Он здесь и штурман, и пилот...

В материалах о различных пресс-конференциях, форумах и других официальных мероприятиях не принято рассказывать о фуршетно-развлекательной части, идущей в конце. Неофициальные встречи "без галстуков", рестораны, бары и выступления больших и маленьких звезд эстрады остаются "за кадром". Но, начиная рассказ о директоре Департамента программных решений Подразделения корпоративных компьютерных систем НР (Россия) Сергее Лобове, я невольно вспоминаю игру-конкурс, проведенную в неформальной обстановке на последнем Форуме "Программные миры НР 2006". Конкурс был стихотворный, и его нехитрая суть заключалась в написании еще одной строки, рифмующейся с первоначально предложенной. За основу взяли следующее: "В программные миры полет". Мгновенно родилось продолжение: "НР с собою поведет". Дальше последовал получасовой словесный бред и хромающие на все буквы рифмы, но именно в конце появилась последняя строчка, которая по единогласному решению зала стала победительницей конкурса. В итоге получилось японское хокку:

В программные миры полет
НР с собою поведет
Здесь Лобов штурман и пилот

Причем трудно упрекать солидных бизнесменов, присутствующих в зале, в желании получить расположение Сергея Лобова. Здесь другое - порыв души, возникающий от общения с этим весьма обаятельным человеком. Можно ли быть топ-менеджером и душой коллектива? В чем секрет успешной карьеры в огромной транснациональной компании? Что такое программное обеспечение от НР и насколько важно это направление для самой компании? Обо все этом, а также о многом другом мы сегодня и поговорим.


- Компания НР более известна как производитель hard'а, чем soft'а. Чем объяснить такое положение вещей?

- Да, НР чаще всего ассоциируется с аппаратными решениями, однако в системах управления IT-инфраструктуры и разработке IT-платформ для новых телеком-сервисов мы известны очень хорошо. Это интересно, в первую очередь, большим компаниям и практически незнакомо обычным покупателям (consumers). Так, с помощью НР Open Call операторы связи обрабатывают 70% SMS-запросов. Кроме этого, мы входим в десятку крупнейших производителей и продавцов ПО в мире.

 

- Какую роль разработка и продажа ПО играет в общем бизнесе НР?

- Это довольно легко продемонстрировать на абстрактных числах. Допустим, компания получает прибыль в $1 от лицензий, еще $1 от сервисов и еще $1 от hard'a. Доходы от ПО "всего" $0,5, при том, что доля данного подразделения в компании всего 1%. В итоге получается, что маржа (прибыль) от разработки и продажи программного обеспечения на порядок выше всех остальных.

- Насколько Вы ощущаете себя "штурманом и пилотом", возглавляя департамент программных решений НР в России? С каким самолетом ассоциируете свой Департамент?

- Трудно сказать вот так сразу. Наверное, да - я и "штурман, и пилот", хотя углубляться в эту тему было бы нескромно. А вот с самолетом все куда интереснее. Скажем так: уже давно переросли "кукурузник", но нам еще далеко до А380. Скорее всего, мы на переходном этапе от среднемагистрального самолета к континентальному лайнеру и не уступаем аналогичным структурам во Франции, Испании или Италии.

- В чем особенности и задачи регионального представительства такой компании, как НР?

- Наша компания транснациональная, поэтому есть некоторая стратегия, единая для всех регионов. Но эта стратегия не применяется по единой кальке и для Беларуси, и для ОАЭ. Для реализации некоторой политики с учетом национальной специфики существуют региональные представительства. Причем, в России мы делаем многое, чего не делает ни одно другое представительство в мире. Например, переводим специализированные книги, издаем каталоги решений, проводим форумы по программным решениям НР.

- Какова доля основных продуктов ПО НР в России и в мире?

- По данным IDC, за первое полугодие НР принадлежит 42,5% на рынке систем управления в России. 80% инструментария Service Desk реализовано с помощью программного обеспечения НР. А 80% компаний, входящих в Expert 100, используют наши продукты.

