Google vs. MTV: страсти по контенту

Есть герои, а есть геморрои.

В последние лет пять крупнейшие медиакорпорации мира делают ставку на развитие своего бизнеса в интернете. Соответственно, на развитие собственных онлайновых медиасервисов направляются деньги и лучшие умы этих корпораций. Можно сказать, что сейчас мы наблюдаем пик борьбы медиакорпораций за распределение ролей в онлайновом мире. Многочисленные переделы рынка еще впереди - сейчас компании захватывают до сих по не "освоенные" территории. Причем делают это порой в лучших традициях Дикого Запада, свидетельство чему - нынешний конфликт между Google и Viacom.

Медиаконцерн Viacom известен, в первую очередь, тем, что среди его активов присутствуют популярный телеканал MTV и киностудия Paramount Pictures. Топ-менеджеры Viacom давно уже поняли, что не обзавестись вовремя в интернете собственной "площадкой" - означает потерять зрителей, а за ними и рекламодателей. В собственности Viacom на сегодняшний день присутствует великое множество различных веб-ресурсов развлекательной и информационной направленности. Однако за несколько лет концерну так и не удалось создать ничего столь же значимого, как, к примеру MySpace, MSN или YouTube. Между тем, интернет-амбиции Viacom нарастали, а контент, создаваемый MTV и Paramount, так и просился в Сеть. В таких условиях что-то обязательно должно было произойти...

Когда в минувшем году корпорация Google триумфально покупала видеосервис YouTube, фактически давая старт буму онлайнового видео, наблюдатели предупреждали: правообладатели по судам затягают. Некоторые даже пророчили YouTube скорое закрытие из-за обилия судебных исков. До закрытия, конечно, не дошло, хотя желающих поругаться с Google хватает. В конце концов, именно YouTube стал предметом конфликта Google и Viacom. Ссора между Viacom и менеджментом Google началась с того, что владельцы MTV обнаружили на видеосервисе большое количество своих клипов, телепрограмм и фильмов. Но лицензии на распространение контента у компании Google нет и не было. Пользователи YouTube размещали и смотрели клипы без разрешения правообладателей, утверждают теперь в Viacom.

Юристы медиакорпорации потребовали от Google легализовать контент - заключить с Viacom соглашение о дистрибьюции видеоматериалов и регулярно выплачивать лицензионные сборы. Представители Google категорически отказались удовлетворить требования медиаконцерна. Тогда, уже в нынешнем феврале, в Viacom заявили о том, что компания Google обязана убрать с YouTube порядка 100 тыс. видеоклипов. Юристы Google ответили, что... нет, не буду цитировать. Тогда оскорбленные представители Viacom обратили внимание на молодой, но многообещающий видеосервис Joost. К слову, его владельцы - основатели корпорации Skype Никлас Зеннстром и Янус Фриис. С ними-то концерн Viacom и решил создать альянс. (Между тем, болезненный вопрос о наличии контента Viacom на сервисе YouTube остался нерешенным.)

 

В итоге корпорация Viacom решила сделать ставку на Joost, и только на него. Пользователи этого сервиса смогут бесплатно смотреть клипы MTV Networks, фильмы Paramount Pictures и передачи BET Networks. В Viacom говорят, что объем размещенного в интернете контента составит сотни часов. Финансовые детали сделки компании пока не раскрывают. Но, по мнению сторонних наблюдателей, сервис Joost менее амбициозен, чем гигант интернет-индустрии Google, легче идет на уступки и находит общий язык с медиакорпорациями. Ранее похожие (но не эксклюзивные) контракты с Никласом Зеннстромом и Янусом Фриисом подписали Warner Music Group и телевизионная компания Endemol.

Конфликт между компанией Google, которой до всего в интернете есть дело, и Viacom, которая стремится наверстать упущенное в онлайне, очень симптоматичен. Порталы с мощной развлекательной составляющей становятся все более популярными и быстро забирают аудиторию у традиционных медиа. Некоторые участники рынка вовремя уловили новые тенденции. Например, Руперт Мердок, владелец News Corp., купил популярный сервис MySpace за 580 млн. USD и сделал ставку на развитие социальных сетей. И, как выяснилось, поступил совершенно правильно - этот бизнес приносит хорошие дивиденды. Но многие другие "традиционные" медиагруппы работают на интернет-рынке менее эффективно и, как результат, теряют аудиторию. Поэтому отношения между интернет-компаниями и владельцами традиционных каналов распространения информации ухудшаются - в последнее время медиакорпорации все чаще подают в суд на своих сетевых конкурентов.

Ведущие медиахолдинги мира Viacom, News Corp. и NBC Universal давно обсуждали возможность создания полноценного конкурента сервису YouTube. Но дальше переговоров дело не пошло. Осведомленный источник информагентства Reuters объясняет неудачу проекта различием в интересах компаний, принимавших участие в консультациях. Но, как мне кажется, тут, скорее, дело в неясности бизнес-модели. На чем зарабатывать-то? Схема продажи цифрового контента через Сеть за деньги быстро уходит со сцены стараниями создателей р2р-сетей. Если вы не iTunes Music Store или Allofmp3.com, то этот бизнес уже не для вас. Другая, "белая и пушистая", схема - качай контент бесплатно, но смотри/слушай рекламу. Как выяснилось, получать таким образом прибыль умудряются только редкие виртуозы, и все они почему-то уже работают в Google. Значит, предстоит придумать что-то еще. По слухам, нечто совсем революционное рождается, как обычно, в недрах Apple. Что ж, подождем.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

09 за 2007 год

Рубрика: 

Brand name
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!