Программирование — в массы: в Беларуси появилась своя "Школа кодинга"

"Стране необходим масштабный ИТ-ликбез", - считает основатель проекта "Школа кодинга" Вадим Алексеев. w3c.by - это проект, адресованный, прежде всего, школьникам, который ставит своей целью обучение программированию с использованием современных образовательных технологий. О нем мы и решили узнать подробности.

- Вадим, какова основная идея Вашего проекта?

- Кумир нашего поколения Стив Джобс считал, что каждый человек должен научиться компьютерному программированию, потому что оно учит думать. Очень правильные слова! Умение программировать не только расширяет кругозор, но и прививает логическое мышление, помогает лучше понимать наш динамичный мир.  Гаджеты стремительно врываются во всё новые области повседневной жизни, но сегодня лишь два процента их пользователей сами умеют создавать программы. Любой из них напоминает единственного грамотного в средневековой деревне. Программированию нужно учить с самого детства. Например, в США, азы этой науки уже преподают шестилетним детям. Мы решили организовать свой проект по обучению программированию, рассчитанный, прежде всего, на школьников. Мы хотим ближе познакомить юное поколение с ИТ-технологиями и сделать кодинг доступным для каждого. Мы надеемся также, что нашей идеей заинтересуется Министерство образования Республики Беларусь – ведь наши цели в области ИТ-образования совпадают.

В начале работы над проектом мы поставили его основной целью качественное дистанционное ИТ-образование. Но по мере того, как мы погружались в тему, все очевиднее вырисовывалась проблема: тех, для кого мы готовим все эти замечательные материалы и интернет-площадку, просто нет. Программистов катастрофически не хватает. Предложение ИТ-услуг не способно удовлетворить тот громадный спрос, который наблюдается сегодня на рынке. Самых высокооплачиваемых ныне профессий всего десять лет назад вообще не существовало. Мы пришли к выводу, что стране необходим масштабный ИТ-ликбез. И скорректировали свою миссию. Мы по-прежнему хотим работать на качественное ИТ-образование, но, в первую очередь, мы хотим донести мысль о необходимости сплошного ИТ-образования для страны в целом и для каждого ее жителя в отдельности.

- Что собой представляет Ваш проект?

- Мы открыли «Школу кодинга» - образовательную площадку, с помощью которой каждый желающий может обучиться кодингу, не выходя из дома.  Ученик регистрируется на сайте, выбирает курс, смотрит образовательные видео и выполняет обязательный тест on-line (урок не помечается как завершенный, пока студент не выполнил задание). Предусмотрена также персональная связь с преподавателем.

Для продвижения разработан еще один проект - Get Startup. Этот ресурс призван помочь продвижению не только «Школы кодинга», но и многих других белорусских стартапов. Это виртуальная площадка для привлечения неравнодушных людей (волонтеров, программистов, инвесторов) к стартап-проектам. Сейчас это единственное место, где наиболее полно изложена вся информация о проекте, выложены ссылки на все социальные группы и где можно непосредственно принять участие в нем участие.

Здесь авторы смогут находить единомышленников, собирать целые проектные команды и искать частных инвесторов в свои стартап-проекты. Мы постарались создать возможность для представления стартап-проектов на нашей площадке наиболее полно (заранее предлагаем список вопросов. Ответив на них, авторы смогут создать наиболее точное представление о своем проекте. Мы также подключаем на страницу проекта по желанию автора все социальные виджеты. Сайт запустилился всего несколько дней назад, и пока на площадке фигурируют только мои стартап-проекты, но нами уже получен с десяток заявок на публикацию, и мы разместим их в самое ближайшее время. Каждый желающий «внятный» автор может разместить у нас свой проект и найти тех, кто ему необходим. Также, думаю, наш ресурс будет полезен бизнес-ангелам, которые ищут интересные проекты. Самую главную фишку Get Startup  можно сформулировать как «люди важнее денег». Аналогичные зарубежные проекты собирают финансирование для стартапов. Наша же площадка направлена на привлечение именно человеческих ресурсов. Проекту не нужны наемные программисты, а нужна команда. Проекту нужен не покупной PR, а поддержка реальных людей.

- Кстати, о команде. Вы всё время говорите «мы». Расскажите о команде.

