Vortex 2 - больше чем саундбластер

Версия для печатиВерсия для печати

Какой будет звуковая плата через год или два? Ответить на этот вопрос и предугадать дальнейшее развитие технологий обработки звука можно только после тщательного изучения технологий сегодняшнего дня и определения потребностей большинства пользователей ПК. Поставим вопрос иначе: зачем сегодня нужна звуковая плата? Многие пользователи приобретают саундкарты совсем не для того, чтобы заниматься на своем ПК созданием музыкальных произведений. Нет... Им нужен просто звук - звук в играх и возможность воспроизведения аудиофайлов в формате MP3. Что Quake, Unreal или Half-Life без звука? Скучное приключение глухонемого.

Для полупрофессиональных занятий музыкой необходимо использовать специальный класс устройств. Помните крылатое выражение актера Анатолия Папанова: "Бабе - цветы, детям - мороженое". А ведь он был прав. Так же и со звуковыми платами. Предполагающему использовать компьютер для написания музыкальных произведений необходимо устройство с максимальном качеством звучания. Геймеру, а таких, сразу скажем, большинство, нужен процессор для создания эффекта пребывания в виртуальном мире и четыре колонки по приемлемой цене.

Хорошие платы для домашней студии стоят около $400. Игровые устройства должны стоить значительно дешевле, потому и требования по шумовым характеристикам для них невысоки. Главное - это создание действительно реалистичных звуковых моделей с использованием наушников или четырех колонок (в крайнем случае, двух).


Современные технологии

Основное направление развития технологий обработки звука для игровых звуковых карт персональных компьютеров определено - это объемный звук или 3D Sound. На сегодняшний день широкое распространение получили три технологии: Microsoft DirectSound3D, Creative Labs EAX и Aureal A3D. Первая производит обработку звука, используя только ресурсы центрального процессора, и отличается ограниченной реалистичностью звучания. Вторая использует средства DirectSound3D и аппаратного ускорителя EMU10K1 (карта Sound Blaster Live! от Creative Labs). Звучание уже ближе к правдоподобному, т. к. добавлены эффекты реверберации. A3D, в отличие от других технологий, позволяет динамически изменять свойства окружающих объектов, от которых звук может отражаться или сквозь которые может проходить. Именно этот факт позволяет выделить из группы технологию Aureal A3D как самую продвинутую. Для реализации всех функций A3D необходимо использовать чип Vortex 2 (карта Monster Sound MX300 от Diamond Multimedia). В остальном все вычисления возлагаются на ресурсы центрального процессора, который загружается намного больше, нежели при использовании DirectSound3D или EAX.


Совместимость технологий

Обе аппаратно-программные технологии - Creative Labs EAX и Aureal A3D - поддерживают Microsoft DirectSound3D, т.к. EAX является частью DirectSound3D, а A3D - надстройка над DirectSound3D (A3D использует часть функций DirectSound3D, но основную часть вычислений производит самостоятельно). Понятно, что Sound Blaster Live! с чипом EMU10K1 технически не сможет полноценно воспроизводить звук, используя методы A3D. Обратная совместимость, т. е. воспроизведение EAX 2.0 на картах с Vortex 2, ожидается с выходом новых драйверов в первом квартале 1999 г. Так что вскоре звуковые платы на Vortex 2 будут поддерживать все современные технологии воспроизведения объемного звука (DirectSound3D, EAX 2.0, A3D 2.0) и станут безусловными лидерами на рынке 3D-аудиокарт.


Сравнение главных конкурентов

Как уже было отмечено выше, звуковая плата Monster Sound MX300 от Diamond Multimedia (Vortex 2 с технологией Aureal A3D) - в значительно большей степени использует ресурсы центрального процессора, нежели Sound Blaster Live! с технологией Creative Labs EAX. Эти затраты вполне оправданы, т. к. реализуемые Vortex'ом возможности по 3D-моделированию звукового пространства имеют более сложные алгоритмы. Совершенствование технологии A3D не ограничивается лишь скудными средствами DirectSound3D как в случае с EAX.

Сравнение качества звучания двух карт (Monster Sound MX300 и Sound Blaster Live!) в игре Half-Life, поддерживающей обе технологии (A3D и EAX), доказало заметное превосходство A3D над EAX в реалистичности создания звуковой картины. Monster Sound MX300, в отличие от ранее протестированных плат на Vortex (AU8820) и Sound Blaster Live!, позволял определять перемещение вверх/вниз.

Детализация источников звука в пространстве при воспроизведении декодированного программно сигнала Dolby Digital, известного как AC-3, при сравнении EMU10K1 и Vortex 2 отличалась не в пользу Sound Blaster Live! Диски DVD Video Monster Sound MX300 воспроизводит реалистичнее. Что же можно будет сказать, когда для Monster Sound MX300 в продажу поступит дочерняя плата расширения MX50, которая будет поддерживать шестиканальное(!!!) воспроизведение сигнала Dolby Digital?

Стоит отметить также и главный недостаток чипа Vortex 2. Это плохое звучание встроенного MIDI плюс отсутствие хорошо продуманной системы замены банка звуков. Такие проблемы решаются, но для Vortex 2 - самого перспективного ускорителя 3D-аудио - воспроизведение MIDI уже не первоочередная задача. Рожденному ползать летать не обязательно...

Дмитрий КОЖУРО,
has@belsonet.net,
www.kv.minsk.by/has/

Звуковая плата Monster Sound MX300 любезно предоставлена для тестирования фирмой "CD-Life"

Номер: 

06 за 1999 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Добавить комментарий