Технологии в автопроме: традиционные машины ждет вымирание?

Кто бы мог подумать, но будущее традиционных автомобилей подставлено под сомнение. Всемирно известные автомобильные бренды и полюбившиеся нам модели в скором будущем могут исчезнуть. В автопроме наступило время, когда на рынок выходят ИТ-технологии, способные кардинально изменить наше представление о средствах передвижения. Ждет ли вымирание обычных машин, и на чем мы будем ездить через несколько десятков лет? 

В этом году компании BMW исполняется 100 лет, а ее популярность все также гремит по всему миру. В 2015 продажи BMW превысили продажи таких компаний, как Mercedes-Benz и Audi. Тем самым, компания уже 11-ый год сохраняет мировое первенство в производстве машин премиум-класса. Недавно запущенная седьмая серия BMW (с откидывающимися задними сидениями) имела огромный успех у автопрессы. Что же может пойти не так?

На самом деле, многое. Если компания и дальше хочет держаться на вершине мирового автопрома, ей стоит понять, каким образом преодолеть один из критичных моментов в системе транспортного сообщения еще с тех пор, когда машины заменили конные повозки. И этот поворотный момент приближается к нам намного быстрее, нежели многие привыкли считать. «Следующие 10 лет принесут больше изменений, чем за последние 30 лет», - сообщает Кристоф Грот, глава отдела передовых технологий в компании BMW.

Автомобиль BMW, работающий на водороде

 

И мы сейчас говорим не о большем количестве лошадиных сил или улучшенном управлении – может измениться сама суть автомобилестроения. Руководство компании считает, что новые транспортные модели должны быть способны не только снизить интенсивность движения и повысить безопасность на дорогах, но и уменьшить выделение вредных газов, загрязняющих воздух. Эти важнейшие цели могут быть достигнуты путем таких нововведений, как автоматизированное вождение, электрификация и краткосрочная аренда. «Для того автопрома, который мы использовали на протяжении последнего столетия, существует интересная альтернатива». - заявил Ларри Бернс, консультант в компании Google. - «Вскоре многие люди не будут своими руками управлять сложными механизмами, принадлежащими им, и автоиндустрии следует начать свыкаться с этой мыслью».

Это означает, что на данный момент BMW конкурирует с одними из самых влиятельных мировых брендов в сфере технологий. Такие компании, как Google, Apple, Tesla и многие другие тратят миллиарды долларов, стремясь создать, или хотя бы спланировать механизм электромобиля с самостоятельным вождением, сделанного из легковесных композитов. В Америке компания Tesla является лидером в продаже электромобилей. В то же время Google заявил о возможности выпуска автомобилей с самостоятельным управлением в течение 5 лет, что на 10 лет опередит ведущие автопромы. Основанный интернет-миллиардером Цзя Уецинь (Jia Yueting) китайский стартап Faraday Future заявил, что занимается миллиардной постройкой завода по производству электромобилей в Неваде. Первый концепткар, способный разогнаться до 300 км/ч, будет представлен уже в январе. «Мы собираемся вернуться назад в будущее, где мы сможем наблюдать такое же быстрое увеличение популярности нового бренда, какое могли видеть в начале 20-го века», - сообщает Диармуи О'Коннелл, вице-президент компании Tesla по развитию предпринимательства.

Соперники BMW в этой области также достаточно амбициозны. К примеру, Uber сотрудничает с экспертами в роботостроении из Carnegie Mellon и прилагает все усилия, чтобы спроектировать самоуправляемую машину. Предоставляющая в наем машины служба сообщает, что ее ключевая задача – это положить конец эре частного автомобилевладения. Как сообщается, исполнительный директор Uber Трэвис Каланик заявил Элону Маску, исполнительному директору компании Tesla, что если в 2020 г. их фирма сможет выпустить 500 000 автоматизированных машин, то Uber купит их все. Каланик видит это таким образом: впечатляющее количество самоуправляемых машин Uber, готовых по первому вашему желанию и в любое время доставить вас туда, куда нужно.

