Sonic Foundry Acid 1.00 - лучшая в 1999-м


Intro

Acid 1.00. Победитель этого года на TEC Awards в номинации "Лучшая программа". Чем же она так приглянулась профессионалам от мира звука?

Несомненно, новым подходом и качественной его реализацией. Существующие ныне компьютерные системы мультитрекового рекординга сложны и громоздки. Чтобы хорошо освоить данные системы, надо прокорпеть над каждой, как минимум, по году, чтобы понять все до тонкостей.

Постепенно, вместе с тем, на рынке музыкального оборудования развивалась еще одна технология - сэмплеры. Они отличаются быстрым процессом обучения, хорошими алгоритмами обработки звука и секвенсорной схемой хранения информации. Очевидно, для того, чтобы хранить данные в мультитрековом рекордере, надо иметь большие объемы памяти на жестком диске, так как все запоминается практически в виде wav-файлов. Сведение в секвенсоре позволяет использовать гораздо меньшие объемы памяти. Каким образом? Есть набор сэмплов. В секвенсоре они сводятся, расставляются эффекты, но память тратится не на запоминание уже обработанного трека, а на уставки алгоритмов и информации о расположении, что занимает гораздо меньшие объемы памяти. Если для компьютерных технологий даже 10 Мб является не проблемой (современные винчестеры уже выше 6Гб), то для сэмплерных технологий наличие такого количества памяти - большая роскошь.

Идея внедрения "сэмплерной схемы" в компьютерные музыкальные технологии витала давно. В основном, как это ни странно, считаю, развитие она получила от "игрушечных" программ, дэнсмейкеров. Более серьезное продолжение - в Quartz Pro, B.Box, Fruity Loops, Re-Birth 2.0. Наиболее гармоничной по звуку и полифонии сведения была, конечно, Fruity Loops, наиболее приближенной к "сэмплерному мышлению" была Quartz Pro. Хотя многие считают эту программу больше джингл-машиной для радио из-за малого количества алгоритмов обработки.

 

Программа Cubase очень близко подошла к самой идее, но большое количество несовершенств (о плохом качестве звука на РС, я считаю, многие говорят, слушая то, что сведено все-таки в Cubase), а также стремление завоевать сразу все рынки сделало программный продукт очень громоздким, проблематичным. К тому же отличаясь своим пластмассовым аудио, программа не заняла свое место под солнцем у профи (хотя завоевание в области MIDI - бесспорно...) К любому кричащему, что лучше старый Мак, чем новый РС, обратись с вопросом: "А что ты на РС видел?" Ответ в ста процентах из ста будет: "Cubase...". К чему я это? Да все к тому же: технологии записи, сведения, редактирования имеют несколько качественных направлений. И все не может и не должно умещаться в одном продукте. Иначе начинается перегруз интерфейса, едятся ресурсы аппаратуры, что-то приходится ужимать и т.п., к тому же пользователь становится зависимым от развития продукта, а не от развития технологий в целом.

ACIDPro выполнен как отдельный программный модуль, не требующий большого количества ресурсов от аппаратуры (минимальные требования - Pentium-133) и содержит в себе мультимедиа- Explorer, позволяющий делать навигацию внутри программы по сэмплам, хранящимся на винчестере, блок FX, на место которых можно вставлять плагины, подходящие к SoundForge, секвенсорный блок, панель управления и системный микшер, сделанный в стиле Sonic Foundry. Помимо этого можно отметить, что программа имеет многократный UNDO и в качестве звукового редактора вызывает SoundForge или какой-либо другой звуковой редактор.


Опции

Величина темпа в программе может устанавливаться в пределах от 60 до 240 bpm (bpm - количество ударов в минуту, кто еще не в курсе). По умолчанию стоит от 75 до 200. Исправить сей казус можно в меню Options - > Preferenсes (закладка General). В появившемся окне Вы увидите два окна управления крайними положениями интервала. Хочется отметить, что при работе с программой под консольным окном (окно с названиями треков, ручками громкости и т.п.) стоит регулятор bpm, но работает он с шагом в одну десятую. Поэтому если Вы выставите большой интервал, то появятся неудобства с тем, что драгоценное время потратится на большую точность регулирования.

