Директор ПВТ и его iPhone

В. Цепкало: «В свое время я был свидетелем начала мирового господства Nokia, а теперь я наблюдаю за ее стремительным падением»

Еще во времена СССР нынешний директор белорус­ского Парка высоких технологий Валерий Цепкало получил возможность подержать в руках один из первых телефонов Nokia и наблюдать первый мо­бильный звонок в СССР. Тогда наш собеседник ра­ботал в посольстве Советского союза в Финляндии. Затем ему посчастливилось в числе первых увидеть первый в мире смартфон, который разработала компания Ericsson. В 1997-2002 годах Валерий Цепкало был послом Республики Беларусь в США и Мек­сике. Там он пользовался телефоном Motorola. Уже будучи директором Парка высоких технологий, ему подарили один из первых айфонов.

­- Какой у вас телефон?

- iPhone 5. Но не после­дний, потому что он практи­чески ничем не отличается, кроме идентификации паль­ца. И я решил, что менять нет смысла.

 

- Почему выбрали имен­но эту марку?

- В свое время мне пода­рили первый “айфон”, когда он только появился. С тех пор я использовал и Samsung, и HTC, но не так давно решил вернуться к продукции Apple.

- А до смартфонов какие телефоны у вас были?

- Был Samsung, Motorola. Очень давно был Siemens, когда телефоны еще были большими.

- Как давно у вас появился первый мобильный те­лефон?

- Первый телефон у меня появился в 1998 году, когда я работал в Америке. Это был гаджет компании Motorola. Потом, еще на­ходясь в США, я приобрел Samsung, а когда приехал в Беларусь, то купил Siemens. Был еще Nokia – в начале  90-х я работал в советском по­сольстве в Финляндии, тогда ком­пания по производству рези­ны, Nokia, начала экспериментировать с мобильными телефонами. Я сопровождал советскую делегацию промышлен­ных кругов на завод компании, там нам были продемонстрированы первые мобильные телефоны. То, что я увидел и услышал, казалось мне неве­роятным. После этого состоялся официальный ви­зит Горбачева в Финляндию. Я также присутство­вал во время посещения Горбачевым компании Nokia, где ему подарили одну трубку и предло­жили позвонить в Кремль. Гор­бачев позвонил в свою приемную. Сказать, что генеральный секретарь ЦК КПСС был изум­лен — ничего не сказать.

Фактически, это было время возникновения мобильной индустрии.

В следующий раз я был в компании в 2005 году. К этому времени доля Nokia от мирового рынка телефонов (не смартфонов) уже составляла примерно 45%.

Также в 2004-2005 году, если не ошибаюсь, я посещал штаб-квартиру компании Eric­sson в Стокгольме. Тогда нам представили первый в мире смартфон, но он оказался не очень удачным: был боль­шой и дорогой. Из-за этого не пользовался популярностью.

Нашей делегации компа­ния подарила первые опыт­ные образцы. Я пользовался таким несколько месяцев. Но тогда операционная систе­ма еще была недоработана, телефон постоянно выда­вал ошибки при отправлении SMS. Интеграции с интерне­том, как в современных смартфонах, еще не было. Приложений для них тоже не существовало. Мне он показался абсолютно беспо­лезным.

Поэтому в бизнесе нужно прийти вовре­мя. Не всегда побеждает тот, кто пришел первый. Например, Ericsson. Пришли первые, но оказалось, что рано, так как время смартфонов еще не на­ступило.

Первыми рынок смартфонов успешно освоила компания  Apple, No­kia осталась позади. Но мне инте­ресна эта компания, потому что я видел ее начало, вос­хождение на самый пик и падение. Но это нормальная практика, когда фирма превращается в кор­порацию, решения принима­ются все сложнее. В конце концов, на каком-то этапе они проигрывают. К примеру, поисковики. До Google было очень много популяр­ных: Altavista, Hotbot, Lycos. Сейчас о них практически никто не помнит.

- А какие приложения вы часто используете на смарт­фоне?

- Прежде всего, это по­чта. Также я использую традиционные Viber, Skype, Wase, Facebook.

- Еще есть мнение, что ин­тернет делает людей более агрессивными по отношению к другим людям. Вы как счи­таете?

- Оскорб­ления, ложь, нецензурная брань, направленная против конкретных людей, к сожалению, часто встречается в Интернете. В реаль­ной жизни такое, конечно, тоже случается, но крайне ред­ко. В жизни человек, оскорб­ляющий другого, идентифици­рован. Он понимает, что за оскорбление он может получить отпор. Это яв­ляется достаточно серьезным фактором сдерживания при желании проявить вербаль­ную агрессию.

В интернете “ано­ним” может позволить себе называть вас как ему за­хочется или распространять откровен­ную дезинформацию. Что в такой ситуации де­лать? Не знаю. Могу сказать лишь то, что одной из причин успеха соци­альных сетей является общественная потребность к наве­дению какого-то порядка в ин­тернете, где “ано­нимам” нет места. На Facebook или Linkedin человек обозначает свою идентичность. В ре­зультате этический уровень комментариев там неизмери­мо выше.

- Какой может быть сле­дующий “тренд” в сети?