Вполне возможно, что это является некоторым преувеличением, но для классических автоконцернов существует множество поводов для волнения. Например, учитывая тот факт, что программное обеспечение – это то, чем отличаются машины. Фирма «Бостон Консалтинг» сообщает, что стандартная машина премиум-класса имеет 100 млн. линий в коде и оценивается как процентная доля от ее общей электроники, умноженная на 20% в 2004 г. и 40% в прошлом году. Очевидно, что программное обеспечение – та часть, где Силиконовая долина набирает больше очков.

Несмотря ни на что, BMW придерживается мнения, что именно она возглавит эту автомобильную революцию. «Электромобильность и оцифровывание – вот правильные направления для будущего развития», - считает исполнительный директор BMW Гарольд Крюгер. Ульрих Квэй, управляющий отделом венчурного финансировании, добавляет: «Мы не достигнем успеха, если продолжим двигаться в том же направлении». BMW начинает свой новый путь с выпуска передовых электромобилей и подключаемых к сети гибридов, включая популярную BMW i3 и крышесносящий BMW i8. Новая BMW 7 может ехать на шоссе без помощи человека. Кроме того, компания инвестирует в фирмы, позволяющие арендовать машины, которые помогут с информацией о ситуации на дорогах и парковкой. Этой осенью BMW вместе с Audi и Daimler приобрела систему цифрового картографирования и определения местоположения, стоимостью около 2.8 миллиарда долларов. Эта технология является важнейшим компонентом самоуправляемого транспортного средства. Кроме того, BMW работает над технологиями передвижения, похожими на те, что используют их соперники в Силиконовой Долине.

Так или иначе, знать об этих тенденциях и использовать их – это совсем не одно и то же. Перед BMW встает дилемма, стандартная для всех новаторов: успешные компании остаются на плаву только в том случае, если их управляющие знают, когда стоит отказаться от продукции, благодаря которой эта компания и стала успешной. Похожим на BMW производителям необходимо преодолеть многие проблемы, включая миллиардные инвестиции в компании, которые производят работающие на бензине транспортные средства. Плюс, добавьте сюда не объединенную в профсоюзы рабочую силу, ограниченные автосалоны и консервативно настроенные советы директоров.

Исполнительный директор BMW Гарольд Крюгер

«В итоге, именно гибкость определит победителя», - говорит Гроут. - «В нашей компании есть огромное количество работников, талантливых в инженерном деле. Мы никогда не останавливаемся на том, чего достигли, а инвестируем в технологии будущего, стремясь создать что-то, что полюбят наши клиенты. И если вы доверяете нам, вам не стоит опасаться за ваше будущее». Но, если использование самоуправляемых авто станет нормой, то каким образом BMW будет продавать свои собственные машины?

BMW приобрела популярность, выпуская быстрые, легкие в управлении машины с высокопроизводительным бензиновым двигателем. Но именно эта формула, приведшая компанию к успеху, может утянуть ее на дно. Согласно Международному Энергетическому Агентству, к 2050 г. число машин и легковых автомобилей на дорогах достигнет 2 миллиардов, большая часть из которых появится в развивающихся странах. Качество воздуха и пробки на дорогах в Пекине и Мумбаи уже не могут не вселять ужас. А представьте, что будет, когда количество машин резко увеличится? Необходимо что-то предпринимать.

Так, правительственные органы разных стран ужесточают контроль за вредными выбросами. Согласно постановлению Европейского Союза, к 2021 году автопромы должны будут снизить выбросы вредных газов каждой машины на 95 г на км, что составит 27% по отношению к сегодняшним стандартам. Китайские стандарты основаны на принимаемых в ЕС законах.

Пожалуй, одну из самых сложных задач поставит перед собой штат Калифорния. К 2025 году 15,4% автопродукции в Калифорнии должны быть с нулевым уровнем выбросов: то есть, это должны быть электрические, водородные машины или подключаемые к сети гибриды. Компания Edmunds, занимающаяся исследованием автомобилей, подсчитала, что для того, чтобы достигнуть этих стандартов, каждый год в Калифорнии компании должны будут продавать около 270.000 таких машин, начиная с нескольких тысяч продаж в этом году. А 9 других штатов, включая Нью Йорк, Нью Джерси и Коннектикут, заявили, что они последуют примеру Калифорнии.