Не выходя из окна Options - > Preferenсes (закладка General), можно определиться еще с одним параметром - количество FX-модулей, задействованных в программе. FX-модуль - это real-time эффект, который будет задействован в программе в качестве консольного. Чем больше подключенных FX, тем больше аппаратных ресурсов будет задействовано при воспроизведении. Максимальное количество FX в программе 8. Этого вполне достаточно.

Идем дальше. Options - > Preferenсes (закладка Audio). Здесь устанавливаются такие обычные параметры, как частота дискретизации и битрейт. Очевидно, стоит обратить внимание на Playback Buffering (в секундах). Если при воспроизведении некоего файла будут иметь место заикания, притормаживания, то есть возможность решить проблему, отрегулировав данный параметр. Хотя заикания и приостановы могут быть и по другой причине: много FX-плагинов или какой-нибудь из оных очень громоздок. Тогда надо или пересмотреть параметры Вашего компьютера, или поискать замену этому плагину.

Sample Rate устанавливается в зависимости от того, какую частоту дискретизации поддерживает Ваша аудиокарта. То же самое и разрядность. Но если Ваше устройство поддерживает 20 бит, то допускается выставление параметра, равного 24-м, для достижения большего качества.

Проведя со многих точек зрения полезные действия, вернемся к интерфейсу программы.

Под главным меню у нас расположены консольная часть (слева) и визуально-трековая (слева). Под ними находится четвертая главная часть интерфейса с закладками: Explorer, Properties, Mixer, FX1-FX8.


Интерфейс

Начнем с Explorer'а. Очень напоминает Проводник (Explorer) из Windows. Отличие - показывает и воспроизводит только файлы с поддерживаемыми расширениями, каковыми являются wav и aif.

Причем файлы программа воспринимает по-разному. Она может работать с Вашим файлом как с:

  1. Loop (загружает в память, делает стретч-растягивание под нужный bpm и др.).
  2. One-shot (загружает в память, не изменяя никаких параметров).
  3. Disk-based (воспроизводит с диска, делает стретч-растягивание под нужный bpm и др.).

Это разделение позволяет лучше организовывать место в оперативной памяти.

Отдельно хочется упомянуть про стретч. Это самый лучший конек программы. Такой качественной реализации с сохранением ноты, пожалуй, редко где встретишь.

При предпросмотре в Explorer любой короткий файл воспринимается как loop. Причем bpm высчитывается исходя из длины файла. Не удивляйтесь, если на какой-нибудь короткий звук программа покажет 3000 bpm и растянет его до 120. Это нормально. Неудобно то, что в этом случае Вы не услышите, как звучит файл по-настоящему. А кому, скажите мне, сейчас легко? Есть плюс - возможность предпросмотра при воспроизведении композиции.

Если файл достаточно велик, а эту величину мы определяем в Options - > Preferenсes (закладка General) (по умолчанию стоит 4 Мб), то программа не растягивает файл и воспроизводит его таким, каков он есть.

После предпросмотра и внутреннего согласия на кандидатуру файла двойным нажатием или старым добрым drag'n'drop сэмпл помещается в консольное окно и предстает зоркому взору опытного звуковика:) в виде отдельного трека. Причем на визуальной части появляется дорожка, соответствующая треку. Что мы видим в свойствах трека, указываемых в консольной части: первое - это его принадлежность (Loop, One-shot, Disk-based), обозначенная картинкой. Нажав правой кнопкой мыши на картинке, мы обнаружим popup-меню, в котором нам предоставляется возможность переименовать трек, сделать сетку темпа под первоначальный bpm loop'а, открыть Sound Forge и отредактировать этот файл, удалить/сдублировать трек, поднять/опустить питч-шифтером, изменить цвет синусоиды и, наконец, выйти в закладку Properties.

Помимо этого, в консольном окне трека стоят переключатели на выходные аудиоустройства, выключатели solo/mute и один движок с переменным параметром регулирования (громкость, панорама, уровень эффекта FX).

В визуальной части присутствует сетка темпа с регулируемыми параметрами визуальных возможностей. Но данная сетка не является ритмической (!). Снизу под сеткой находится шкала с возможностью отображения текущего времени, параметров синхронизаций и т.п. Изменение параметров настройки - нажатие правой кнопки мыши или Options -> Time Ruler Format.

