Высшее образование в IT своими руками Ver 2.02

Итак, салаги, вы пришли к старым морским волкам и хотите стать программистами. Надеюсь, вы знаете, чего хотите, так как это нелёгкий путь.

Позвольте разъяснить несколько моментов:
а) Мы учим программирование не для того, чтобы делать сайты. Большинство людей, которые делают сайты – не программисты (это правда, я и сам такой - прим.). Если вы хотите делать сайты, но не хотите быть программистом – берите в зубы учебник «PHP5 в подлиннике» и начинайте делать свою первую гостевуху. Вопросы решайте в гугле и на форумах. А эта статья о другом.

б) За 21 день освоить программирование не получится. Никак. Совсем. Если срочно нужны деньги, то присоединяйтесь к товарищам, которые встали и ушли после пункта а. Нормальный объём академических часов в высшем образовании – 8000 штук. Это три года хорошей учёбы. Для того чтобы освоить материал хорошо надо ещё больше. Если параллельно бухать в общаге, то можно и в пять лет не уложиться.

в) Я не Попов, магических способов изучения программирования за два DVD-диска не знаю, и учить им не буду. Я худший наставник, чем Кормен или Ахо, и буду только указывать вам направления деятельности. Готовьтесь искать информацию сами. В каждой книге читайте, по крайней мере, оглавление. Задавайте вопросы.

г) Программирование не есть изучение языков программирования. Они не являются самоцелью.

 

д) Я надеюсь, что вы знаете математику и информатику на уровне 9 класса. Если не знаете, то перечитайте учебники.

Матчасть: информатика, программирование на языках высокого уровня, базовые понятия программирования: итерации, рекурсия, процедуры, функции, абстракции, классы, объекты, методы, переменные, присваивание, замещение, цикл, ветвление. Вначале советую читать SICP. Не весь. Вычисления на регистровых машинах можно отложить на потом. 

Далее надо выучить кое-что посерьёзнее. Обычно первокурсники в России изучают язык Си. Это не очень плохая идея в той части, что большинство языков имеют си-подобный синтаксис. В части байтоедства и плохого ООП на крестах (так я буду называть язык C++) это плохая идея. Поэтому откройте толстенный учебник Дейтелов и хорошенько изучите его ровно до конца шестой главы. Это где-то 1/3 часть учебника. Дальше можете не читать, так как рискуете навсегда испортить себе вкус указателями. Но можете и прочитать. На Си можно писать сложные программы, но так тоже никто не делает. Поэтому большинство программ из я рекомендую писать на Java и Python.

Почему Java? Потому, что java легче. Изучая что-то другое на этом этапе, вы просто запутаетесь в особенностях языка. Особенно это касается шарпа (хотя на нём можно писать, как на джаве, только вот ведь не захочется), крестов (там сложно не запутаться) и хаскелл. Python потому, что некоторые задачи легче решать на скриптовом языке. Кроме того, в питоне есть некое подобие функциональщины, и если рано припечёт, то можно будет посмотреть и её. Хорошо ориентируясь в этих языках (на это не нужно слишком много времени – это не кресты, которые нужно учить годами) можно потом достаточно быстро изучить другие языки. А можно и не изучать, так как оба этих языка (в сущности, плохих) широко применяются до сих пор.

Не заморачивайтесь на IDE, компиляторах и прочем инструментарии: вы всё равно перепробуете все доступные. Не дожидайтесь, пока вас заебёт первая рекомендованная среда, а сразу поставьте все распространённые и выберите понравившуюся.