- Да, у нас есть сплоченная команда.  На сегодняшний день нас четверо, включая меня.

Оля занимается Front-End. Она специализируется на быстрой разработке – мастер всевозможных фреймворков. Оля – наш главный критик. Многие ее вопросы, думаю, поставили бы в тупик и самого продвинутого тимлида. Она умеет видеть суть, а еще она самый аккуратный девелопер в мире – логичные классы, клёвая структура… Я могу ее код на ночь читать, чтобы хорошие сны снились.

Артём занимается сложным JavaScript и Back-End программированием. Он работаем с тем, от чего у других разработчиков бывает нервный тик. В основном Артём занимается поиском решений или так называемой «исследовательской работой». Это когда что-то не работает, но по всем законам точной науки должно работать. В таких случаях магия Артема творит чудеса. Мы давно хотели начать писать блог про все эти «паронормальные» решения, но как-то пока не сложилось.

Люда написала свою собственную книгу «Мультимедиа технологии в музейной коммуникации». Она много лет работает в БГУ и умеет понятно излагать непонятные мысли. Будучи прошаренным кодером, Люда смогла рассказать про HTML/CSS на академическом уровне. У нее приятный голос, который будет приветствовать вас на всех наших видеокурсах.

Я в команде выполняю роль идейного лидера и выступаю как QA (специалист по качеству или тестер, если хотите). Ну, еще на мне вся дизайнерская часть наших стартап-проектов.

- Как родилась идея проекта?

- Работая с кодом, очень часто приходится обращаться к поисковикам и образовательным ресурсам. Не секрет, что самые классные образовательные материалы по веб-технологиям – англоязычные. Некоторые ресурсы, как правило, содержат видеоролики с очень полезными лекциями, которые читают опытные преподаватели. Это классно, в отличие от нудных и скучных, за редкими исключениями, любительских видео в Рунете. В процессе долгого самообразования в сети ко мне пришла идея проекта, который бы агрегировал качественные образовательные материалы, посвященные веб-разработкам, на котором размещалась бы также и наша авторская информация, а не только собранная на других ресурсах, где были бы личный кабинет ученика, система контроля знаний с обязательными тестами,  персональная связь с преподавателем.

Одним словом, всё лучшее, что есть на англоязычных аналогах и адаптировано для русскоязычного пользователя. Мы стали действовать: всего за месяц запустили сайт, пафосно названный w3c.by (для тех кто не знает, W3C - это Консорциум Всемирной паутины — организация, разрабатывающая и внедряющая технологические стандарты для Всемирной паутины), подготовили два бесплатных курса по HTML и CSS и начали рассказывать про проект друзьям и знакомым. Я подал заявку на участие в акселераторе Free, параллельно стал рассылать предложения потенциальным инвесторам, ходить по конференциям и искать «правильного» маркетолога для продвижения проекта. Ведь разработчик, занимающийся продажами – это как певец и продюсер в одном лице. 

Однажды я оказался на стартап-бирже. На этом мероприятии авторы стартапов в режиме соревнования презентовали свои детища. Я  много часов готовил презентацию на 24 листа, но прямо на месте было объявлено, что каждая презентация должна длиться не более трех минут. У меня задергался глаз, когда я увидел секундомер… В общем, меня всё это расстроило, я проговорил свою презентацию так быстро, как смог, а затем под команду «время вышло», удалился из аудитории и стал постить свои впечатления в Фейсбуке. И в этот момент ко мне  пришла идея создания Get Startap.  Название было выбрано спонтанно, потому что задача была не столько запустить стартап, сколько разработать площадку для презентации нашей "Школы кодинга" и найти единомышленников.

- Как бы Вы определили целевую аудиторию проекта? 

- Я бы не стал выстраивать «очередность». Конечно, прежде всего, школьники. Но обучение основам кодинга очень полезно и дошкольникам. Для них мы собираемся подготовить своеобразный букварь алгоритмов. Кодинг просто необходим студентам – это и возможность сделать собственный онлайн проект, получить дополнительный заработок в качестве фрилансера, и, конечно же, овладеть одной из самых высокооплачиваемых профессий на планете.