Под этой шкалой находится очень интересная со многих точек зрения панель, на которой отображается текущий темп и тональность. На данной панели простым нажатием правой кнопки мыши или же через Edit -> Special можно поставить маркеры, указывающие на изменение темпа или тональности. Если стоит задача, чтобы при изменении тональности изменялась нота сэмпла, в Properties трека нужно указать Root Note For Transposing. Указанная Вами нота будет звучать по умолчанию при начальной тональности композиции.

При изменении тональности сэмпл будет транспонироваться. Если этого не происходит, то, значит, Root Note For Transposing присвоено значение Don't Transpose. Темп изменяется аналогично. Можно столкнуться с проблемой - программа не предоставляет возможности создать продолжительное во времени замедление. Если стоит такая задача, нужно поставить несколько маркеров, так как сам переход от одного значения bpm к другому происходит очень плавно, не шокируя слушателя:)


Инструменты

Теперь перейдем к рабочему меню программы. Есть сэмпл, как его можно редактировать? Для редактирования мы применим сетку темпа, ее увеличение позволяет делить такт на большее количество полос, а это необходимо, так как сэмплы расставляются только относительно этих полос.

Инструмент Draw Tool позволяет добавлять, удалять и редактировать сэмплы в треках.

С помощью Select Tool мы можем выделять любые фрагменты композиций для последующего их переноса, копирования и удаления.

Paint Tool позволяет быстро заполнять сетку сэмплами, при нажатии правой кнопки мыши, совмещенной с Paint Tool, мы можем чистить ненужные фрагменты композиции, это же можно сделать с помощью Erase Tool. Надо отметить, что Paint Tool и Erase Tool - взаимообратные инструменты, и действия, производимые с ними правой кнопкой мыши, тоже взаимообратны.

Zoom Tool позволяет проектировать масштаб визуальной сетки трека.

Envelope Tool - один из самых интересных инструментов. Помимо того, что мы можем выставлять параметры громкости панорамы, уровня эффектов относительно трека в целом, мы можем еще производить это и внутри трека. Это уже не новость для ряда профессиональных программ. Я бы сказал - это средство передвижения:) При нажатии на какой-либо сэмпл или его фрагмент левой кнопки мыши он выделяется. Потом мы нажимаем правую кнопку мыши и из появившегося popup-меню выбираем требуемый нам параметр. На изображении звуковой волны появляется горизонтальная линия посередине. Двойным нажатием мы можем сформировать крайние точки эффекта и расставить их так, как нам потребуется.

Предвосхищая дальнейшее развитие программных технологий, скажу об одном недостатке данного метода - его цифровой сущности. Аналоговые преобразования никогда не имели ярко выраженных крайних точек. Это заложено в природе звука. Поэтому в дальнейшем, думаю, будет учтен и данный нюанс.

Панель инструментов является полностью вариабельной, ее можно изменить по любому пожеланию пользователя. Для этого достаточно зайти в Options -> Customize Toolbar...


Запись

При рекординге учитываются параметры моно-, стерео-записи с частотами дискретизации, разрядности и стартовой позиции.


Сохранение и экспорт

Все данные программа сохраняет в файл со своим внутренним расширением. Есть возможности сохранения и экспортирования в формат wav и aif. При экспортировании не учитываются замутированные и пустые треки. Экспорт происходит потреково: один трек - один файл. Это удобно. Есть еще и такая опция экспорта, как экспорт loop'ов, находящихся внутри композиции. Например, когда имеют место изменения темпа, программа экспортирует Вам несколько вариантов loop'а соответственно.


Собственные впечатления

Сначала меня данная программа очень удивила. Прежде всего качеством стретча и удобством, которое сопутствует при работе с простыми устройствами-сэмплерами. Потом я словил себя на мысли, что уже забыл, что такое экспандеры и некачественные питч-шифтеры. Они полгода висели тяжелым грузом на моем рабочем столе и в конце концов дождались удаления. Но есть неудобства, связанные больше с несостыковкой плагинов. Например, применение вокодера Hyperprism Vocoder в данной программе невозможно - все равно приходится извне создавать стереофайл с разными каналами. Еще одна проблема, если сэмпл надо вставить "из-за такта". Приходится довольствоваться использованием ZOOM.

Sonic Foundry ACID по праву можно считать одним из лучших продуктов уходящего года.

Кристофер М. ИХИХО,
chris_ih@mail.ru

Автор выражает признательность фирме "ГВиН Компьютер" (тел. (017)2101-333) за предоставленные компакт-диски.

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

45 за 1999 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!