- Возможно, некоторые интернет-ресурсы будут да­вать право комментировать
только пользователям соци­альных сетей, чтобы повысить культуру обсуждения затраги­ваемой темы. Тем более, что через 2-3 года практически все пользователи интернета будут в той или иной форме участниками социальных се­тей. Собственно говоря, это уже и происходит посредством регистрации информацион­ных ресурсов и СМИ в соци­альных сетях.

- Как думаете, почему в Беларуси до сих пор не созда­ли какую-нибудь крупную кор­порацию?

- Это не потому, что у нас люди какие-то другие. В мире отработана четкая сис­тема защиты авторских прав, которая позволяет изобрета­телю или автору получать свое вознаграждение за со­зданный им интеллектуаль­ный продукт. Это часть общей культуры, которая не позволяет развиться многим компаниям в нашей части мира.

Когда я начинал осваивать компьютер, было два редакто­ра, которыми я пользовался — Lexicon и Word. Lexicon — оте­чественная разработка, был, с моей точки зрения, лучше. Но за него никому в голову не при­ходило платить деньги. А за Word платили в США, Европе, многих странах Азии. В резуль­тате первый прекратил существование, а компания Microsoft превратилась в крупнейшую корпора­цию.

- Администрация Прези­дента США в официаль­ном обращении упомяну­ла “белорусских програм­мистов”. А что скажете по пово­ду скандала в США, о том, что на высшем уровне про­водилось расследование об участии белорусских про­граммистов в разработке сайта здравоохранения. События стали разворачиваться  после ваше­го заявления в интервью на радио “Эхо Москвы” об уча­стии в его создании.

- В моем интервью, на ко­торое ссылаются американс­кие журналисты в своих мате­риалах, не говорилось о про­екте разработки портала Healthcare.gov. Речь шла о том, что некоторые из компаний Парка высоких технологий вовлечены в реализацию про­ектов в области ИТ для меди­цинских учреждений и страхо­вых компаний США, являющих­ся участниками процесса ре­формы американской системы здравоохранения.

Однако мы считаем неверной саму постановку про­блемы, исключающую возмож­ность для белорусских компа­ний участвовать в подобного рода проектах в США или дру­гих странах мира.

Представьте, что про­изошло бы, если правитель­ства разных стран мира стали предполагать, что продукты, например, американских компа­ний Microsoft или Oracle, ак­тивно используемые в государ­ственном и частном секторах, имеют какие-то скрытые возможности, позволяющие “вносить вредо­носные исправления в код”, и “могут быть использованы для кибератак”.

- Может кого-то можно вы­делить. Вдруг кто-то подает та­кие же надежды, как Стив Джобс?

- Стив Джобс в свое время не подавал осо­бых надежд. Он за­кончил всего два курса университета. Но успех Apple — это еще и благоприят­ное стечение обстоятельств; когда время и пространство слились благоприятным обра­зом. Но чтобы это произошло надо, конечно, иметь веру в себя.

Что касается наших ребят, я уверен, что у кого-то из них обя­зательно получится. Главное — дерзать, выдумывать, пробо­вать...

Беседовал Макс Вильтовский

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также

 

Комментарии

Аватар пользователя savely

Представьте, что про­изошло бы, если правитель­ства разных стран мира стали предполагать, что продукты, например, американских компа­ний Microsoft или Oracle, ак­тивно используемые в государ­ственном и частном секторах, имеют какие-то скрытые возможности, позволяющие “вносить вредо­носные исправления в код”, и “могут быть использованы для кибератак”.

Хм, а они вообще-то предполагают... Единственное, что обычно надо просто выбрать - да, мы предполагаем, но считаем это несущественным в нашей ситуации. Или предполагаем, проводим проверки такого-то уровня - и тогда считаем "остаток" несущественным, опять же в конкретной ситуации, но более другой. Или осознаем, что проверки нужного уровня провести не можем, и, считая существенным, пользуемся чем-то другим (Линухом там или QNX). В третьей. 

http://www.microsoft.com/rus/government/certificate/

Там можно покликать. В общем - гостайну MS не доверяют... Даже имея исходники... 

Аватар пользователя Al

Ну не совсем так. В РФ если конкретная версия программы сертифицирована ФСТЭК (http://fstec.ru/), то прогу пускают куда надо. В том числе и Windows. Но ограничений при этом море. Даже патч не поставить без подтверждения ФСТЭК.

Аватар пользователя savely

В том числе и Windows.

http://ria.ru/technology/20120307/587972159.html

Читаем - конфиденциалка и персданные. Т.е. не куда надо, а куда пустят. Что я и написал выше.

А Astra Linux Special Edition (например) - совсекретно.

QNX - совсекретно.  

http://www.kpda.ru/products/kpda10964/

Аватар пользователя Al

Да, там ограничения. 

Программное средство общего назначения со встроенными средствами защиты от несанкционированного доступа к информации, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну.
Соответствуют требованиям руководящего документа "Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации" (Гостехкомиссия России, 1992) – по 5 классу защищенности и могут использоваться при создании автоматизированных систем до класса защищенности 1Г включительно и при создании информационных систем персональных данных до 2 класса включительно.

Аватар пользователя mike

Соответствуют требованиям руководящего документа "Средства вычислительной техники. Защита от... 

ИМХО в плане личной безопасности госсертификация не нужна. Скорее даже наоборот. :)

Аватар пользователя savely

в плане личной безопасности госсертификация не нужна

Не о том разговор. Я просто не согласен с фразой тов. Цепкало и пояснил свою точку зрения.