда, читается интересно. Первый "вестийный" успех имхо. Плюс.

Аватар пользователя Al

Было бы интересно прочитать и про гаджеты, которые он использует в быту и в походе.

Что касается гор и прочих походов, то знаю примеры таких успешных людей. (А у неуспешных на это и ресурсов не будет, только на Турцию. )) ). 

Аватар пользователя mike

Что касается гор и прочих походов, то знаю примеры таких успешных людей.

А я знаю примеры лузеров, ходивших по горам и плававших в байдарках. И что? :)

Аватар пользователя Al

Да ничего. Ты сказал, что таким людям не достичь успехов в жизни, я возразил. И всё.

Аватар пользователя mike

Ты сказал, что таким людям не достичь успехов в жизни

Неа. Я привел пример. Он обобщает? :)