Macromedia Flash 8: курс молодого бойца

Название компании Macromedia в последнее время довольно редко появляется в прессе. А если и промелькнет, то в связи с какой-нибудь бякой, например, обнаружением фирмой eEye Digital Security уязвимостей в Flash Player до седьмой версии включительно. Однако несколько месяцев назад Macromedia выпустила новую, восьмую по счету, версию своего известного программного продукта Macromedia Studio, который включает полюбившиеся пользователям всего мира пакеты Flash Professional, Dreamweaver и Fireworks. Но это осталось почти незамеченным. Почти... :)

Сегодня мы начнем разговор о технологии Flash, которая в свое время произвела революцию в мире интерактивных программ, и побеседуем о последней версии приложения Macromedia Flash 8, позволяющего воплотить в жизнь самые дерзкие идеи дизайнеров и аниматоров.


Вспышка сверхновой

Пакет Macromedia Flash Professional 8, сочетая в себе функции векторного графического редактора и среды разработки программных продуктов, позволяет легко создавать высококачественные мультипликационные фильмы, а также интерактивные многофункциональные приложения любого назначения - от компьютерных игр до web-сайтов.

Flash - это больше, чем просто анимационная графика или навороченная интернет-страница всеобщего кумира. Это универсальный формат, своего рода контейнер, который объединяет в себе текстовую и мультимедийную информацию, программный код и компоненты пользовательского интерфейса. Рассмотрим основные особенности программы Macromedia Flash 8 и ключевые моменты технологии Flash.

 


Простота изучения

Интерфейс Flash разработан таким образом, чтобы скрывать от начинающего пользователя такие сложные, на первый взгляд, вещи, как маски, обработка событий, настройка стилей и тем компонентов GUI или программирование в ActionScript 2.0. Дружелюбный вид программы не позволит впасть в оцепенение и закрыть рабочее окно навсегда, как это нередко бывает с такими графическими гигантами, как Adobe Photoshop и CorelDraw. Каждый из нас будет открывать все новые возможности Flash по мере изучения приложения.


Векторная графика

Если растровое изображение (все известные графические форматы от BMP до TIFF) состоит из разноцветных пикселов (pixel), то векторное - из набора математических формул, описывающих каждый графический объект и закон его движения. Отсюда вытекает свойство масштабируемости без изменения качества, присущее каждому векторному рисунку. Кроме того, размер выходного файла для любого формата векторной графики обычно меньше аналогичного растрового рисунка или ролика (например, Animated GIF), что объясняется необходимостью запоминать меньшую информацию о картинке и мультфильме, представленном в векторном виде.

Macromedia Flash "заточена" под векторную графику, поддерживает растровую и позволяет выполнить преобразование (правда, не всегда удачное) второй в первую, что называется, трассировкой.


Богатые средства рисования и мультипликации

Помимо 20 стандартных и специальных инструментов, слоев, средств позиционирования объектов, во Flash существует огромное количество технических приемов, таких, как группировка предметов, трассировка, разбиение, маски, вложение роликов и другое. Последнее, например, означает, что любое приложение Flash может состоять из отдельных мультимедийных документов или включать их, что позволяет без лишних усилий создавать сложную анимацию.


Удобство публикации

Каждый Flash-документ можно сохранить как exe-файл для Windows и hqx-файл для Macintosh, который не требует Macromedia Flash или Flash Player для запуска и успешного выполнения. Кроме того, мультик может быть сохранен в формате SWF, который поддерживается всеми современными браузерами и проигрывается при помощи Flash Player, или в формате MOV, который используется программой QuickTime, и т.д. (о поддерживаемых форматах можно узнать в меню File -> Publish Settings). Еще можно добавить то, что Flash-ролики легко размещаются на интернет-страницах, а сама программа Macromedia Flash полностью совместима с другими продуктами компании Macromedia - Dreemweaver, FreeHand, Fireworks (не путать с Firefox!). 8)

Все, о чем мы сейчас говорили, можно отнести к достоинствам технологии Flash. Но, как вы уже могли догадаться, у нее есть и недостатки. Правда, их совсем чуть-чуть. Самая большая бяка, которая бросается в глаза обычному пользователю, заключается в том, что программа для проигрывания Flash-роликов, т.е. Flash Player, если можно так выразится, очень быстро стареет. Каждая новая версия Macromedia Flash требует соответствующую версию проигрывателя. Так, например, в восьмой версии Flash на панели Properties появились графические фильтры для объектов типа Button и Movie, а также новая опция Blend - смешивание. Но новшества доступны только при сохранении мультика в формат SWF для Flash Player 8. Ранние версии плеера либо не будут проигрывать такой файл, либо будут отображать его некорректно. Такое наблюдается почти везде. "Так почему же не сохранить файл именно для требуемого Flash Player'а?" - спросите вы. Дело в том, что в разных версиях SWF размер одного и того же файла может различаться, и т.д. Очень много нюансов. Поэтому бывает весьма сложно подобрать нужную версию формата, особенно, если мультик создается для размещения в интернете. Вот такие дела. =)

Итак, перед нами стартовое окно Macromedia Flash 8. Справа в разделе Create From Template программа, как и ее предыдущие версии, предлагает выбрать шаблон мультимедийного документа, например, для создания презентации, слайд-шоу и др. В центральном столбце перечислены типы документов Flash, но многие названия нам не знакомы. Левая колонка, хранящая имена ранее открытых документов, пока пуста. Мы обязательно вернемся в данное окно, а пока выбираем Create New Flash Document и начинаем наше знакомство с миром Flash.


