Цифровое телевидение: время next

Цифровое телевидение стремительно входит в нашу жизнь. Цифровое вещание не только теснит аналоговые технологии в домах и офисах, но и быстро занимает прежде пустовавшие ниши - например, мобильные устройства и ПК. Правда, пока еще все же рано делать обстоятельный анализ и, уж тем более, какие-то прогнозы. Представляю просто обзор текущих событий.

Великобритания планирует к 2012 году полностью перейти на цифровое телевещание. Однако, судя по всему, фактически это произойдет раньше. Министр культуры Великобритании Джеймс Пернелл заявил, что всего лишь за месяц - с 26 ноября по 24 декабря 2005 года - в стране было продано 800.000 устройств для приема цифрового сигнала и цифровых телевизоров. Пернелл также сообщил, что более бедным и технически неосведомленным гражданам будет предложена специальная поддержка при переходе на цифровое TV. Тем не менее, он ничего не сказал о компенсациях зрителям, которые потеряют доступ к аналоговому телевидению. Пернелл также заявил, что правительство пока не пришло к окончательному решению по вопросу оказания помощи в вопросах модернизации спутникового телевидения.

Одновременно с этим крупнейшие в Британии операторы сотовой связи решили проверить, окажется ли рентабельной новая услуга - так называемое мобильное телевидение, в целесообразности введения которого существовали определенные сомнения. Исследование, проведенное в Оксфорде, дало достаточно неожиданные результаты: оказалось, что почти 80% пользователей подключились бы к такой услуге. В свою очередь, аналогичный опрос British Telecom показал, что платить за нее британцы готовы до восьми фунтов стерлингов в месяц.

Однако больше всего операторов удивил тот факт, что 36% опрошенных намерены прибегать к этой услуге главным образом дома, где есть куда более удобный для просмотра передач телевизор. При этом лишь 28% респондентов хотели бы пользоваться ею во время движения, а 23% - на работе или учебе. Эти результаты были получены в ходе наблюдения за более чем четырьмя сотнями добровольцев, каждый из которых имел доступ к 16 телевизионным каналам через специально настроенные мобильные телефоны. Выяснилось, что 83% оказались довольны новой услугой, а 76% выразили свое желание подключиться к ней в течение ближайших 12 месяцев. Причем смотреть телепрограммы по мобильнику они собираются, в среднем, до трех часов в неделю. Наиболее популярными телепрограммами оказались мелодрамы, музыкальные передачи и документальные фильмы, а вот выпуски новостей, наоборот, оказались "не в фаворе". Для пробного просмотра телепередач по мобильному телефону использовалась новая технология DVB-H, уже получившая одобрение Европейского института стандартов телекоммуникации (ETSI). В отличие от аналогичной услуги мобильной связи третьего поколения 3G, эта технология гораздо дешевле, но при этом не уступает по техническим характеристикам.

О радужных перспективах новой услуги говорят и аналитики консалтинговой компании Strategy Analytics: по их мнению, уже к 2009 году количество абонентов, подключенных к DVB-H-системе, перевалит за 50 млн., причем доход самих операторов в Великобритании за этот период может составить 3,5 млрд. фунтов стерлингов. То есть дело видится более чем выгодным. Судя по всему, именно по этой причине Nokia, Motorola и Intel создают сейчас собственный "телевещательный" альянс. Гиганты микроэлектроники надеются разделить рынок мобильного телевидения "на троих".

 

Помимо этих китов, в альянс Mobile DTV Alliance, созданный с целью продвижения стандарта DVB-H, также вошли такие крупные компании, как Texas Instrument и Modeo. В отличие от конкурирующих решений, стандарт DVB-H позволяет осуществлять видеотрансляции на мобильные телефоны напрямую с телевизионных вышек, что позволяет снять избыточную нагрузку на базовые станции операторов сотовой связи и, тем самым, значительно снизить издержки по организации вещания. При этом стандарт сохраняет принципиально важную для владельцев мобильных телефонов интерактивность, позволяя им пользоваться программами типа VоD и, соответственно, создавая еще один источник доходов для операторов. На сегодняшний день технология DVB-H испытывается либо уже испытана в десяти мобильных сетях таких стран, как Австралия, Финляндия, Франция, Германия, Италия, Великобритания и США.

Наконец, заявила о себе ClickStar - компания, работающая в сфере цифровых развлечений, учрежденная кинокомпанией Revelations Entertainment, которую возглавляет знаменитый Морган Фриман. При финансовой поддержке корпорации Intel компания ClickStar выпустит свой первый художественный фильм "10 Items Or Less" с участием, кстати, самого Фримана. Фильм "10 Items Or Less" своим появлением должен создать прецедент: это киноработа, призванная удовлетворить нарастающее стремление потребителей к развлечениям высшего качества. Выход фильма знаменует собой запуск службы развлечений ClickStar с широкополосной передачей данных, который планируется осуществить до конца текущего года. "10 Items Or Less" появится на сайте ClickStar в течение нескольких недель со дня премьеры в кинотеатрах.

В ближайшем будущем служба ClickStar должна стать источником высококачественных информационных ресурсов в сети интернет, позволяющим создателям фильмов напрямую связаться со зрителями и предложить им новые возможности домашних цифровых развлечений на гибких и доступных финансовых условиях. Служба ClickStar среди прочих интерактивных услуг планирует запустить многочисленные авторские развлекательные каналы, а также демонстрировать новейшие фильмы еще до их официального выхода на DVD-дисках. Создатели ClickStar видят в качестве своей целевой аудитории миллионы пользователей широкополосных сетей по всему миру, имеющих ПК на базе технологии Intel Viiv. Пользователи службы ClickStar смогут наслаждаться полноэкранными фильмами высочайшего качества как на домашнем цифровом телевизоре с большим экраном, так и находясь в дороге с ноутбуком. К слову, голливудские деятели с большим воодушевлением восприняли появление на рынке ClickStar, несмотря на то, что эта служба в будущем потенциально может ощутимо "ударить" по продажам DVD.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

13 за 2006 год

Рубрика: 

Мобильные системы
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!