Facebook: страсти накануне IPO

Руководство Facebook совместно с топ-менеджерами банков-организаторов IPO соцсети решило провести первичное публичного размещения акций 18 мая. Выход на фондовую биржу крупнейшей в мире социальной сети станет самым масштабным финансовым событием в IT-индустрии со времени IPO Google в августе 2004-го. Листинг акций Facebook будет производиться на американской "высокотехнологичной" бирже NASDAQ, им будет присвоено обозначение FB.


Цифры и сомнения

Уже в понедельник, 7 мая, Facebook запустила т.н. road-show - серию встреч с наиболее привлекательными инвесторами для поддержания интереса к акциям компании. В этих встречах примет участие и основатель компании Марк Цукерберг.

Напомню, что первоначально Facebook планировал разместить акции на $5 млрд при оценочной стоимости компании в $100 млрд или даже более. Как следует из последних отчетов компании, которые она подала в федеральные надзорные органы, чистая прибыль соцсети в I квартале сократилась на 12% и составила $205 млн. Выручка выросла на 45% и превысила $1 млрд. Число активных пользователей в середине весны превысило 900 млн человек.

Чистая прибыль соцсети в I квартале сократилась на 12% и составила $205 млн.

 

В самом конце прошлой недели компания Facebook опубликовала на сайте Комиссии по ценным бумагам и рынкам США (SEC) обновленный проспект эмиссии, в котором определила стоимость одной акции при размещении на NASDAQ в $28-35. Получается, что стоимость соцсети после публичного размещения может оказаться меньше предполагавшихся $100 млрд. А именно: от $77 млрд до $96 млрд - что всё равно вполне достаточно для мирового рекорда. Согласно проспекту эмиссии, на IPO планируется вывести 10% акций на общую сумму $12 млрд. В общей сложности Facebook выбросит на биржу 180 млн акций класса "А", а объем привлеченных средств составит от $5 млрд до $6,3 млрд.

Должен сказать, что отраслевые аналитики скептически относятся ко всей шумихе последних месяцев вокруг IPO Facebook. Собственно, автор этих строк - тоже. Ведь несложно подсчитать, что нынешние ожидания инвесторов оправдаются только в том случае, если социальная сеть сможет поддерживать ежегодные темпы роста доходов на уровне выше 40% в течение пяти следующих лет.


Финансовые крысы готовятся бежать с корабля

Недавно стало известно, что крупнейшие инвестфонды и банки, владеющие акциями Facebook, включая Goldman Sachs, Accel Partners и Digital Sky, сразу после IPO продадут значительные пакеты акций социальной сети на общую сумму около $2,68 млрд. Goldman Sachs собирается продать 13,2 млн акций Facebook на сумму $461,6 млн, фонд Digital Sky - 26,3 млн акций на сумму $919 млн. Больше всех - $1,3 млрд - за бумаги планирует выручить Accel Partners.

Нынешние владельцы соцсети продадут дополнительно около 157 млн своих акций. Марк Цукерберг лишится в ходе IPO 30,2 млн акций, за которые получит около $1 млрд (если размещений пройдет по верхней границе диапазона). С большой вероятностью часть этих денег генеральный директор Facebook потратит на реализацию опциона по покупке 120 млн акций класса "B", что позволит ему консолидировать в своих руках ещё больше голосов в совете директоров.

Венчурный инвестор Джим Брейер и его фонд Accel Partners продадут чуть больше 38 млн принадлежащих им акций. Российские акционеры Facebook - венчурный фонд DST Global и холдинг Mail.ru Group - избавятся от 26 млн и 11 млн акций компании, что может принести им до $900 млн и $400 млн соответственно.

Примеру организаторов размещения последуют топ-менеджеры ближайших конкурентов Facebook: от акций хотят избавиться основатель Linkedin Рид Хоффман и президент Zygna Марк Пинкус. Сократить присутствие в акционерном капитале соцсети планирует также Microsoft, инвесторы Питер Тиль и Рид Хоффман.