Временная шкала и ее эффекты

Программный продукт Macromedia Flash 8, помимо стандартных и хорошо знакомых каждому пользователю инструментов для рисования (кисть, заливка, ластик, лупа и др.), имеет специальные средства, значительно облегчающие процесс создания анимации. Это временная шкала (Timeline) и эффекты временной шкалы, которые впервые появились во Flash MX 2004 - седьмой версии программы.

Временная шкала представляет собой последовательность кадров, в которых могут быть размещены графические изображения, объекты, нарисованные во Flash, звуки, сценарии ActionScript, мультфильмы и прочее. Другие программные пакеты, служащие для создания анимационной графики, тоже основаны на этой идее, однако, в отличие от Macromedia Flash, они не могут предоставить пользователю таких больших возможностей.

Во Flash существует два типа анимации: покадровая и интерполяционная. С первой все предельно ясно - каждый кадр на временной шкале создается самим дизайнером-мультипликатором. При этом, конечно же, можно копировать содержимое предыдущего кадра и вносить необходимые изменения. Именно так и делалась Масяня.

Интерполяционная анимация перекладывает необходимость прорисовывать промежуточные кадры на компьютер. От пользователя требуется только создать два ключевых кадра (keyframes) фрагмента ролика - первый и последний. Для этого на временной шкале перейдем в первый пустой кадр (белый квадрат) и обозначим его как первый ключевой кадр. Делается это в меню Insert -> Timeline -> Keyframe.

Потом выделим 30-й кадр и проделаем те же действия. При этом содержимое первого кадра копируется в остальные 29. Далее объект, находящийся в тридцатом кадре, можно изменить - повернуть на угол, перекрасить в другой цвет, уменьшить, сдвинуть и т.д. Чтобы потом Flash заполнила все промежуточные кадры, необходимо в меню Insert выбрать опцию Timeline -> Create Motion Tween. По умолчанию Flash рассчитывает промежуточные кадры по линейному закону, но можно задать и экспоненциальный. В результате получим ролик, показывающий плавное изменение какого-то объекта. Это и является сутью интерполяционной анимации во Flash.

Описанные выше действия можно проделывать и другим способом - при помощи встроенных эффектов временной шкалы (см. таблицу), которые доступны в меню Insert - > Timeline Effects. Они позволяют создавать иллюзию постепенного появления объекта, его вращение, изменение размеров, расширение, сжатие, размытие, дублирование и др. Эти эффекты работают подобно фильтрам в Photoshop, но уже применительно к анимационной графике, а не к статической. При этом совсем не обязательно думать о ключевых кадрах, программа сделает все сама. Достаточно только выделить кадр, содержащий необходимый объект, и нужные слои на временной шкале.

Название эффекта Как вызвать Описание
Copy To Grid Timeline Effects -> Assistants -> Copy To Grid Располагает копии объекта в ячейках воображаемой таблицы
Distributed Duplication Timeline Effects -> Assistants -> Distributed Duplication Дублирует и модифицирует объект несколько раз
Blur Timeline Effects -> Effects -> Blur Создает эффект размытия изображения
Drop Shadow Timeline Effects -> Effects -> Drop Shadow Отбрасывание тени
Expand Timeline Effects -> Effects -> Expand Расширяет, сжимает объект или выполняет и то и другое
Explode Timeline Effects -> Effects -> Explode Создает эффект взрыва
Transform Timeline Effects -> Transform/ Transition -> Transform Позволяет регулировать размер, угол поворота, цвет и прозрачность объекта
Transition Timeline Effects -> Transform/ Transition -> Transition Создает иллюзию постепенного появления объекта

Наш сегодняшний разговор о Flash 8, целью которого было дать общее представление о технологии Flash и рассказать о базовых приемах мультипликации, подходит к концу. Подведем предварительные итоги. За простодушным интерфейсом программы скрываются огромные возможности, которые доступны каждому пользователю. Этим и обусловлен успех технологии Flash. Например, язык программирования ActionScript с натяжкой можно назвать языком программирования. Это, скорее, язык скриптов - сценариев. Но даже, казалось бы, такое простое средство во Flash может стать мощным орудием в умелых руках разработчика. И это основной закон мира Flash, где "я хочу" = "я могу", а не наоборот.

В следующий раз мы рассмотрим конкретные примеры использования Macromedia Flash Professional 8 для создания разнообразного интерактивного контента.

Виталий КРАСИЛЬНИКОВ,
narthex@inbox.ru

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

48 за 2005 год

Рубрика: 

Software
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Вахнин Владимир
Большое спасибо, для новичка то что надо.
Аватар пользователя Narthex (автор)
Всем новичкам будет полезно заглянуть еще и на http://www.flasher.ru/ :)