Геолокация разбивает Сеть на части

Геолокация (geolocation) - возможность обнаружить реальное местоположение пользователя, определить его провайдера или работодателя с целью изменить содержание сайта или блокировать доступ к нему.

Хотя сама технология существует уже давно, однако использование геолокации стало модным лишь в последнее время. Только за пару последних месяцев ее начали применять сразу несколько крупных порталов. Так, сайт RealNetworks начал предлагать отдельные игры и фильмы для разных стран, а сайт Art.com стал демонстрировать американцам цены в долларах, а европейцам - в евро.

Google уже давно переправляет пользователей на "национальные" сайты, а с апреля 2004 г. позволяет рекламодателям проводить географический таргетинг потребителей рекламы, указывая город или расстояние от определенного адреса. Вообще, Google заслуживает отдельного разговора. Дело в том, что на этом сайте пользователи, например, из Нью-Йорка и Бостона, на один и тот же поисковый запрос получат совершенно разные результаты. Казалось бы, что в этом плохого? Но специалисты опасаются, что в будущем геолокация может использоваться для обмана пользователей.

Например, коммерческая фирма может устанавливать разные цены на свою продукцию, снижая прайс для тех городов, где сильны позиции конкурентов. На политическом сайте может отображаться отдельная программа для каждого региона. Тотальное лицемерие и популизм - такое будущее может ждать интернет, если технология геолокации станет стандартом.

Кроме того, если разделять пользователей по географическому признаку и показывать каждому из них разный контент, то о какой "Всемирной сети" можно говорить? Уже сегодня, как сообщает информационное агентство АР, владельцы прав на мультимедийный контент начали ограничивать доступ к своим сайтам для пользователей из других регионов. Британские казино не пускают на свои сайты голландцев. Американские киностудии разделяют мир на зоны и показывают контент для каждой зоны в отдельности, в разные сроки. Сеть реально распадается на части, и сегодня назвать ее "всемирной" может только наивный оптимист.

 

Как работает геолокация? Дело в том, что IP-адреса не всегда достаточно, чтобы точно определить местоположение пользователя. Современные сервисы, такие, как Digital Envoy, Quova или Akamai Technologies, дополнительно отслеживают маршрут пакетов в Сети, чтобы уже по маршрутизаторам точно определить физический адрес. При этом точность составляет 94% при определении города и 99,4% - страны.

Во Франции геолокация была узаконена в 2000 г., когда местный суд обязал Yahoo! блокировать доступ французских пользователей к нацистским лотам на аукционе. Благодаря этой технологии каждое государство может защищать во "всемирной" сети свои интересы. Впрочем, китайское правительство справляется с этим без всякой геолокации, а просто фильтруя контент. Поэтому наибольшая угроза интернету исходит не от национальных правительств, а от коммерческих компаний.

Компании, которые специализируются на "цифровой слежке", уже работают на всю катушку. Например, фирма Digital Envoy собрала базу IP-адресов крупных корпораций из списка Fortune 500, так что рекламодатель может показывать рекламу только сотрудникам этих компаний. Кроме того, Digital Envoy сейчас объединяет базу ZIP-кодов с данными национальной переписи населения, чтобы составить демографические рекламные профили каждого региона страны.

Конечно, геолокация сама по себе - очень полезная технология. Это экономное перераспределение трафика, персонализация контента и т.д. Но как она будет использоваться на самом деле?

Анатолий АЛИЗАР

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

29 за 2004 год

Рубрика: 

Internet
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!