MbooM Intuitive Music System - настоящий бум!

Для новичков, loop - музыкальная или ритмическая фраза

(Прим. автора)


Intro

Начну я, пожалуй, с Sonic Foundry ACID. Не так давно вышла версия 2.0 этого одного из самых популярных программных продуктов на сегодня, которая, по сравнению с 1.0, имеет несколько незначительных отличий. Первое являет собой возможность сохранения файлов в МР3, хотя это можно было реализовать и в ACID 1.0 путем подключения Sonic Foundry MP3 coder, и второе - это прямой доступ к Интернет-ресурсам как для получения сэмплов, так и для публикации своих работ напрямую в www.acidplanet.com. Я заглянул в вышеназванный ресурс и увидел надпись типа 1 sample - $1. Надо сказать, для данной программы выпущено порядка двух десятков CD с loops, причем все отличаются хорошим качеством. Цены на некоторые диски составляют порядка $60. На диск умещается около 600 сэмплов (из расчета, что среднее время loop-сэмпла составляет порядка 6 секунд). Чувствуется очень хороший маркетинговый ход:))) Цена на диск сразу взлетает в десять раз. Причем чего-нибудь существенного для музыкального креатора в новую версию ACID не добавлено. Хотя мной ожидалась поддержка сэмплов в формате МР3, коих сейчас развелось превеликое множество... Нет этого, в общем. А почему?


Новые мощности в музыкальном софте

А что произошло за кулисами на самом деле? В Сети начали появляться крупные Интернет-магнаты для музыкантов, которые, в большинстве своем, выросли из on-line-версий специализированных журналов и ресурсов, предлагающих бесплатные сэмплы. Примеров можно привести много: www.futureonline.com, www.intermusic.com, www.sounduser.com, www.analoguesamples.com, www.samplenet.com, www.computermusic.com. Все они взаимосвязаны между собой и образуют очень мощную структуру для рынка пользователей музыкальных технологий. Общий объем предоставляемой звуковой информации можно измерять десятками гигабайт. Но вопрос, как эти ресурсы наиболее выгодно использовать на практике, до сих пор остается открытым.

 

Какими инструментальными возможностями обладает сегодня пользователь РС для производства своих оригинальных loops на базе банков звуков? Первое, что приходит в голову, - это программа Fruity Loops, которая стала одной из наилюбимейших пользователями по итогам 1999-го года. Второе - Steinberg B.BoX. Третье - Re-Birth 2.0. И, наверное, все.

Постепенно подъезжаем, не волнуйтесь...


MbooM (free at 31/10/99)

И вот пришел B-o-o-o-o-o-o-m, точнее, MbooM. Пришел, надо сказать, незаметно, в конце прошлого (1999-го) года. То есть для нас это не очень заметно, но Sonic Foundry как-то очень быстро выпустила ACID 2.0 с одним лишь существенным нововведением - использованием Интернета, хотя на полке уже давно лежал апгрейд SoundForge с поддержкой 24 бит, 96 КГц. Как мне кажется, одним из факторов, определяющих политику Sonic Foundry, стала активизация Интернет-ресурсов в сфере музыкального софта.

Спонсором программы MbooM выступил небезызвестный www.analoguesamples.com.

Сама программа представляет собой секвенсор. В качестве инструментов в ней могут использоваться как MIDI-банки, установленные на Вашем компьютере, так и любые wav-сэмплы.


Схема работы MbooM

Схема работы довольно проста. Есть многоканальный секвенсор, в который можно загонять отдельные музыкальные и ритмические фразы. Причем сам процесс является максимально креативным.

После того, как Вы определились с инструментом, программа позволяет создать мелодическую партию в окне с давнишним и уже годами проверенным интуитивным интерфейсом "набивания нот мышью":). Pitch звучит грамотно, по-фирменному. Вероятно, использован не только алгоритм wavetable.

На каждый канал можно повесить до 4 FX-эффектов, в качестве которых подходят и VST plug-ins.

Отдельно хочется сказать о MIDI-банках. Таковых можно подключить довольно много, и, что самое главное, программа позволяет одновременное воспроизведение инструментов из разных банков. Например, с помощью System->Midi-In Channel Routing возможно совместное воспроизведение инструментов Roland JV1080 и Akai S2000 на разных каналах.

Программа предлагает несколько вариантов и характеров воспроизведения благодаря встроенным и регулируемым операциям quantize.

Главная идея MbooM - разделение действий на аранжировку фразы и аранжировку композиции.

Хочется отметить один существенный недостаток. Интерфейс не очень продуман и требует довольно долгого изучения. Советую обязательно просмотреть обучающий видеокурс, который поставляется с программой. В нем содержится примерно 1/3 того, что вам понадобится. Главное при работе уяснить, где и в каком месте (этапе) находишься на данный момент. После этого приобретаются навыки, и MbooM превращается в обыкновенный дэнсмэйкер.


