Киберсквоттеры всерьез увлеклись рекламой

Скупка доменов и создание сайтов-пустышек, наполненных рекламой, приносит баснословный доход и привлекает венчурных инвесторов. Этот рынок уже вырос до $600 млн., а в следующем году достигнет $1 млрд.

Домены нынче превратились в ходовой товар. Но, в отличие от 90-х годов, когда их покупали с целью дальнейшей перепродажи, сейчас покупки часто совершаются для генерации прибыли от рекламы. Специфическим бизнесом занимаются так называемые "доменные аггрегаторы", то есть фирмы-собиратели доменов. Они регистрируют тысячи доменов с хорошими названиями, например, mutualfunds.com или videocamera.com, а затем заполняют их рекламными ссылками с оплатой за каждый переход. На одной странице - сотни рекламных ссылок от Google и Yahoo. Случайному посетителю такого ресурса не остается ничего другого, кроме как нажать на одну из них - и тем самым принести доход новоиспеченным бизнесменам.

В течение многих лет торговля доменами считалась неэтичным бизнесом, который был связан с киберсквоттингом. Теперь ситуация изменилась. "Тот факт, что скупкой доменов теперь занимаются не частные лица, а корпорации, говорит о юридической правомочности этого бизнеса", - говорит Мэтт Бентли, исполнительный директор доменного брокера Sedo.com, недавно продавшего website.com за $750 тыс.

Бизнес доменных аггрегаторов вырос до таких масштабов, что он привлекает даже серьезных инвесторов. Например, недавно доменный аггрегатор Internet REIT LP привлек $250 млн. венчурных инвестиций, сообщает Wall Street Journal (online.wsj.com/public/article/SB113200310765396752-FYV6dsilRS0N1fsiVu_bLf_5nI8_20061116.html). Инвесторов можно понять, ведь сайты-пустышки генерируют огромные деньги.

По оценкам Susquehanna Financial Group, все сайты-пустышки принесут своим создателям в этом году в общей сложности от $400 млн. до $600 млн. А в следующем году эта цифра может достигнуть $1 млрд. При этом весь рынок онлайновой рекламы в этом году вырос с $15 млрд. до $21 млрд.

 

На рынке "нового киберсквоттинга" есть свои признанные авторитеты. Несколько фирм уже собрали портфель из сотен тысяч привлекательных доменов.

Хьюстонская компания Internet REIT, открытая в прошлом году, быстро прибрала к рукам несколько десятков тысяч доменов, включая mutualfunds.com, bachelor.com и con-sulting.com - за последний из них компания недавно заплатила $181 тыс. на аукционе. Главным инвестором этой частной фирмы является инвестиционная компания Jacobson Family Investments. Президент и сооснователь Internet REIT - известный киберсквоттер Марк Острофски (Marc Ostrofsky). Его самым большим успехом была покупка в 1995 г. домена business.com за $150 тыс. и перепродажа его четырьмя годами позже за $7,5 млн.

Наряду с перепродажей доменов, сейчас важным источником дохода для Internet REIT является участие в программе "Google AdSense для доменов". Эта рекламная программа предназначена специально для запаркованных доменов с красивыми названиями, которые генерируют более 750 тыс. хитов в месяц. Несмотря на то, что эти сайты целиком состоят из рекламы, компания Google не исключает их из поискового индекса, а наоборот - делит с владельцами полученную прибыль.

Известный доменный аггрегатор BuyDomains Holdings Inc. из Массачусетса имеет в своем портфеле около полумиллиона доменов, в том числе jobfinder.com и travelchoices.com. Все сайты-пустышки в мощной рекламной сети выстроены в 90 тематических "вертикалей", таких, как музыка, финансы и путешествия. Недавно долю в этой компании приобрел венчурный фонд Highland Capital Partners.

Еще один крупный доменный аггрегатор - фирма Marchex Inc., владеющая более 200 тыс. доменов. Год назад эта фирма заплатила $164 млн. за пакет из более чем 100 тыс. доменов, купив его у компании Name Development Ltd. Так она стала владельцем в том числе таких хороших имен, как debts.com и camcorders.com, а также многих сайтов с почтовым индексом вроде 90210.com. В III кв. 2005 г. доход от рекламных показов в сети составил $7,7 млн., что превышает результаты предыдущего квартала ($6,4 млн.).

Трансформация рынка породила целую индустрию "парковки" доменов. Услуги по парковке (то есть по размещению контекстной рекламы на принадлежащем компании сайте) предоставляются различными фирмами, например, Kanoodle.com или TrafficClub.com (принадлежит DomainSystems).

Возможность выгодно "запарковать" свою собственность способствовала росту цен на рынке доменов. Так, вышеупомянутый брокер Sedo.com за 10 месяцев этого года продал доменов на $17 млн. - в два раза больше, чем в прошлом году, и почти в пять раз больше, чем в 2003 г. Брокер работает за комиссию в 10%.

Другой брокер Afternic продал в этом году доменов на $4,9 млн., тогда как за весь прошлый год - всего на $2,2 млн., а в позапрошлом году - менее чем на $1 млн.

Получив новые источники дохода, кибесквоттеры теперь гораздо активнее регистрируют новые доменные имена. По статистике VeriSign, общее количество зарегистрированных доменов в III кв. 2005 г. выросло до абсолютно рекордной величины в 85,6 млн. Всего лишь год назад доменов в интернете было гораздо меньше - всего 66,3 млн. По оценке VeriSign, около 10% всех новых доменов отдаются под рекламные "пустышки".

Анатолий АЛИЗАР

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

47 за 2005 год

Рубрика: 

Internet
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!