Книги: Философия Java Эккеля, читать по мере необходимости. Не занимайтесь особым оверинжинирингом. По крайней мере многопоточность следует отложить до лучших времён. Не забивайте себе голову паттернами. Книга номер два — «В глубь языка Python». Кстати, я знаю, как пишется «вглубь», просто использую русский перевод с официального сайта. Опять же – изучайте разделы по мере необходимости. Кроме того, попробуйте почитать «Конкретную математику». Пока не станет скучно. Я рассчитываю, что скучно станет весьма быстро, хотя книга (как и TACP Кнута) написана с характерным юморком. Асимптотику лучше отложить до алгоритмов. Если чувствуете, что идёт совсем плохо (не Кнут с Паташником, а вообще), то читайте школьные учебники. Лучше старые, советские. Можно почитать книги для совсем маленьких детей «А я был в компьютерном городе», «Занимательная информатика» и.т.п. – это просто весело. Вам должно быть интересно читать. Если на этом этапе вам скучно, то дальше будет вообще кромешный непролазный пушной зверь. Ещё не поздно пойти писать гостевуху. Да, это самая сложная часть. Если вынести из неё ещё и знание английского, то всё остальное покажется лёгкой прогулкой.

Практика: из всех учебников, которые я перечислил, задачи есть только в SICP’е и Дейтелах (ну и в конкретной математике, конечно). Их нужно решать. Освойте все простые конструкции, напишите несколько несложных игр, для одной из них напишите ИИ. Порешайте задачи для школьников, которые просят сделать за них лабу — но обязательно пишите на другом языке. Писать игры на джаве удобно, используюя LWJGL. Игры – сапёр, ним, пакман, «зенитка». Для пакмана может не хватить алгоритмической базы. Не заморачивайтесь, ваша задача – освоить стандартные библиотеки. Теперь можно перейти к математике.

Дискретная математика

Задача: понимать язык, на котором написаны остальные книги. Нет, это не самый занудный раздел. Теория трансляции будет зануднее.

Матчасть: Открываете любой учебник, в котором есть: множества, алгебры, отображения, графы. Хорошо подойдут университетские методички. Можете видеокурсы с интуита посмотреть. Учите. Плюс нужна элементарная матлогика – кванторы, законы де Моргана, таблицы истинности. Семиотику пока трогать не надо.

Практика: Выполняете задания. Доказываете теоремы. Надеюсь, дедушка Кнут научил вас, что доказывать теоремы – это весело. Найдите себе товарища, доказывайте вместе. Это развивает мышление. Традиционно далее изучаются базы.

Базы данных

Базы данных есть в любом мало-мальски сложном приложении. Даже в компьютерных играх есть. Даже в гостевухах, которые сейчас пишут оставившие нас несколько абзацев назад «коллеги». Поэтому базы данных надо знать. Сейчас используются исключительно реляционные базы данных. Некоторые люди поговаривают про key-value хранилища (непременно асинхронные и сверхбыстрые), ну так вот, они концептуально тоже реляционные. Но вы с ними обязательно разберитесь отдельно.

Матчасть: идёте по учебнику Кристофера Дейта и изучаете темы. Идти до конца не надо: читайте выборочно и смело бросайте около 17-й главы. Изучить надо реляционное исчисление, ER-модель, транзакции, SQL. SQL лучше изучать не по Дейту, а по какому-нибудь практическому учебнику – обратите внимание на книжку Моисеева и его сайт с задачами.

Практика: проектировать базы данных. Быстро. В уме. Таблицы должны интуитивно получаться сразу в 3NF. Пишите запросы на сайте у Моисеенко. Напишите приложение, которое активно использует базу данных – многим студентам такое барахло нужно на курсачи и дипломы, можно даже найти заказчика за деньги. Посмотрите на ORM (SQLAlchemy, Hibernate и.т.п.), почитайте статейки. Узнайте, какие сейчас используются базы данных, и обязательно прикрутите парочку к своим приложениям. Было бы здорово сделать что-нибудь с ORM.

Сети.

Задача: научиться писать сетевые приложения.

Матчасть: Таненбаум наш друг и товарищ на все времена. Осиливайте модель OSI, читайте спецификации нескольких сетевых протоколов. Например, http и smtp. Особенно http – разберись с хедерами, сжатием и.т.п. Долго и хорошо почитайте в Википедии про современные системы свзяи. Посмотрите алгоритмы, которые используются в маршрутизации, разберитесь, чем пакет отличается от кадра.

