Финский гигант покоряет Европу

Визитная карточка
Nokia Group

Президент: Пекка Ала-Петила (Pekka Ala-Petila)

Штаб-квартира: Еспоо, Финляндия

Годовой оборот: $15.7 млрд.

Число сотрудников: 51000

WWW: www.nokia.com

Финская компания Nokia привлекла к себе особое внимание на прошедшей в Берлине выставке Internetionale Funkausstellung, где было показано оригинальное устройство-гибрид под названием MediaScreen, в котором объединены приемник телевизионного сигнала, сотовый телефон стандарта GSM-900 и компьютер под управлением Linux для доступа в Интернет. Кроме того, с помощью MediaScreen можно слушать радио и работать с электронной почтой. Впрочем, об этом позже, а сначала разберемся, как Nokia "дошла до такой жизни" и с чего все начиналось.

А начиналось все с калош, выпуск которых открыла фирма по производству резины Finnish Rubber Works в 1898 году. Обыкновенные резиновые калоши были, видимо, весьма популярны в России (ведь в конце прошлого века Финляндия была глухой провинцией Российской империи). В 20-х годах калоши уже продавались под маркой Nokia, а сама компания Finnish Rubber Works вступила в альянс Nokia Group, который, впрочем, был уже довольно широко известен производством бумаги.

В 1967 году к альянсу присоединилась фирма Finnish Cable Works, которая с 1912 года производила кабели для телеграфных и телефонных сетей, а также сетей передачи электроэнергии. Особенно улучшилось финансовое положение Finnish Cable Works во время Второй мировой войны (по понятным причинам). Эта фирма стала стержнем альянса Nokia Group, во многом определив стратегию его развития в будущем.

На протяжении многих лет Nokia представляла собой огромный конгломерат с широким и очень разнообразным спектром продукции, только в 80-х строго определившись с основным для себя рынком, которым стал рынок телекоммуникаций.

 

Финляндия родила такого телекоммуникационного гиганта, как Nokia, во многом благодаря той атмосфере здоровой конкуренции, которая царила на рынке телекоммуникаций Финляндии в 60-70-е годы. В большинстве европейских стран работали одна-две крупные компании, а все исследовательские центры были в руках государства. А в Финляндии с самого зарождения телефонной и телеграфной связи в 80-х годах прошлого века существовало несколько операторов, причем ни один из них не принадлежал государству.

Как уже было сказано, до конца 80-х Nokia не могла определиться с приоритетами в своем бизнесе. К 1988 году Nokia была третьей в Европе фирмой на телевизионном рынке и самой крупной в Скандинавии информационной компанией. Однако в мае 1992 года компанию возглавил Йорма Оллила (Jorma Ollila), и Nokia приняла стратегическое решение сфокусироваться на рынке телекоммуникаций, продав впоследствии телевизионное подразделение.

Сейчас эра GSM наступила повсеместно, но так было не всегда. Nokia в свое время была одной из первых компаний, которая представила средства связи, работающие на стандарте PCM (Pulse Code Modulation). Этот стандарт предусматривал перевод аналогового сигнала в цифровую форму, что резко повышало пропускную способность линий связи, так как цифровой сигнал можно сжимать даже в десятки раз. Интересно, что среди первых заказчиков PCM-оборудования Nokia был Советский Союз. Настоящую революцию тогда произвели коммутаторы Nokia DX 200.

Из-за сильной конкуренции между операторами связи и отсутствия между ними роуминга территория многих стран была разбита на маленькие "княжества" отдельных операторов, которые были изолированы друг от друга. Договорившись, операторы все же нашли выход и утвердили новый стандарт - NMT (Nordic Mobile Telephony). С этим событием связан выход "хитовой" по тем временам модели мобильного телефона Nokia под названием Senator. Правда, мобильным его можно назвать с трудом, так как весил он почти десять килограммов.

Прошло не так много времени, как европейские страны разродились новым стандартом, который за несколько лет стал чрезвычайно популярным - GSM. Все страны, поддерживающие GSM, на государственном уровне обязуются освобождать частоту 900 или 1800 MHz, благодаря чему GSM получает "зеленый свет". В 1994 году Nokia представила линейку мобильных телефонов Nokia 2100, работающих в стандарте GSM. Эти устройства весом около 800 гр. (вместе с батареей) заметно отличались от своих массивных предков.

Полностью цифровой GSM предусматривает передачу не только голоса, но и данных, таких как короткие сообщения на манер пейджерных, электронная почта и т.д. Вот откуда растут ноги у интеграции в одном гибридном аппарате таких, казалось бы, разных устройств, как телефон, телевизор, компьютер и радио.

Nokia давно выделялась тем, что стремилась создать многофункциональные устройства. К примеру, уже довольно давно появился Nokia 9110 Communicator, который объединял в себе факс, e-mail и некоторые возможности по ограниченному доступу в Интернет. Но MediaScreen, о котором мы упоминали в самом начале, действительно представляет собой нечто особенное. Кроме возможностей собственно телефонии и просмотра цифровых телеканалов, MediaScreen позволяет работать с электронной почтой и слушать радио. По размеру MediaScreen напоминает ноутбук. Правда, с приемом телесигнала дело обстоит не так гладко. MediaScreen принимает программы исключительно в цифровом формате DVB-T, который пока еще нигде не используется, кроме Берлина. Экспериментальное вещание DVB-T собираются начать в Нижней Саксонии (Германия) и Скандинавии. Nokia обещает запустить MediaScreen в серийное производство весной будущего года.

Анатолий АЛИЗАР

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

37 за 1999 год

Рубрика: 

Brand name
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!