Я провел небольшое исследование, которое свидетельствует, что миф о дороговизне наших продуктов действительно только миф. Так, 50% наших сделок были проведены с компаниями мелкого и среднего бизнеса. Это свидетельствует о том, что мы вполне адекватны в возврате инвестиций.

- Насколько трудно быть менеджером далеко не среднего звена в большой транснациональной корпорации? Много ли условностей? Связано ли это с менталитетом?

- Менеджер - это работа, и, как любую другую работу, ее надо любить. Надо любить людей, которыми управляешь, уметь ставить перед ними задачи, расставлять приоритеты, правильно мотивировать и осуществлять контроль. Чем выше по рангу менеджер, тем четче необходимо формулировать стратегические направления. Лично мне это не трудно, наоборот - интересно.

По поводу условностей скажу лишь одно: как сложно всегда соблюдать ПДД, так и условности внутри компании не должны выходить за рамки устанавливаемых правил. Мы работаем в регионе EMEA, который включает не только Европу, но частично и Азию, и Африку, поэтому национальные различия неизбежны. Конечно, многие вещи тесно связаны с различным менталитетом - к этому просто надо быть готовым.

- Как стремительно происходил ваш карьерный рост и рост Департамента, в целом?

- Я достаточно долго занимался описанием и оптимизацией (автоматизацией) бизнес-процессов. Когда в НР было время перемен (2002-2003 годы - прим. Е.М.) и принималось много интересных решений, мне предложили эту должность и я согласился. И вот уже четыре года наш Департамент показывает существенный рост. Сначала мы представляли собой подразделение из 4 человек, а к данному моменту выросли в 5 раз. Например, в 2002 году мы устраивали мероприятия для партнеров, на которые приходило, в среднем, 20, сейчас - 130 человек. Одна только организация Форума "Программные миры НР", где в этом году побывало около 1500 человек, чего стоит.

- Каковы планы Департамента на ближайшее будущее? Какие цели поставлены руководством на 2007 год?

- До нового финансового года в Hewlett-Packard осталось меньше месяца и, конечно, есть уже планы и задачи для всего региона. В первую очередь, мы планируем территориальную экспансию и в России, и в СНГ. Это должно существенно укрепить позиции НР как производителя ПО. Во-вторых, будем уделять больше внимания партнерам. И, в-третьих, приложим усилия для собственного позиционирования как телекоммуникационного вендора. Некоторые успехи у нас уже есть, поэтому основная задача - расти.

- Насколько вы ощущаете давление конкурентов?

- На рынке России мы очень сильны. Фактически создали этот рынок, и его рост еще далек от завершения. Хорошим примером могут служить исследования, результаты которых показали, что многие компании для управления своими бизнес-процессами используют собственные или FreeWare разработки. В качестве еще одного примера скажу: весьма показательно, что BMC открывает в России офис, а IBM - расширяет свое присутствие. При показателях роста в 25-30% в год можно смело утверждать, что сегодня места хватает для всех.

- Как часто видит Вас Ваша семья? Является ли коллектив Департамента программных решений Вашей второй семьей?

- Насколько часто я вижусь с семьей, можно судить исходя из общей ненормированности моего рабочего дня. На мой взгляд, хороший руководитель должен максимально делегировать свои полномочия, не пытаясь все сделать самостоятельно. Поэтому, когда это получается, я все свое свободное время стараюсь уделить семье. Обязательно звоню из командировок.

Для Департамента я не папа, и вряд ли отважился бы взять на себя такую роль. Но коллектив - это моя вторая семья. Причем я получаю удовольствие от общения с каждым сотрудником.

- Ваш любимый девайс с маркой "Hewlett-Packard"?

- Трудно сказать. Первыми на ум приходят принтеры, МФУ. Связано это с тем, что мы в компании настолько привыкли пользоваться качественными и удобными вещами, что воспринимаем это как должное. Хотя я предпочитаю называть "любимыми" своих близких, а не какие-либо (даже самые лучшие в мире) железки.

Егор МАЛЫЖЕНКОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

43 за 2006 год

Рубрика: 

Эксклюзивное интервью
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!