Как защитить данные компании при уходе сотрудника?

Все мы привыкли, что понятие «информационной безопасности» связано с киберпреступниками, взломом сети и компьютеров и другим. Однако не стоит забывать и о человеческом факторе. Даже такой бизнес-процесс, как увольнение сотрудника, может поставить под угрозу безопасность всей компании.

Если не относиться к данному процессу с полной серьезностью, это может повлечь за собой сопутствующие риски, например – разглашение технической или конфиденциальной информации, коммерческой тайны.

Для начала нужно разобраться, какие проблемы могут возникнуть для компании.

  1. Кража личных данных сотрудников

    Такая информация может использоваться для «буллинга» или «моббинга» с целью снижения морального состояния сотрудников.
  2. Присвоение «личной» информации

    С сотрудниками заключают соглашения, что «продукты интеллектуального труда, которые были произведены во время работы в компании, являются собственностью компании, и за эту работу была выплачена денежная сумма». Однако случаются ситуации, в которых сотрудник оспаривает такое решение, что грозит судебными процессами и формированием негативного мнения о компании.
  3. Утечка конфиденциальных данных о привилегированных учетных записях

    Источником таких утечек в большинстве случаев являются системные администраторы, разработчики и подрядчики, которые в силу своих профессиональных обязанностей имели доступ к ключевым системам компании. Несвоевременный контроль за действиями пользователей и отсутствие политик смены паролей часто становятся следствием успешных кибератак.
  4. Фальсификация данных

    Эта проблема возникает в отсутствии контроля над уровнями и правами доступа к активам, что приводит к возможности нарушения непрерывности бизнеса. Для предотвращения рисков, связанных с информационной безопасностью, и обеспечения конфиденциальности данных в компаниях технические средства сочетают с мерами правовой защиты, организационными и социально-психологическими инструментами.
 

Компания Softline Belarus рекомендует руководителям подразделений информационной безопасности предпринять несколько простых, но эффективных шагов:

  • Организовать взаимодействие с непосредственными начальниками различных подразделений, а также кадровой службой для оперативного уведомления о смене сотрудников.
  • Договориться с руководством компании о возможности общаться с персоналом при его уходе. Беседовать нужно лично, в случае негативного настроя – постараться создать нейтральное отношение к компании. Также следует взять у сотрудника соглашение о неразглашении информации, которой он обладал в силу должностных обязанностей.
  • Контролировать данные, которыми владеет сотрудник, для чего необходимо понимать его должностные обязанности, права доступа к активам и особенности взаимодействия внутри команды. Пользуйтесь политикой смены паролей и контролируете круг лиц, которые могут передать обновленную информацию бывшему коллеге. Настройте правила в SIEM и DLPсистемах для противодействия попыткам доступа к данным и инфраструктуре.
  • Проводите проверку всех активов на наличие уязвимостей и несовпадение конфигурации со стандартной при уходе сотрудников, которые работали в информационных системах с правами привилегированных учетных записей. Если была проведена переконфигурация оборудования или иных объектов локальной сети, проведите внутреннюю проверку с целью узнать, на основании чего были внесены изменения. Сотрудники, работающие с уровнем доступа «Администратор» должны контролироваться PAM-системами.

Меры по снижению рисков при уходе сотрудников являются рекомендательными. Однако многолетний опыт Softline Belarus в проведении аудитов, тестирования на проникновения и расследования инцидентов показывает, что их соблюдение поможет компаниям избежать многих проблем в сфере информационной безопасности.

Версия для печатиВерсия для печати
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также