Трудно понять, как поверхностное изменение трансмиссии может позволить автопроизводителям достигнуть допустимого уровня выбросов. Поэтому BMW придерживается двуединого подхода: подключаемые к сети гибриды и водородные автомобили. К данному моменту компания предлагает пять подключаемых к сети гибридов: BMW 330e и 740e xDrive, BMW X5 xDrive 40e SUV, BMW i8 и BMW i3. В 2015 г., несмотря на падение цен на газ, продажи BMW i3 в США подскочили на 81% по сравнению с предыдущим годом.

Компания утверждает, что сможет создать гибрид, который повторит успех. Попробовав себя за рулем BMW i8, могу сказать, что игра стоит свеч. Это двухместный спортивный автомобиль за $140,700 с небольшим турбинным трехцилиндровым двигателем и двумя электромоторами, которые в сумме дают 357 лошадиных сил. BMW i8 набирает 96 км/ч за 4.2 сек – результат, который превосходит показавшую великолепную скорость BMW M3. Автомобиль ведет себя более послушно, нежели любая BMW, на которой я ездил раньше. И, наконец, машина выделяет всего 49 г CO2 на 1 км, что находится в рамках установленных Европейским Союзом стандартов, которые должны вступить в силу к 2021.

Скорее всего, в следующие 5-10 лет выпускаемая BMW продукция будет состоять главным образом из подключаемых к сети гибридов. Сохранение бортового двигателя внутреннего сгорания позволит избежать целого ряда проблем, но также увеличит вес и сложность обслуживания, а еще повысит цену по сравнению с целиком электрической машиной. BMW работает над BMW i3 – полностью электризированным городским автомобилем. Но компания не хочет, чтобы водителям приходилось заправлять машину каждые 130 км. В действительности же, продажи BMW i3 с небольшим газовым двигателем, позволяющим автомобилю разогнаться до 260 км\ч, превысили продажи чисто электрической версии.

BMW i8 - подключаемый к сети гибрид – способен разогнаться до 96 км\ч за 4.2 сек.

Единственный способ снизить уровень тревоги – это построить общегосударственную сеть сверхбыстрых зарядных устройств, которые за 20 минут будут полностью восполнять уровень электричества. Собственно, это и есть то, чем занимается компания Tesla. Однако BMW считает это слишком серьезной тратой и склоняется к варианту создания водородного автомобиля, способного преодолевать большие расстояния. Такие машины очень похожи на электрические, только вместо заряжаемой батареи в них используется топливо, получаемое в процессе электролиза. Просто заправьте машину водородом и вам его хватит на 490 км. Сотрудничая с Toyota, BMW создала прототип такой машины. Вот что о ней сообщил глава отдела передовых технологий в компании BMW Кристоф Гроут: «Вы удивитесь, какой убедительной она может быть».

Главный недостаток водородных машин - отсутствие соответствующей сети заправок. Германия уже занимается постройкой такой сети, а муниципалитет штата Калифорния выделил 200 миллионов долларов в поддержку любому, кто проявит желание заняться постройкой водородных заправочных станций. Несмотря на это, в США пока есть только парочка таких станций. Плюс, до сих пор неясно, снизится ли выделение углерода в случае использования натурального газа. Недостатки использования водородного топлива принудили Элона Маска, исполнительного директора компании Tesla, обратиться к технологии “hydrogen fool”.

Снижение цен на батареи – вот другая причина, почему стоит отказаться от водорода. GM недавно сообщил о предполагаемом в этом году начале продаж Chevrolet Bolt - электромобиля за $30 000, способного проехать 320 км от энергии одного заряда. А к 2017 году компания Tesla планирует выпустить полностью электрическую модель стоимостью $27 500 (с учетом федеральных субсидий), способную покрыть расстояние в 320 км.

