Рунет: война за агрегаторы

В России депутаты Госдумы и правительственные чиновники принимают все новые меры, стараясь ограничить информационное поле в Интернете. В последнее время под наиболее сильным давлением оказались новостные агрегаторы – такие, как «Яндекс.Новости» или «Рамблер». Более того, депутаты хотят обязать регистрироваться в качестве СМИ все поисковые системы Интернета. Это значительно расширит возможности государства в деле давления на СМИ.

В середине мая депутат Госдумы РФ от ЛДПР Андрей Луговой обратился к генеральному прокурору России Юрию Чайке с просьбой проверить деятельность компании «Яндекс». Луговой направил генпрокурору официальное письмо, в котором, в частности, указал: «на страницах «Яндекс.Новости» публикуются материалы новостного и аналитического характера, в том числе материалы ведущих российских и зарубежных СМИ». Распространение таких материалов депутат посчитал «распространением массовой информации». Следовательно, полагает он, компания «Яндекс», которая «является крупнейшим средством массовой коммуникации и имеет огромную аудиторию», должна соблюдать правила, установленные для СМИ.

Запрос был направлен 13 мая, ответ ожидается в течение месяца. По неофициальной информации с форумов самой ЛДПР, Луговому просто не понравилось, что «Яндекс.Новости» публикует в том числе независимые новости по ситуации в Украине – то есть, расходящиеся с официальной позицией Кремля. Ну, а сам депутат Луговой давно известен своими сложными отношениями с окружающей реальностью.

Однако юридически суть претензий совсем в другом. Внешне все выглядит так, словно Андрей Луговой на самом деле не понимает, чем отличается новостной агрегатор от полноценного средства массовой информации. Также Луговому непонятно, как граждане России, права которых могут быть нарушены в заметках зарегистрированного в Нидерландах «Яндекса», смогут подать в суд. «С таким же успехом можно призвать зарегистрировать как СМИ все газетные ларьки страны или все компьютеры и смартфоны, по которым мы читаем новости или смотрим видео», – иронизирует «Газета.Ru».

Источник конфликта в том, что в общественном информационном пространстве есть государственный интерес, а есть повестка дня, формируемая СМИ и блоггерами. Алгоритм «Яндекса», как и прочих новостных агрегаторов, отбирает новости, исходя как раз из актуальной повестки дня. Чем больше новостей и публикаций связано с тем или иным сюжетом – тем выше шансы сюжета попасть в топ новостей. Собственно, аналогичный алгоритм определяет то, что мы видим, скажем, на своей странице в Facebook. Только там лента формируется персонально для пользователя, а у новостного агрегатора – для всей его аудитории.

 

И в условиях политического кризиса здесь неизбежно возникает конфликт – идеологический или даже мировоззренческий. Сегодня многие российские госдеятели воспринимаюти не как пространство естественного, свободного и удобного людям информационного обмена, а как арену военных сражений с миром.

Тут стоит напомнить, что депутат Луговой уже прославился в качестве одного из авторов ставшей законом инициативы приравнять популярных блогеров к СМИ. По иронии судьбы, этот закон Владимир Путин подписал 5 мая – в День печати. И с этого момента популярные российские блогеры обязаны проверять достоверность публикуемой ими информации, не распространять данные о частной жизни граждан и соблюдать прочие ограничения. Первый же результат – Алексею Навальному вообще запретили что-либо писать в Сети.

Теперь, судя по последним сообщениям из Госдумы, там уже идет работа над законопроектом, которым могут обязать «Яндекс.Новости», а также другие поисковики и новостные агрегаторы регистрироваться в качестве СМИ. Депутаты хотят внести документ на обсуждение после того, как Генпрокуратура даст ответ на запрос Андрея Лугового о статусе сервиса «Яндекс.Новости».

Так становится ясна общая политика российских законодателей: приравнять в интернете все, что возможно, к СМИ, а потом все СМИ, которые будут сочтены «вражескими» и «национально-предательскими», – попросту заблокировать. Чем-то подобный путь уже прошли российские соцсети. Так, создатель сети «ВКонтакте» Павел Дуров, вынужденный после ряда скандалов эмигрировать из России, утверждает, что отказывался предоставлять ФСБ данные пользователей.

