Проект Slate: 10 лет эксперимента

22 июня в Нью-йоркской публичной библиотеке состоялся форум в честь 10-й годовщины онлайнового проекта Slate - первого "серьезного" интернет-журнала, который и сегодня фактически определяет пути развития онлайновых СМИ. В июне 1996 года, когда вышел первый номер Slate, web все еще воспринимался как некая экзотика (хотя сам по себе интернет уже был достаточно привычен). Соответственно, и онлайновые издания десять лет назад были малоизвестной новинкой. Slate в то время стал своего рода эволюционным мостом между традиционными печатными журналами и "отвязанными маргиналами" Сети. Это был медиа-инструмент промежуточного типа.

Slate процветал на заре веб-журналистики, когда напечатать в онлайне статью, где все слова написаны без ошибок, считалось значительным достижением. Сегодня статьи в Slate часто сопровождаются аудио-подкастингом, подборкой слайдов, видеоматериалами или чем-нибудь подобным. Если первоначально Slate представлял собой мост между печатной и "электронной" прозой, то в последнее время Slate старается соединить электронную прозу с другими медийными жанрами.

Идея создания онлайнового журнала Slate начала воплощаться в жизнь известным американским журналистом и редактором Майклом Кинсли еще в августе 1995 года при поддержке Microsoft. Собственно говоря, сама корпорация не была особенно заинтересована в издании журнала, но не смогла устоять перед магией слова "on-line". Майкл Кинсли теперь вспоминает: "Как и многие компании в те годы великого почина, Microsoft швыряла в интернет все, что попадалось под руку, действуя по принципу: "Чем черт не шутит?"". Slate начал публиковаться в июне 1996 года; его штат состоял всего из нескольких человек, проживавших в кампусе Microsoft в Редмонде, плюс офисы в Вашингтоне и Нью-Йорке. В 2005 году Microsoft продала Slate концерну Washington Post, но на содержание и стиль журнала это никак не повлияло.

Тогда, десятилетие назад, путь Slate к победе оказался довольно прямым и коротким. Slate был одним из нескольких онлайновых изданий, запущенных с большой помпой и немалым финансированием. Однако впоследствии большинство других (Talk, Brill's Content, Current) были вынуждены закрыться, не оправдав ожиданий инвесторов. В Slate же с самого начала решили, что надежным показателем успеха могут быть только финансовые результаты: проект должен приносить прибыль. Сегодня можно сказать так: иногда ему это удавалось.

В первое время создатели Slate весьма туманно представляли себе, как должен выглядеть веб-журнал. Майкл Кинсли даже разделил Slate на "страницы" со сквозной нумерацией, которые можно было перелистывать как при чтении обычного журнала, предоставив к тому же возможность выписать его, чтобы получать раз в неделю в установленном порядке. Более того, по первоначальным представлениям читатели должны были распечатывать Slate на принтере и скреплять страницы при помощи степлера!

 

Однако в стиле подачи контента Slate сразу стал революционером. Журнал помещал на своей главной странице отсылающие к иным изданиям линки, отвергая тем самым тактику "осажденной крепости", применявшуюся на многих других веб-сайтах. Тогда же родилась концепция блогов, хотя даже самого термина еще не существовало. Первые блоги в их нынешнем понимании появились на "The Fray", читательском форуме Slate. Очень быстро журнал начал использовать возможности интернет-технологий "на всю катушку". Редакция выставляла линки к предыдущим материалам (с которых, скажем, началась "эта история") или к горячим новостям, которые еще только появятся с часу на час, со дня на день; имея в своем распоряжении удобные карты, графики, фотографии и т.п. Сеть использовалась авторами для "интеллигентного синтеза", что позволяло давать картину мира и событий, недоступную для более традиционных средств массовой информации, в том числе и для журналов. При этом Slate мало волновали такие журналистские заморочки, как ссылки на источники, цитаты, проверка фактов, нейтральность, объективность, сбалансированность. "Китайская стена", которая в американских СМИ традиционно отделяет факты от мнений, в Slate отсутствовала (и отсутствует) напрочь. Результат закономерен: сегодня Slate регулярно читают десятки миллионов пользователей Сети.

Не обошлось и без финансового экспериментаторства. Вначале доступ ко всему контенту был свободным, однако потом на протяжении примерно года редакция требовала 19.95 USD за годичную подписку. Провал последовал незамедлительно: за год набралось лишь 20.000 "платников" - практически ноль для онлайнового издания такого масштаба. При этом на "Галерку" ("front porch") - часть журнала со свободным доступом - заходило в двадцать раз больше посетителей. Теперь эта цифра превышает пять миллионов.

Одно из главных достижений Slate - создание атмосферы некой клубности, чего, понятное дело, сложно добиться при миллионах посетителей сайта. Создать такую клубность, по словам редакторов, позволил интимный тон веб-журналистики, в целом, и Slate в особенности. Как рассказывает Майкл Кинсли, "это было одним из наших первых открытий. Закомплексованные писатели вроде меня, которые в печатных изданиях любой ценой избегали вести речь от первого лица, вскоре обнаруживали, что на их веб-странице просто не продохнуть от всех этих "я" и "мое": мы стали разговаривать с читателем в более личной и прямой манере, что оказалось естественным для новых видов медиа." Авторы веб-журнала быстро пришли к мысли, что писать для Сети - значит, находить что-то среднее между формальным стилем передовой статьи и тоном разговора лицом к лицу, характерного для частной переписки. В результате своего рода девизом издания стало: "Открывая Slate, вы получаете от нас e-mail".

Впрочем, все это уже история, причем, по меркам WWW, древняя. Сегодня интернет-СМИ уже не просто "завоевали место под солнцем": сейчас большинство новостей сначала появляется именно в Сети. Новостные сайты стали первичным источником информации для читателей по всему миру. Блоги и онлайновые журналы организуют политические дискуссии по актуальным проблемам. "Традиционные" СМИ спешно обзаводятся веб-"филиалами". Онлайновые СМИ все чаще представляют собой настоящий коктейль из аудио-, видео-, фото-контента и текстов в различных - часто весьма необычных сочетаниях и пропорциях. Новые интернет-технологии тут же берутся на вооружение веб-медиа - достаточно упомянуть подкастинг или RSS.

Эксперимент, некогда начатый Slate, продолжается.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

29 за 2006 год

Рубрика: 

Вчера
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!