Покупка гибридного, электрического или водородного автомобиля выйдет дороже, нежели покупка классического авто, но затраты на содержание машины обойдутся дешевле. Это происходит по двум причинам:

  1. Электричество, как и водород, стоят дешевле бензина;
  2. Механика и обслуживание машины стали гораздо проще, так как отсутствуют коробка передач, сложный газовый двигатель и система охлаждения.

При этом, продажи таких гибридных автомобилей, как Nissan Leaf и Chevy Volt, пострадали от низких цен на газ на сегодняшний день.

График выпуска автомобилей с функцией самостоятельного вождения – еще один пункт, позволяющий BMW оставить Силиконовую Долину позади. Tesla и Google не видят препятствий, которые могли бы помешать им выпустить эти машины к 2021 г. Преимущества очевидны: снижение количества заторов и глобальной смертности от дорожного движения (на данный момент, 1.2 миллиона смертей в год). Если бы существовали автомобили с самостоятельным управлением, то четырехполосные дороги справлялись бы с нагрузкой, которую сейчас испытывают 32-полосные шоссе.

Кроме того, пожилые люди, люди с ограниченными возможностями, а также не достигшие совершеннолетия смогут пользоваться машинами с функцией самоуправления. Вы можете насладиться несколькими бокалами вина в вашем любимом ресторане, зная, что после этого вы будете безопасно доставлены домой. Но на конференции, прошедшей прошлым летом, Элон Маск привел аргумент «против»: «Мы можем объявить самоуправляемые машины незаконными, т.к. их использование может быть крайне опасным, хотя бы потому, что в этом случае отсутствует живой человек, который управляет двухтонным механизмом, способным нести смерть».

Так или иначе, наряду со многими другими крупными автопроизводителями, компания BMW вступила в массовое движение по производству самоуправляемых машин. У компании есть способный к самоуправлению прототип серии 5. В это же время Toyota, Nissan и Daimler объявили об огромных вложениях в проект или же собственном производстве машин с функцией самоуправления.

Но большинство крупных автопроизводителей считают: полностью автономные автомобили не станут обычным явлением вплоть до 2030 года или даже 2035. Во-первых, это слишком дорогостоящая технология (хотя, в случае конвейерного производства затраты должны снизиться). Поэтому, вероятно, сначала мы увидим самоуправляемые транспортные средства совместного пользования, как те, что собирается представить фирма Uber. Автомобиль, проезжающий 100 тыс. км в год, обладает лучшей окупаемостью, чем оснащенный дорогими лазерными и сенсорными системами, но находящийся в частном пользовании.

Другой причиной для беспокойства является незаконченность технологии. Сможет ли машина среагировать должным образом, если произойдет что-либо неожиданное? Запрограммируете ли вы ее на то, чтобы она сбила пробегающего перед ней ребенка, или же ей нужно будет свернуть и врезаться в дерево, что погубит вас? «Человеческий мозг – это удивительное устройство, - заявляет Диармуи О'Коннелл, – но если мы сможем создать программное обеспечение, которое будет учиться и познавать что-то новое с каждым пройденным километром, эта программа сможет и будет становиться все более безопасной и полезной».

Чтобы понять, почему представители Силиконовой Долины более оптимистично настроены по поводу автономных транспортных средств, давайте прокатимся по шоссе 101 на Седане Tesla S, оборудованным новым программным обеспечением Auto Pilot. Владеет автомобилем Стэфан Хек – профессор Стэнфордского Университета и основателя стартапа Nauto, который создавал и разрабатывал систему, модернизирующую и связывающую современные автомобили в одну сеть, что позволяло сделать вождение более безопасным и эффективным. Мы двигались со скоростью 120 км\ч, а я даже не прикасался к рулю. Я нервничал и думал, что Хеку стоит выглядеть намного более обеспокоенным, нежели он был. Тем не менее, я решил попробовать функцию автоматизированного изменения полосы во время движения. Я щелкнул левым указателем поворота - машина продолжала двигаться, пока не нашла свободный промежуток, после чего самостоятельно перестроилась в левую полосу.

