Краткий ликбез о концертной фотографии

Идея написания заметки пришла после достаточно большого фотоотчета о концерте на известном интернет-ресурсе, фотограф которого может похвастаться профессиональной системой не за одну (и даже не за пять) «штук».

Ситуация, когда люди с дорогущей техникой на выходе получают снимки по художественной ценности не способные поспорить даже с фотокарточками, загруженными в течение мероприятия в Instagram фанатами группы, повторяется из раза в раз. При «загугливании» можно найти лишь пару мини-статей зарубежных фотографов, рассказывающих о самых очевидных вещах, опуская при этом всевозможные нюансы.  Так что хотелось бы поделиться собственным опытом в съемке концертов.

Сразу отмечу, что я не претендую на статус профессионала (техника, к слову,  у меня любительского уровня), так что я просто в виде тезисов пройдусь по основным моментам съемки стандартного концерта в клубе среднего размера. Надеюсь, что  мой материал вас заинтересует и, возможно,  чем-то поможет на практике, ведь, если опустить техническую часть, съемка концерта – отличный способ провести время и навсегда зафиксировать атмосферу вечера не только для себя, но и для окружающих.

Не вынося в отдельный пункт, скажу, что вспышку мы оставляем дома. Конечно, есть сюжеты, реализация которых требует наличие вспышки, но в абсолютном большинстве случаев нужно использовать освещение, которое дает разнообразная светотехника, установленная владельцем клуба или организатором.

 

До средних (примерно 135 мм в 35-мм эквиваленте) стабилизатор бесполезен

Стабилизатор изображения способен облегчить съемку в условиях плохого освещения, но концертной съемки это не касается. Музыканты – объекты не очень статичные, а попросить их замереть на полсекунды тоже не получится. Из этого вытекает простой вывод: риск получить смазанное фото зависит не от дрожания рук, а непосредственно от снимаемых объектов.  Отсюда вытекает следующий пункт.

Пользуйтесь короткими выдержками

С шумным изображением вы сможете «повоевать» дома в графическом редакторе, а вот со смазанной фотографией что-то сделать вряд ли получится. Заядлые «фотошопщики» могут намекнуть на Photoshop CC, в котором появилась стабилизация изображения, но даже устранения небольшой размытости из-за высоких значений ISO приводит к неоправданно шумной картинке.  В среднем, выдержки 1/200 хватает для классических сюжетов, но вы должны понимать, что размахивающего волосами гитариста не остановит  (в переносном смысле, конечно) и 1/500 секунды, а размеренно играющий блюзмен может обойтись и 1/125 секунды.

Ручной режим и экспонометр – это наше все

Из предыдущего пункта может показаться, что нужно использовать режим приоритета выдержки, но это не так.  Концерт  – это именно тот случай, когда ни один из параметров съемки нельзя доверять автоматике. Следует принять во внимание и то, что из-за окружающей темноты адекватно оценить экспозицию изображения невозможно, так что даже если вы используете дисплей для наведения,  пренебрегать экспонометром не советую.

Надежно фиксируйте камеру, обходите скопления людей

Организационный момент, но нужно его учесть, если не хотите прийти домой с испорченным настроением и разбитой оптикой и/или камерой. Во-первых, надежно зафиксируйте камеру, примотав ее ремнем  к одной из рук или повесив на шее. Нельзя забывать о том, что вас может в любой момент задеть проходящий мимо человек. Как следствие, вместо того, чтобы фотографировать, держа фотоаппарат в вытянутой руке (что скажется еще и на минимально допустимой выдержке), лучше отдать предпочтение классической стойке: правой рукой без напряжения обхватываем ручку, левой поддерживаем объектив, локти упираются в корпус. При возможности используем видоискатель и прижимаем камеру к голове.  Во-вторых, не забывайте следить за обстановкой в зале.  Какая-то компания может перебрать со спиртным и развязать потасовку, а со сцены может прилететь барабанная палочка. Может произойти вообще что угодно! Наша задача – все вовремя замечать и держаться в стороне.

Отдельная тема – «тяжелые» концерты, отличительной чертой которых является слэм – бушующая толпа, у одних вызывающая снисходительную улыбку, а для других являющаяся отличным способом до мозга костей зарядиться энергетикой еще на пару дней вперед. Но у нас фотоаппарат, так что единственное, что нужно воспринимать как аксиому – от слэма нужно держаться подальше. При чем, не за метр-два, а за пять-десять: в любой момент к вам может прилететь ботинок (не шутка!), а в довесок еще и тот, кто его потерял.  Кто-либо может обронить какую-либо вещь или разлить напиток, купленный в баре – смотрите под ноги при перемещениях по залу. В целом, ликбез по безопасности можно считать оконченным.

Следите за дыханием

Неочевидный нюанс. На резкость и отсутствие смазанности не в последнюю очередь влияет и правильное дыхание. Компонуем кадр, фокусируемся, глубоко вдыхаем, затем наполовину выдыхаем, спускаем затвор – этот алгоритм должен быть доведен до автоматизма.

Используете объективы с фиксированным фокусным расстоянием

Если его нет – купите. Canon 50mm f/1.8 обойдется вам в 130$, что сопоставимо с ценами на билеты на большинство концертов. И если профессионалы-репортажники еще могут утверждать, что дорогой универсальный зум с лихвой может заменить набор «фиксов», то концертному фотографу без такого «стекла» не обойтись.  Главное преимущество этого класса объективов – большая светосила. Это позволяет делать гораздо более светлые кадры, буквально вырывая для нас еще одну сотую секунду выдержки и/или меньшее значение светочувствительности. Чуть не забыл: максимально открытая диафрагма используется для фокусировки. Даже если снимать с прикрытой диафрагмой, у «фикса» будет преимущество  перед зумом в виде более быстрой фокусировки.

Антон Ковалевский

   www.kovalevsky.by

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также

 

Комментарии

Аватар пользователя antonkw

забавно, пока опубликовали и технику поменял, и снимки совсем другие появились :)

Аватар пользователя mike

 ...Пока опубликовали и технику поменял, и снимки совсем другие появились :)

Долго чморили? Видимо, много авторов. :)

Слог хорош, и фото тоже. Узнал, что такое слэм. Плюсую.

Аватар пользователя antonkw

>>Долго чморили? Видимо, много авторов. :)

Просто тематика далека от ресурса, отложили, видимо, на "черный день". Отправлял полгода назад. А о выходе узнал, когда увидел пост в Кэноновской группе ВКонтакте со ссылкой на рерайт этого материала. Фотку, к слову, взяли свежую (не из статьи), с Motorhead.

>>Слог хорош, и фото тоже. Узнал, что такое слэм. Плюсую.

Спасибо. Приятно слышать. 

Аватар пользователя mike

Отправлял полгода назад.

Без коммента.