Но все же, можно ли считать «Яндекс», как и прочие новостные агрегаторы и поисковики,  средством массовой информации? Месяц назад, отвечая на медиафоруме ОНФ на вопрос блогера по этому поводу, Владимир Путин признал, что с «Яндексом» «не так все просто»: «Сейчас и в правительстве, и в администрации президента рассматривается вопрос, обсуждается и общественностью, что признавать средством массовой информации, что не признавать». Тему продолжил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. Отвечая на вопрос РБК, он объяснил, что не считать «Яндекс.Новости» СМИ было бы несправедливо. «Такой ресурс – СМИ, и сейчас на экспертном уровне ведется дискуссия, как закрепить это в законодательстве, но она пока не завершена», – сказал Песков.

«Когда поисковик набрал слишком серьезный размах, дает уже свой комментарий и в себе синтезирует большое количество новостного контента, здесь уже мы должны вмешаться и четко прописать в законодательстве, что "Яндекс.Новости" реально является СМИ», – убежден член комитета Госдумы по информационной политике Вадим Деньгин. По его словам, соответствующий законопроект может появиться в ближайшее время: тема обсуждается на общественных площадках, с министерствами и ведомствами.

«"Яндекс.Новости" и ресурсы, подобные ему, могут получить статус "гибридных СМИ". У основной массы россиян возникает привычка в первую очередь заходить не на новостные сайты, а на "Яндекс", где четко указано, какие новости последние, и это определяет сам "Яндекс", – блестит логикой Деньгин. – Фактически являясь СМИ, "Яндекс" не отвечает за публикации, а когда зарегистрируется как СМИ – будет отвечать по закону».

В самом «Яндексе» пока явно не выработали четкую стратегию противодействия нападкам со стороны госорганов. Так, пресс-секретарь «Яндекса» Ася Мелкумова на вопросы РБК ответила лаконично: «Ни прокуратура, ни Луговой к нам не обращались. Мы готовы всем рассказать про принципы работы "Яндекс.Новости"».

Ну а в своей отчетности российский интернет-гигант указывает, что подбор сообщений в «Яндекс.Новости» полностью автоматизирован, и никак не подвержен редакционному выбору. Зато сам по себе крупный бизнес в России может быть подвержен политическому давлению, указывает «Яндекс» в годовом отчете. «Мы не можем гарантировать, что на нас не может быть оказано политическое давление, которое существенно отразится на нашем бизнесе. Более того, хотя "Яндекс.Новости" беспристрастно агрегирует контент, другие стороны могут расценить наш сервис как политизированный, что может спровоцировать на нас политическое давление», – провидчески указала компания.

Кстати, Rambler заступился за своего конкурента и также выступил против идеи лицензирования новостных агрегаторов. По словам представителя компании Матвея Алексеева, «агрегатор новостей, равно как и поисковая машина, не могут нести ответственность за то, что публикуют на своих интернет-страницах проверенные и лицензированные СМИ». Иначе, исходя из этой логики, под определение СМИ можно подвести любой ресурс, цитирующий чужие новостные материалы.

Справка «КВ»:

Общероссийская ежемесячная аудитория сервиса «Яндекс.Новости», по данным TNS Russia за апрель этого года, превышает 21,9 млн человек в возрасте 12-64 лет, ежедневная – 5,1 млн человек. Показатели главной страницы поисковика, на которой помещены только краткие аннотации новостей, – 48,3 млн и 22 млн соответственно.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также

 

Комментарии

Аватар пользователя mike

 Цитата:

[СМИ] обязаны проверять достоверность публикуемой ими информации, не распространять данные о частной жизни граждан и соблюдать прочие ограничения.

Так в чём перец? Любой, кто вещает, обязан этому подчиняться. Поэтому  совершенно не понятен кипеж отдельных "акул пера". Хотели бы изгаляться, оставаясь пресловутыми "Инкогнито"?! Не выйдет, гааа! Кончилось ваше время.

Аватар пользователя mental

mike, как обычно, дое...ся до одной фразы и, за деревьями, не увидил, леса. надеюсь я, не стану в старости таким, желчным и дое...мся по пустякам к каждому кто, похож на журналиста

Аватар пользователя mike

mike, как обычно, дое...ся до одной фразы и, за деревьями, не увидил, леса...

А леса-то и нет. Есть не просто вещающий, а широковещающий. Поэтому с него и спрос. Так что нефиг сопли размазывать типа

...в общественном информационном пространстве есть государственный интерес, а есть повестка дня.

Демагогия-с!

...Надеюсь я, не стану в старости таким, желчным...

Надежды юношей питают. Доживите сперва.

Аватар пользователя Dmitry

за деревьями, не увидил, леса. надеюсь я, не стану в старости таким, желчным и дое...мся по пустякам к каждому кто, похож на журналиста

не станешь, т.к. пишешь с ошибками.