Иллюстрация The Heads of State

Мы продолжили двигаться по шоссе и я спросил Стефана, почему указатель поворота продолжил мигать после того, как мы уже перестроились в другую полосу. «Хороший вопрос!», - говорит он, касается иконки на приборной панели и произносит: «Сделать автоматическое выключение указателя поворота после смены полосы движения». Этот сигнал об ошибке будет направлен инженерам компании Tesla во Фремонт, штат Калифорния, которые, предположительно, будут работать над устранением этой проблемы. Дело в том, что компания готова испробовать технологию автоматизированного вождения и решать проблемы по мере их поступления.

BMW знает, как сделать так, чтобы человеку не нужно было управлять машиной во время движения. Но для большей безопасности компания хочет, чтобы не покупатели, а ее команда провела первые испытания. Такая позиция может быть разумной, но именно она ставит компанию в невыгодное положение. Силиконовая Долина славится быстрой реакцией: выпуск, получение обратной связи с пользователями, исправление ошибок и перевыпуск. Такой подход позволяет объяснить, почему такие компании, как Google и Tesla полагают, что они могут начать продажу автономных транспортных средств на десять лет раньше крупных автопроизводителей.

В Вест-Виллидже (западная часть района Гринвич-Виллидж на Манхэттене), который становится все более популярным местом для стартапов и хипстерских ресторанов, BMW открыла офис для своего отдела, занимающегося венчурным инвестированием, - iVentures ( где «i» означает «инновации»). Лофт занимают двадцатилетние разработчики нескольких стартапов, многие при поддержке BMW. Это место можно считать «инкубатором будущей мобильности». Руководит этим $100-миллионным фондом Ульрих Куэй, прежде занимавший в компании должность корпоративного юриста. Его миссия состоит в том, чтобы отбирать и вкладывать деньги в те стартапы, которые помогут компании удержаться на плаву в условиях кардинальных изменений транспортной системы.

Ульрих Куэй говорит, что он и его команда рассмотрели около полутора тысяч разных компаний, но вложились только в десяток из них. BMW владеет частью акций Just Park (приложение, которое позволяет людям сдавать в аренду неиспользуемые подъездные дорожки), ChargePoint (крупнейший в США производитель зарядных станций для электромобилей) и израильской компании Moovit (с помощью приложения этой компании можно на общественном транспорте добраться из одной точки в другую).

На автомобилях BMW серии 7 при помощи жестов можно будет управлять системой телефонной связи или же звуковой системой

Краткосрочная аренда автомобиля – одно из направлений вложения инвестиций для BMW. Учитывая тот факт, что мы используем личное авто в среднем только 4% времени, то 23 часа в сутки они просто простаивают. Суммарная стоимость миллиарда автомобилей на дорогах составляет около 20 триллионов долларов – имеет ли тогда использовать столь ценные активы только 4% нашего времени? Брук Портер, являющийся инвестором компании Uber и стартапа по краткосрочной аренде Turo, говорит: «Если оригинальные производители оборудования (ОЕМ) будут работать только лишь над созданием виджетов, они, очевидно, станут полностью коммерционализированными. Все чаще на сегодняшний день клиенты запрашивают услугу транспортировки, а не продукт, который может им это предоставить, что резко снижает те зафиксированные 4% пользования машиной. Несомненно, автономное вождение усилит этот процесс».

Привлекательность этих услуг очевидна. На свои машины американцы тратят около $ 1 500 в месяц, кроме того, в городских условиях обслуживание машины может обойтись еще дороже, плюс куча нервотрепки с парковкой. Почему бы просто не взять напрокат машину, когда она нужна, если это выйдет удобнее и дешевле? Сьюзан Шахин, профессор Научно-исследовательского Центра в области устойчивого развития транспорта в Калифорнийском университете, Беркли, считает, что на сегодняшний день услугами краткосрочной аренды пользуются около 4.8 миллиона людей в 33 странах, при этом около трети из них приходятся на Северную Америку. По данным компании «Навигант Консалтинг», мировой доход от услуг краткосрочной аренды увеличится с $1 миллиарда в 2013 до $6.2 миллиардов к 2020, когда количество участников этой программы по всему миру достигнет 12 миллионов.