Несколько приемов работы с MbooM

Итак, опишу несколько простейших приемов работы с MbooM. Почему именно приемов, а не описание работы? Дело в том, что программой можно пользоваться совершенно по-разному. И не факт, что то, что показано в Video Tutorial, является наиболее целесообразной схемой использования MbooM.

1. Создание pattern

В данной программе pattern'ом является Arrange с уставкой "loop". В возникшем окне после нажатия System->New, Arrange->New Вы выставляете длительность Вашего loop. После чего в представленной таблице (Arrange Editor в виде таблицы с заголовками) Вы создаете несколько pattern (Sequence) со своими именами, которые будут являться составляющими для действующего pattern (Arrange). Для чего это нужно? Дело в том, что, с одной стороны, та музыкальная или ритмическая фраза, которую Вы создаете, является составляющей партией в общей композиции (например, куплеты, припевы), с другой стороны, она сама может состоять из мелких отдельных фраз (ударные, бас, инструменты). То есть, это похоже на то, как одно зеркало отражается в другом, которое, в свою очередь, отражается в первом, и так до бесконечности. Здесь практически такая же система. Например, трек песни можно создать сразу на низшем уровне, но можно все делать и ступенчато, создавая и используя заготовки.

Итак, работа с Arrange loop несет в себе две задачи. Первая - выбор инструмента. Вторая - создание фразы. При нажатии левой клавиши мыши на поле Player (окно Arrange Editor) откроется список доступных Вам инструментов. Этот список можно дополнить собственными, сформированными из wav-сэмплов путем вызова фунции Audio -> Add-A-Sound. Загруженные звуки будут доступны и для других pattern (Sequence), поэтому можно смело сказать, что Вы формируете общий банк звуков. Выбрав нужный инструмент (он должен отразиться в поле Player), Вы должны перейти к окну Key Edit. Способов набора музыкальной фразы несколько. Первый - мышью, второй - с MIDI-клавиатуры, третий - с компьютерной клавиатуры, включив эмулятор (Tools -> Keyboard Emulator).

Окно Key Edit может быть различным в зависимости от установленных Вами параметров для каждого pattern (Sequence). Обратите внимание на окна в нижнем левом углу главной панели. Они отображают текущие Arrange, Sequence и инструмент. Последний можно менять, причем можно комбинировать сразу несколько инструметов в одном pattern (Sequence) при создании музыкальной фразы. Хотя это не очень удобно.

2. Play Room

Данное окно является главным для всего проекта. Оно отображает все загруженные в Ваш проект pattern (Arrange). Есть разделение, о котором я упомянул в начале, на Arrange loop и Arrange song. Если первая содержит в себе более мелкие модули (Sequences), то вторая являет собой мультитрек, их использующий. То есть, к примеру, в проекте Вы создали несколько различных музыкальных фраз, и они загружены в MyLoops1. Тогда всю работу по размещению этих фраз в композиции можно выполнить в MySong1.

Кстати, насчет дэнсмэйкеров. Рабочие панели, похоже, построены по схеме данных программ. С одной стороны, это разумный шаг, так как система навигации откатана. С другой стороны, дэнсмейкеры все-таки предназначены для развлечений, а не для серьезной работы. В процессе возникают неудобства. Например, я так и не нашел, где можно запрограммироать изменение темпа. Хотя программа может работать с синхросигналом.


Заключение

Во многих обзорах данную программу представляют как секвенсор-квантизатор. Я бы ее отнес больше к сэмплерным аудио/MIDI системам, так как по функциональным возможностям программа очень многосферна.

Для обзора я использовал FREE-версию от 31.10.99, поэтому не могу ничего сказать о сохранении миксов в wav. Судя по всему, такая опция существует.

Очень хотелось бы, чтобы этой программой и ее алгоритмами воспользовались крупные производители софта. Она нова, интересна, мобильна. Она собрала в себе лучшие зерна от Fruity Loops, ACID, Cubase и уже более-менее похожа на самодостаточную рабочую музыкальную станцию. Но большое количество недоработок, сложный для пользователя интерфейс (хотя и снятый с дэнсмэйкера), незаконченность и расплывчитость схемы работы... Это надо доработать.

Положительный момент - MbooM не ресурсоемка. Программирование мне напомнило эпоху 95-96-х годов. Думаю, для Pentium 100 - это лучшее, что можно найти сейчас из софта.

Вопрос: в чем революция? MbooM - это хороший, конкурентноспособный и наиболее приближенный к рынку пользователей программный продукт. Он позволяет быстро и беспроблемно создавать собственные loops. К тому же отвечает всем современным запросам: работает с сэмплами различных форматов, не сохраняя их в отдельном файле, имеет собственный patch-редактор, FX, многоуровневый секвенсор, эмулятор клавиатуры, возможность подключения сразу нескольких MIDI-инструментов.

Я нашел эту фразу, MbooM - это компьютерный музыкальный инструмент со всеми его недостатками и положительными сторонами... Вот, что такое MbooM...

Кристофер М. ИХИХО,
chris@music-hall.com.ua,
music-hall.com.ua

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

14 за 2000 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!