Практика: делаем сокет-сервер, например, для чата. Разберитесь с XML, HTML, JSON. XML особенно. Освойте XPath. Теперь вы должны немного разбираться в вебе. Не так, как ваши товарищи, которые набивали шишки, но для закрепления знаний HTML вполне можно написать небольшой имиджборд. Если вам понравится – можно покинуть курс сейчас, так как начинается хардкорная computer science. На работу в веб вас возьмут после двух-трёх недель хорошей практики.

Архитектура ЭВМ

Задача: знать, как работает компьютер. Дабы не делать ляпов. По крайней мере, глупых ляпов.

Матчасть: Читаете Таненбаума, про архитектуру ЭВМ. Лёгкое и интересное чтиво. Знать: что такое вентиль, что из них составляют: там очень подробно описано по разделам. Не путаться в шинах. Знать про адресацию памяти, прерывания.

Практика: Спроектировать простейший «железный» компьютер из блоков. На бумажке. Чтобы выполнял программу, записанную в память. Спроектировать всякой ерунды в эмуляторе схем. Дешифратор для семисегментного индикатора, например. Ассемблер лучше особо не трогайте, познакомиться с ним можно для интересу у Кнута, а писать на нём вам всё равно не придётся. Во всяком случае, я до сих пор пытался оградить вас от низкоуровневого программирования. Знаний там очень много, но они все совсем не фундаментальные и изучать их надо под конкретную должность. Начните читать Кнута, по крайней мере, разберитесь с его компьютерами (MIX и MMIX) и напишите для них несколько программ на бумажке. Сделайте свой виртуальный компьютер, но не такой старый и сложный, как у Кнута. Сделайте для него ассемблер и напишите пару простых программ.

Операционные системы

Задача состоит не столько в изучении операционных систем, сколько в изучении принципов распределения ресурсов компьютера. Тут же надо разобраться с многозадачностью, которую я вам как-то отсоветовал изучать сразу.

Матчасть: опять же Таненбаум. Разберитесь с алгоритмами для планирования процессов, организацией памяти, файловыми системами, ядрами. Есть толстенный учебник Дейтелов. Помните, вы по ним си изучали? Так вот, ещё есть и по ОС учебник. Отдельно изучаете многозадачность: синхронизацию, пайпы, семафоры, мониторы. В жабе (javа) всё это дело есть из коробки и писать программы, которые реализуют такую функциональность будет просто и приятно. Если вы бросили Эккеля на этом месте – самое время начать читать опять. Одного Эккеля мало, используйте гугл. Хотя, наверное, к этому времени вы уже сменили язык.

Практика: многопоточные приложения. Сделайте свой компьютер многопоточным. Это весьма занимательно. Сделайте сегментную организацию памяти и поковыряйте методы адресации. Возможно, придётся переписать с нуля. С этого раздела байтогребля, коей в нашем курсе было очень мало, официально заканчивается. Теперь вы примерно знаете, что это такое.

Наконец переходим к алгоритмам.

Задача: понимать, как оценивается скорость алгоритма, почему существует много алгоритмов, как выбрать нужный. Знать базовые алгоритмы. Знать структуры данных и связанные с ними алгоритмы. Хорошо знать! Их много самых разных, со многими вы уже познакомились, когда изучали свои первые языки. Всякие связные списки из массивов вы должны уметь реализовывать стоя у доски с маркером. Это хороший тон.

Книги: Вирт, Ахо по алгоритмам и структурам данных. Вот тут читать надо всё, очень пригодится дискретка. Опять же, Кормен. Там очень много материала, разбирайтесь в нём постепенно. Можно вернуться к конкретной математике, раз уж вы её бросили.

Практика: реализуйте алгоритмы, про которые читаете. Вряд ли в реальном мире вы будете использовать их в чистом виде, однако вы должны знать хорошие решения. Теперь можно писать гораздо более сложные ИИ для игр, которые вы когда-то создали для тренировки. Напишите классический алгоритм поиска монстрами Пакмана, например. Если хватит терпения реализовать всякие поиски – снимаю шляпу.

Да, эта бодяга надолго. Изучайте параллельно что-нибудь ещё, следующие разделы лёгкие и богатые на практику. Нельзя позволить себе растерять мотивацию.