BMW делает ставку на компанию DriveNow. Компания предоставляет свои услуги по аренде авто в 9 городах, большинство из которых находятся в Европе. Приложение DriveNow предоставляет доступ к ряду машин марки BMW, которые можно арендовать в течение минуты. В отличие от приложения Zipcar, по условиям которого вам необходимо вернуть машину в ту точку, откуда вы ее арендовали, любую машину службы DriveNow вы можете оставить там, где вам будет удобно (в очерченных границах).

Одна из проблем – это нахождение парковочных мест, где арендаторы могут оставить свои машины. В октябре DriveNow пришлось прекратить предоставление услуг в Сан-Франциско, так как власти города отказались предоставить службе разрешение на уличную парковку. Не испугавшись этого инцидента, BMW сообщает, что будет и дальше открывать свои службы в других городах США. Другим серьезным препятствием является тот факт, что американцы, за исключением городских жителей, вряд ли откажутся от возможности иметь личный автомобиль.

До сих пор рынок предоставления краткосрочной аренды был переполнен, в то время как получить прибыль от этого вида услуг непросто. Помимо BMW, программы по аренде авто действуют у таких автопроизводителей, как Daimler, Audi, Ford и GM. Кроме этого, есть крупные компании по прокату авто (Avis приобрела Zipcar в 2013). В январе GM объявил о $500-миллионном инвестировании в Uber, который является соперником транспортной компании Lyft. Добавьте сюда огромное количество независимых конкурентов, так как City Car Share или Getaround. Одна из причин, почему так тяжело получить прибыль в этой сфере заключается в том, что как огромные сети по автопрокату, так и крупные автопроизводители сталкиваются с большим количеством накладных расходов, таких как траты на снятие офисов или аренда мест для высадки пассажиров. Так, в прошлом году Hertz закрыла совместный бизнес в США.

Тестирование одноуровневой аренды – вот гарант успеха DriveNow для BMW. Любой владелец BMW может сдать в аренду свою машину, пока он ее не использует. Такая бизнес-модель привлекательна тем, что компания, арендующая автомобиль на время у его законного владельца, не имеет никаких дополнительных расходов - это как Airbnb (онлайн-рынок для размещения, поиска и аренды частного жилья), но для автомобилей! BMW предоставляет приложение, соединяющее владельца авто с арендатором, а сама получает арендную плату. Но, пока рано говорить о том, стоит ли игра свеч.

Компания не рассматривает прокат авто в качестве большой угрозы своим продажам. В действительности, суть скорее в том, чтобы молодые водители смогли бы на некоторое время арендовать машину, покупку которой они не могут себе позволить. BMW сообщает, что в среднем их приложением в Германии пользуются клиенты в возрасте около 30, в то время как брэнд BMW Mini начинают покупать ближе к 40, а непосредственно машины BMW – к 50 годам. Поэтому есть надежда на то, что когда эти 30-летние станут старше и смогут позволить себе покупку машины, они уже будут хорошо знакомы с брэндом BMW и полюбят его.

По той причине, что проектировка и сборка нового автомобиля занимает 4-5 лет, следующее поколение умных автомобилей BMW сможет попасть в демонстрационные залы только в начале следующего десятилетия. Все, чем остается заниматься компании до этого момента, это продажа своих традиционных роскошных автомобилей. Вопрос в том, будут ли принятые сегодня решения достаточно радикальными, чтобы конкурировать в долгосрочной перспективе с такими ведущими агрессивную игру представителями Силиконовой долины, как Google, Apple и Tesla? В последующие 100 лет результаты компании будут зависеть только от нее самой.

Источник: журнал Fortune

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 2
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя mike

Статья -- сумбурная и содержит технические ошибки. Напрмер, утверждается, что авто с водородным двигателем не нуждается в трансмиссии. Видтмо, в оригинале писана журналистом. :) Совершенно ничего о ненавигационном управлении. Ничего о топливных элементах, о суперконденсаторах. Лучшие результаты даёт элементарный поиск Гуглом. Поставлю троечку. И уберу закладку, которая имхо призвана увеличивать посещаемость. Задралла, блджад!