История успеха: OZ.by

Наверное, книги на OZ.by сегодня не покупают только продавцы других книжных магазинов. А ведь когда-то основателю "белорусского Амазона", как назвали OZ.by на одном из "Деловых интернетов", приходилось самому развозить книги первым покупателям. О пути от индивидуального предпринимателя до владельца крупнейшего в Беларуси интернет-магазина, торгующего теперь не только книгами, Андрей Гриневич рассказал "Компьютерным вестям".

- Как вы решили заняться онлайн-торговлей, да еще и книгами?

- Я учился на ФПМИ БГУ, выбирал свою будущую профессию, и, конечно, не подозревал, чем это через некоторое время обернется. В качестве специальности я тогда для себя выбрал Web-программирование. В это время как раз начал набирать популярность Amazon.com, а я подрабатывал в издательстве. И тогда я предложил директору этого издательства сделать для них интернет-магазин. Получив согласие, я его сам с нуля разработал, сделал дизайн, и разместил в Сети. Этот же магазин, кстати, я использовал и как "платформу" для своих курсовых, а потом и диплома.

- И насколько интернет-магазин поднял продажи издательству?

- Небольшой поток заказов был, но я решил, что нужно расширяться, и не ограничиваться только одним издательством. Поэтому я расширил ассортимент и запустил магазин на отдельном домене. Это был 1999 год. Правда, до полной автоматизации работы этой версии магазина было далеко: получив заказ через интернет, я записывал его в блокнот (я его, кстати, до сих пор храню), потом ехал на ночную книжную ярмарку в спорткомплексе "Динамо". Ехать надо было первым автобусом в пять утра (машина у меня появилась позже - достались "Жигули" от дедушки), потому что потом становилось слишком много народа, да и нужно было успеть развезти это всё заказчикам. До сих пор помню, как я ходил с двумя клетчатыми туристическими сумками, полными книг, по сугробам возле автозавода, где был тогда офис. Потом уже начал выходить напрямую на издательства: сначала в Беларуси, затем в России.

- А когда вы смогли переложить "самое приятное" на курьеров, или хотя бы пересесть на машину?

- Первый курьер появился примерно через два года после начала работы, а машина у меня появилась еще где-то через год. Первые два года, признаюсь, магазин был полностью убыточным, и держался на моем чистом энтузиазме. Наверное, к тому времени, если бы не было прибыли, энтузиазм бы уже просто иссяк.

- А как появилось название OZ.by?

- Первый магазин располагался по адресу books.nsys.by, и когда в 2001 году разрешили свободно регистрировать домены в зоне BY, естественно, стал вопрос, какой адрес выбрать. К тому времени у нас уже был достаточно известен Amazon, и нужно было какое-то короткое и созвучное с ним название, имевшее бы устоявшуюся положительную ассоциацию у покупателей. Так и родилось название OZ.by. Так что некоторое совпадение с Ozon.ru - чистая случайность, хотя их домен появился на год раньше.

- В чем, как вы считаете, главный рецепт успеха OZ.by?

- Просто так получилось, что я на этом рынке "стартанул" первым. Конечно, были разные "книжники", которые приходили в интернет и говорили, мол, мы вас за два месяца раздавим, мы вас вытесним... Но где они теперь? Конечно, важно и то, что я и вся команда OZ.by очень много и интенсивно работали. Большой плюс также и то, что я - не просто директор, но и владелец, и отношусь к компании как к своему ребенку.

- А если бы вы, скажем, стартовали сейчас?

- Не факт, что добился бы такого же результата. Думаю, если кто-то решил стартовать в этой сфере сейчас, то у него мало шансов. В сегменте продажи книг через интернет свободно не больше 2% рынка.

- А как же быть с тем, что бумажные книги вымирают как вид, и все переходят на электронные?

- Книги покупают очень хорошо. Прошло тринадцать лет, а в этом плане, к счастью, ничего не поменялось. Во всем мире стали меньше читать, но это очень мало связано с электронными книгами, и с технологиями вообще. Если же говорить об OZ.by, то мы продали в этом году на 50% больше книг, чем в прошлом.

- А какова доля книг в общем обороте компании?

- Сейчас около 60%, но за счет расширения ассортимента эта цифра уменьшается. Мы любим продавать то, что больше никто не продает, и пусть поначалу это вызывает неоднозначную реакцию, как было, например, когда мы стали продавать семена - для нас важнее удовлетворить потребности рынка, которые мы видим. И главным мерилом здесь являются отзывы довольных клиентов.

- А какую роль играют сегодня в вашем бизнесе оффлайновые магазины? Ведь не зря их становится всё больше...

- Изначально мы задумали их как пункты самовывоза, альтернативу доставке. Ведь многим гораздо удобнее забирать заказы самостоятельно по пути с работы/учебы.

Сегодня через такие пункты мы доставляем куда больше заказов, чем с курьерами. Сами по себе книжные магазины OZ.by достаточно успешны, но если бы не было интернет-составляющей, то они были бы убыточными.

- Помимо OZ.by, у вас еще есть и проект онлайн-аукционов Ay.by. Расскажите, как он появился.

- Мысль была очень простая: есть Amazon, а есть eBay. Появилась возможность инвестировать время и деньги в какой-нибудь новый проект в сфере электронной коммерции, и я остановился на аукционах. Изначально это был дополнительный сервис для магазина. Сейчас аукционам уже десять лет, и это самостоятельный проект, вышедший на прибыльный уровень. В Беларуси у него, по большому счету, нет конкурентов, и вряд ли они появятся. Однажды на этот рынок у нас попробовали выйти поляки. Они потратили, по моим подсчетам, около 300 тысяч долларов на контекстную рекламу, на рекламу на TUT.by, но в итоге смогли продержаться всего около года.

- Вы не устали еще за столько лет от OZ.by? Не тянет в другие проекты?

- Других проектов нет, я 100% времени занимаюсь OZ.by, и мне это до сих пор очень интересно. Тем более, что над ним ещё можно работать и работать.

- И каковы ближайшие планы на будущее OZ'а, если не секрет?

- Мы планируем не только расширение розничной сети в Минске, но и открытие торговых точек в областных городах, чтобы быть ближе к клиентам. Ну, и, разумеется, продолжим совершенствовать наш сервис.

- Не трудно ли руководить компанией сейчас, когда она выросла?

- Я никогда не учился на руководителя, но чувствую, что 200 человек, которые работают в OZ.by сегодня - для меня не предел. Никаких MBA проходить не планирую - это нужно тем, кто пока далек от управления, бизнеса, маркетинга. Я больше люблю ходить на различные тренинги, семинары, конференции. Там записываю мысли, которые потом реализую в бизнесе.

- Что, на ваш взгляд, самое важное для успеха "сферического интернет-проекта в вакууме"?

- Самая главная составляющая успеха, на мой взгляд, - интерес. Интернетом заниматься относительно дешево, и это относительно легко. Если у вас есть желание делать свой проект в интернете, не нужно смотреть на другие виды деятельности. Ниши открываются постоянно. К примеру, тот же биткоин. Главное - не лениться их находить и использовать.

Беседовал Вадим СТАНКЕВИЧ

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также

Комментарии

книги на OZ.by сегодня не покупают только продавцы других книжных магазинов


Спорно. Пока еще СП не прикрыли.

Добавить комментарий