Формальные языки и методы трансляции

Да, вот она вершина, с которой видно весь остальной курс. Если вы досюда добрались, то у вас железные ...... гм. Жму руку. Хотя и написано, что теория трансляции, надо обратить внимание на синтаксически управляемую обработку данных вообще.

Матчасть: начинаем разогрев с главы учебника по дискретке про семиотику. Продолжаем Ахо и Сети, Книгой Дракона. Введение по дискретке там есть, но бедное. Нужно осилить грамматики, языки, иерархию Хомского и соответствующие автоматы. Кстати, автоматы в конце SICPа есть. Изучаем работу компиляторов и интерпретаторов. Изучаем оптимизации. Отдельно про регулярные выражения. Что такое регулярное выражения вы поймёте при изучении иерархии Хомского. Но регулярные выражения – это уже прикладная область, и чтобы их составлять нужно быть знакомым с синтаксисом, обозначениями и.т.п. – учебник по дискретной математике вам этого не даст. Прочитайте книгу О’Рейли про регулярки. С совами на обложке.

Практика: написать несколько сложных регулярок. Затем написать калькулятор. Затем сложный калкулятор. "Дипломная работа" для вас – компилятор или интерпретатор. Да, чёрт подери, настоящий оптимизирующий компилятор простого языка. Подумайте, насколько вы стали круче с момента, когда отказались писать гостевухи.

Стандарты в программировании: всё самое сложное вы уже осилили, осталась сущая малость. Во-первых, стили разработки. Юнит-тесты, UML, рефакторинг, всякие совершенные коды. Модный набор постоянно меняется, и его надо знать. Следите за форумами. Уже пора изучать язык, на котором будете работать, и изучать классические труды о его устройстве, стандартных библиотеках и методах. Если вас действительно заинтересовали Ахо с Сети, то вы должны многое узнать о языках и выбрать наименее противный. Для прихода к просветлению можно таки выучить модный хаcкелл. В книжках, которые я рекомендовал есть моря ссылок на другие труды. У вас уже должен быть большой кругозор. Думаю, к этому времени вы уже знаете, что делать.

Адрес БАЯНА Предупреждение: в оригинале статья изобилует нецензурной лексикой.

Версия для печатиВерсия для печати
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 5
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также

 

Комментарии

Аватар пользователя savely

> Предупреждение: в оригинале статья изобилует нецензурной лексикой.

1 раз здесь есть. Ищи, правь, лень вычитывать. ;)

Описан "почти идеал" того. что должен знать "высококультурный" человек программист, в целом неплохо. Чувствую себя быдлом. ;)

> Программирование не есть изучение языков программирования

Хорошая фраза. 

+1
Аватар пользователя mental

Ну кстати нормальные советы, не то что Майки с Эдуардами пишут. Удачи в изучении, Пётр! 

Аватар пользователя mike

Очень противоречивое чтиво.

1. На самом деле в аутсорсе не разрабатывают алгоритмы-компиляторы, там «ваяк-.уяк и в продакшин. Или, чтобы работать поваром, нужно знать органическую химию?

Но!

2. Вас скорее возьмут в аутсорс, если, кроме английского, Вы разбираетесь в алгоритмах и уверенно владеете языком, который предпочитает фирма.

-1
Аватар пользователя mike

нормальные советы, не то что Майки с Эдуардами пишут.

Эдуард, вы помните какой-нито свой совет? Я вот своих не помню. crying Г-н Ментал ссылками поможет?

-1
Аватар пользователя mike

Удачи в изучении

А что это такое -- "удача в изучении"?

-1
Аватар пользователя mental

Вы сами хоть раз хоть один пруф дали? Самому надо - сами и ищите, я бесплатно ничего не делаю, возраст не тот. 

Аватар пользователя mike

Вы сами хоть раз хоть один пруф дали?

И даже цитировал Вас.laugh Короче, не смогли указать на некие наши с Эдуардом советы по обсуждаемому топику и, как уже бывало, предпочли хамить. 

-1

Какой же блеск! Реальный талант педагога с первых же слов.. Этому не научишься..  Это харизма