Есть ли альтернатива режиму «коммерческой тайны» в компании?

В настоящее время бытует мнение, что установление режима «коммерческой тайны» в компании – процесс сложный и ненужный, и если ценная информация была разглашена работником компании или контрагентом, то взыскать причиненный ущерб, убытки (включая упущенную выгоду) невозможно.

Однако это лишь одно из самых распространенных мнений. Своим взглядом на этот вопрос с KV.by поделился Борис Лев, управляющий партнер Адвокатского Бюро «Лев, Шерстнев и партнеры».

Анализируя практику судебных дел по взысканию убытков в результате разглашения коммерческой тайны, следует сделать вывод, что взыскать убытки, неустойку, упущенную выгоду возможно, но если в компании правильно установлен «режим коммерческой тайны».

Основным документом в Республике Беларусь, который регулирует возникающие отношения в связи с установлением, изменением и отменой режима коммерческой тайны, является Закон «О коммерческой тайне» от 05 января 2013 года № 16-З.

Согласно статье 1 указанного закона, режим коммерческой тайны – это правовые, организационные, технические и иные меры, принимаемые в целях обеспечения конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну.

При разработке и внедрении режима «коммерческой тайны» самостоятельно можно руководствоваться требованиями ISO/IEC 17799:2000, где подробно изложена информация о необходимых мерах для защиты информации и актах, необходимых для установления соответствующего режима.

 

 

 

В настоящей статье будут обозначены некоторые особенности, которые, как полагаем, должны быть прописаны в обязательствах о неразглашении и в соглашениях о конфиденциальности (NDA).

1. Исходя из положений Закона «О коммерческой тайне», обязательство о неразглашении коммерческой тайны – гражданско-правовой договор, заключаемый владельцем коммерческой тайны или лицом, получившим к ней доступ, с лицом, состоящим в трудовых отношениях с владельцем коммерческой тайны или лицом, получившим к ней доступ, и определяющий обязательства сторон, связанные с соблюдением конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну.

Обращаем особое внимание на то, что это гражданско-правовой договор, и его необходимо максимально вывести в область гражданско-правовых отношений. При его заключении опираться следует исключительно на Гражданский, а не на Трудовой Кодекс (в том числе не дополнять нормами трудового законодательства), чтобы при рассмотрении спора в суде не возникало вопросов, какие нормы права применяются для вынесения решения по делу.

Таким образом, заключая гражданско-правовой договор с сотрудником, можно предусмотреть штраф за нарушение режима «коммерческой тайны». Взыскание будет являться также и сдерживающим фактором для работника, чтобы у него не возникло желание неправомерно воспользоваться секретной информацией.

«При этом если работник раскрыл секретную информацию, то с него можно будет взыскать штраф, установленный обязательством о неразглашении коммерческой тайны, но только при грамотном проведении комплексных мер по установлению режима «коммерческой тайны», ­– отмечает Борис Лев.

Так, согласно статье 19 Закона «О коммерческой тайне», владелец коммерческой тайны вправе использовать в отношении любого лица, чьи действия (бездействие) нарушают его права или создают угрозу нарушения его прав, определенных настоящим Законом, способы защиты, предусмотренные законодательством.

Статья 11 Гражданского кодекса устанавливает способы защиты гражданских прав, одним из которых является взыскание неустойки. Следовательно, установленный штраф подлежит взысканию. Если убытки подлежат доказыванию, то штраф уже определен соглашением.

2. В отношении NDA с контрагентами, особенно с нерезидентами Республики Беларусь, необходимо обратить внимание на применимое право и суд, который будет рассматривать спор. Более правильно в NDA сделать третейскую либо арбитражную оговорку. Данный вывод основан на возможности дальнейшего исполнения решения суда в случае, если иск будет удовлетворен в вашу пользу, поскольку большинство стран мира ратифицировали Конвенцию о признании и приведении в исполнение иностранных Арбитражных решений, в том числе США, Канада.

Режим «коммерческой тайны» имеет много тонкостей и особенностей, и типовое NDA или обязательство о неразглашении не защищает владельца коммерческой тайны от того, что ценная информация окажется у конкурентов. А внедрение данного режима в организации не заключается исключительно в подготовке положения о неразглашении и заключении соответствующих соглашений. Это процесс, который должен постоянно поддерживаться компанией, типовые положения не уберегут от разглашения информации и не позволят взыскать причиненные убытки, ущерб или штраф.


Вывод

Режим «коммерческой тайны» должен разрабатываться под каждую компанию индивидуально, с учетом ее особенностей и направлений деятельности.

«При системном подходе владелец компании будет защищен либо будет иметь возможность взыскать убытки, ущерб, штраф. А мнение о том, что это бесполезный режим, который не защищает и не позволяет восстановить нарушенные права, прекратит существование», – добавила Анна Шкирятова, юрист АБ «Лев, Шерстнёв и партнеры».

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 1
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также