Все эти заранее анонсированные продажи говорят об одном: о неуверенности акционеров в завтрашнем дне интернет-компании Цукерберга. Действительно, в противном случае какой смысл продавать акции, способные приносить хорошую прибыль?

Все эти заранее анонсированные продажи говорят об одном: о неуверенности акционеров в завтрашнем дне интернет-компании Цукерберга.

"Практика продажи крупных пакетов акций в первый день торгов, конечно, существует. Тем не менее я бы отнесся к такому решению институциональных инвесторов несколько настороженно", - говорит Колин Джиллис, аналитик BGC Partners.

Ему вторит профессор Школы бизнеса при Университете Мичигана Эрик Гордон, который пишет: "Никому не нравится видеть, как инсайдеры выходят из игры и продают большее количество акций, чем ожидалось. Очевидно, что нынешняя цена в представлении этих людей является оптимальной. Ведь если ты действительно полагаешь, что через 12 месяцев акции твоей компании подорожают на 50%, ты так просто не расстанешься с ними".

Финансовое информагентство Bloomberg цитирует аналитика крупного американского инвестиционного банка, пожелавшего остаться неизвестным: "Желание крупных инвесторов продать большие пакеты акций Facebook на IPO объясняется желанием зафиксировать прибыль, ведь продать эти пакеты уже через месяц будет совсем не так просто".

Аналитик Morningstar Рик Саммер также настроен скептически: "Под большим вопросом суть бизнеса Facebook. До сих пор не понятно, за что платят рекламодатели", - говорит он. По оценкам Саммера, единственный способ оправдать размещение хотя бы по нижней границе цены - показать доход в $40 млрд в ближайшие пять-шесть лет при сохранении текущей рентабельности. Аналитик финкомпании BIA Kelsey Джед Уиллиямс говорит, что для поддержания стоимости соцсети придется показывать рост доходов на 41% ежегодно на протяжении пяти лет. Пока выручка Facebook в 2011 году составила $3,7 млрд. По итогам I квартала 2012 года выручка составила $1,06 млрд, что на 45% больше, чем в тот же период годом ранее, но на 6% меньше, чем в предыдущем квартале.


Тем временем в Америке

Однако сейчас, за 10 дней до IPO, всё выглядит очень красиво. Для инвесторов крутят видео с Цукербергом: 27-летний миллиардер в привычной футболке и джинсах вспоминает о том, как решил создать сеть. "Я вырос с интернетом; в школе я пользовался поисковиками Google и Yahoo. И думал, что это самая потрясающая вещь, что теперь у нас есть доступ ко всей этой информации. Единственное, чего недоставало, так это людей", - говорит Цукерберг с невинным видом.

В любом случае, даже при относительной неудаче, IPO Facebook станет рекордным - ещё ни одна интернет-компания в США никогда не оценивалась так высоко перед выходом на биржу. В 2004 году Google перед легендарным IPO поисковика оценили в $23 млрд, профессиональную сеть LinkedIn в 2011 году - в $4,5 млрд. Предварительная оценка Facebook приближается к таким компаниям, как McDonald's ($99 млрд) и Amazon.com ($104 млрд).

Даже при относительной неудаче, IPO Facebook станет рекордным - ещё ни одна интернет-компания в США никогда не оценивалась так высоко перед выходом на биржу.

Тут ещё компания ComScore опубликовала очередную порцию статистики. По её данным, сегодня у Facebook 901 млн ежемесячных активных пользователей. При этом зарегистрированные пользователи, которые заходят в сеть через ПК (т.е. не-мобильная аудитория), проводят в Facebook в среднем от шести до семи часов в месяц.

Реклама приносит 85% доходов соцсети. Цена, которую рекламодатели платят за каждые 1000 просмотров, относительно невысока - 25-30 центов. Эксперты считают, что Facebook для развития успеха следует развивать прочие источники дохода - электронную коммерцию и платные сервисы, которые пока ограничиваются играми.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также