Фотогенная запись ощущаемой реальности

13 декабря 2006 г. в Центральной публичной библиотеке им. Янки Купалы открылась "сборная" фотовыставка "NOVA TOP 40", приуроченная к 10-летнему юбилею галереи визуальных искусств NOVA. За период с 1996 по 2006 г. в галерее визуальных искусств NOVA реализовано более 60 фотопроектов. Деятельность галереи стала одним из самых значимых явлений в фотографической культуре Беларуси. Кроме того, галереей реализованы несколько интермедиальных проектов. Куратор галереи Владимир Парфенок в своем приветственном слове на фотовыставке "NOVA TOP 40" отметил, что одним из концептуальных знаковых событий галереи стала выставка молодежной фотографии "Фотография из машины" в 2000. Эта выставка отразила необратимое появление в фотожизни Беларуси новых технологий. Именно в то время, помимо всеобщего снижения популярности "ручной" черно-белой фотопечати из-за завоевания рынка фотоуслуг унифицированными полноцветными фотомашинами со всевозможной автоматикой, вовсю стали наступать цифровые компьютерные технологии. Считается, что в Беларуси с того момента фотообщественность стала размышлять над вопросом о том, как hi-tech повлияет на изменение фотоискусства. Вот мнение Владимира Парфенка: "Цифровая революция в фотографии значительно упростила процесс создания кондиционного фотоизображения и создала иллюзию легкости фотографического ремесла, в частности, и фотографического творчества, в целом. Сотни, если не тысячи молодых людей в последние годы пришли в фотографию, но по-настоящему творческой фотографии от этого не становится больше... На мой взгляд, причиной столь неутешительного состояния дел является отсутствие системы обучения и передачи знаний от одного поколения белорусских фотографов другому".

Поделиться своим мнением о том, повлияли ли IT-технологии на творческую фотографию в Беларуси, мы попросили фотографа Даниила Парнюка. Даниил как раз участвовал в той переломной выставке "Фотография из машины" и вошел в число авторов 40 лучших работ, демонстрируемых на нынешней фотовыставке "NOVA TOP 40".


- Повлияло ли широкое проникновение IT на творчество фотографов?

- Я так не думаю. Технология - это лишь инструмент для фотографа. Применять или не применять IT-средства - вопрос именно выбора инструментария. Творческое же начало лежит не в этом и не зависит от использования самой дорогой современной техники. Проекты галереи NOVA никак нельзя классифицировать по уровню IT-технологичности.

- Но саму по себе цифровую технику и обработку фотоизображения на компьютере стали применять все профессиональные фотографы?

 

- Разные фотографы выбирают различные средства для своих работ. Есть те, кто предпочитает цифру. Есть и те, кто использует пленочную технику. Что касается использования новых компьютерных инструментов, то здесь фотографы разделились на два лагеря. Одни позволяют вторгаться в цифровое изображение, чтобы лишь довести первоначальный вид для качественной печати на твердом материале, другие видят в компьютерных программах графических редакторов новые средства искусства.

- Но лично Вы используете цифровые средства и проводите время за компьютером по максимуму?

- Только "цифре" я не отдаюсь на все 100%. Сегодня на открытие фотовыставки я взял с собой цифровой фотоаппарат, так как в плане оперативности это действительно проще. Для других задач я с удовольствием использую пленочный фотоаппарат. Но, конечно же, любой инструмент с новыми функциями помогает в работе. Какие-то необычные сервисы нового "цифровика" позволяют выбирать новые приемы в работе при фотосъемке. Так и компьютер позволяет реализовать много такого, что ручными методами осуществить слишком сложно.

Александр ОАКЛИ,
oakly@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

51 за 2006 год

Рубрика: 

Дисплей-пресс
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!