Август 2009-го: Google правит миром

"Трудно поверить, что Google, крупнейшая торговая площадка в интернете, появилась всего-то восемь лет назад, в далеком 2001 году, во времена безраздельного царствования Amazon и Ebay. Как же Google удалось добиться такого успеха?", - такими словами журналист под псевдонимом Пол Форд (Paul Ford) начинает свое футуристическое эссе (www.ftrain.com/google_takes_all.html), стилизованное под статью из делового журнала за август 2009 года.

"Журналист из будущего" рассказывает о том, как бывшему поисковому сайту удалось стать крупнейшей в онлайне торговой площадкой благодаря "семантической сети".

Google появился на свет в 2001 году и до 2002 был просто поисковым движком. Почти одновременно с ним появилась концепция "семантической сети" (www.w3.org/2001/sw). Эту концепцию представил один из изобретателей всемирной паутины, сэр Тим Бернерс-Ли, который в 2001 году опубликовал соответствующий трактат (www.scientificamerican.com/article.cfm?articleID=00048144-10D2-1C70-84A9809EC588EF21&catID=2) в журнале Scientific American. Новая форма веб-контента предусматривала объединение разных видов информации ("компьютерной" и "человеческой") в единую структуру, где каждому элементу "человеческой" информации соответствует машинный код - специальный смысловой тэг ("смарт"). Все тэги должны были составлять единую иерархическую структуру и описываться языком разметки RDF.

По мере того, как семантическая сеть распространялась все шире, начали создаваться распределенные базы данных по различным категориям объектов. Если раньше, например, каталог товаров хранился в одной-единственной БД онлайн-магазина, то теперь дополнить такую базу данных получил возможность каждый человек на планете, просто пометив любой объект смартом-тэгом "sell" на своей веб-страничке.

Технология выглядела перспективной, но поначалу существовали сложности. Во-первых, не было инструмента для работы с распределенной в интернете торговой БД. Во-вторых, создавать RDF-файлы с описаниями товаров было довольно трудно даже программисту. Но все изменилось в конце 2004 г., когда Google открыла в сети три новых сервиса: Google Marketplace Search, Google Personal Agent и Google Verification Manager, а также выпустила программное обеспечение Google Marketplace Manager. Это была настоящая революция.

 

Marketplace Search - это надстройка к старому поисковому движку Google. Наверняка каждый из вас хотя бы раз ею пользовался. Набираете в адресной строке "sell:martin гитара" и получаете список людей, которые в данный момент продают гитару марки Martin. Очень просто. Google знает ваше географическое местоположение и может отсортировать список продавцов по расстоянию от вашего дома, а также по другим параметрам (цена гитары, ее номер, старая/новая, дата выставления на продажу и т.д.). Конечно, сейчас мы уже привыкли совершать покупки у соседей, поискав на "гугле" информацию о том, что они продают, но для далекого 2004 года такая возможность была абсолютной новинкой.

Индексация смарт-тэгов была не единственным сервисом, который представил Google. Одновременно с ним начали работу алгоритм ранжирования продавцов по надежности, построенный на базе PageRank.

Система Google Verification Manager начала индексировать и государственные базы данных, так что она позволяла идентифицировать личность продавца, а также проверить возраст покупателя.

Вот таким образом пять лет назад Google начал работу с семантической сетью. Сегодня кажется удивительным, что онлайновые магазины не видели никакой угрозы в появлении новой технологии. Заблуждались не только они. Сейчас, в 2009 году, очевидно, насколько значительные культурные изменения произошли с человечеством.

Кстати, эта статья в деловом журнале за август 2009 года сейчас бурно обсуждается (www.slashdot.org/articles/04/08/01/2058206.shtml?tid=217&tid=133&tid=95) на Slashdot. Народ, между прочим, возмущен исчезновением XML, но перспектива появления всемирной "матрицы" никого не пугает.

Анатолий АЛИЗАР

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

32 за 2004 год

Рубрика: 

Компьютер и жизнь
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!