В нашу целевую аудиторию входят люди всех возрастов и профессий, в том числе, пенсионеры – ведь учиться никогда не поздно, а продолжительность жизни растет, и компьютер помогает сделать старость активной.  Надеюсь, что проект будет полезен и самим разработчикам, поскольку даст возможность поделиться своим опытом и выслушать мнение коллег.

- Опишите кратко методику обучения, которая будет применяться.

- В своем проекте мы постарались собрать все инструменты, которые используют ведущие игроки в в сфере онлайн обучения:

Материал курсов подается в видео-формате, что значительно облегчает его восприятие;

Создан удобный механизм прохождения курсов, пользователь может видеть свой собственный прогресс;

У каждого урока курса есть обязательное задание (со встроенным редактором кода, песочница), который пользователь обязан пройти (если задание не сделано, то урок не засчитывается);

У ученика есть связь с преподавателем (автором курса) прямо через площадку, все комментарии преподавателя всегда доступны внутри курса, который проходит пользователь;

В будущем планируется создать систему поощрения (виртуальные бэйджи за прохождение курса) и механизмы геймификации.

Надеюсь, что наш образовательный проект позволит пользователям получить именно те знания, в которых они нуждаются, и сэкономить при этом свой самый главный капитал – время.

- Какие ресурсы интернета близки Вашей идее?

- Идею  о необходимости тотального обучения программированию несет международный проект CODE.ORG.  США во всех школах запущен проект «Час кода», посланниками которого стали президент Обама и многие звезды спорта и шоу-бизнеса.

- Был ли у Вашего проекта инвестор?

- Пока нет, но мы готовы рассмотреть предложения инвесторов. В этом проекте есть большая доля альтруизма, поэтому мы призываем к помощи всех, кто действительно способен помочь.

- Как Вы собираетесь монетизировать проект?

- Базовым навыкам кодинга и программирования мы станем обучать всех желающих. Монетизироваться мы будем через платное дистанционное обучение. Мы готовим серию курсов для тех, кто хочет не просто лично развиваться, но и зарабатывать на этом деньги. Оформившие платную подписку, помимо доступа к продвинутым образовательным материалам, будут состоять в коуч-группе, где им будут предлагаться готовые схемы и методы легального заработка на ИТ как ИП.

Белорусские ИТ-компании в 2014 году экспортировали ИТ-услуг в Америку на $500млн, и рост продолжается. Эксперты полагают, что потребность в программистах в мире будет только расти и через десять лет дифицит достигнет миллиона человек.

- Как Вы планируете продвигать проект?

- Всю новую информацию о “Школе кодинга” мы размещаем на странице в фейсбуке. Возможно, нами заинтересуются какие-нибудь акселераторы или проекты с общей целью. Самое ближайшее, что мы планируем сделать – это провести «Час кода» во всех школах Минска и познакомить детей с программированием.

Беседовала Алиса Карпенко

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также

Комментарии

Страницы

> Мы открыли «Школу кодинга» - образовательную площадку, с помощью которой каждый желающий может обучиться кодингу, не выходя из дома. 

СУПЕР!

Первое задание: при клике попасть в эту школу? - Я правильно понял задумку автора? Wink

Аватар пользователя mike

...Каждый человек должен научиться компьютерному программированию, потому что оно учит думать.

Это не дикое заблуждение, а немудрёное и очень даже вредное лукавство. Программирование совершенно не учит думать! Безразлично, на чём и как будет решена система дифуров, главное, чтобы она была правильно составлена, а в голове отражался адекватный образ модели. Безразлично, как будет обоснован проект, главное, чтобы его обоснование отражало все возможные аспекты и последствия. Если вы сумели записать решение задачи в виде сложнокрутого интеграла -- она решена! Дальше работают численные методы, их можно поручить лабальщикам.

Программисты -- это обслуга технологов и конструкторов.

Технолог намного важнее программиста! Джобс, между прочим, был не программистом, а великим технологом.

...Потребность в программистах в мире будет только расти и через десять лет дифицит [блин, пешы "дыфицыт", ясно?] достигнет миллиона человек.

А вот это правда. Рабов должно быть много.


Аватар пользователя leo3

Пожалуй в чем-то не соглашусь с Майком, хотя его мысль мне понятна. Все же считаю, что алгоритмическое мышление - действительно вещь весьма полезная. Сейчас существует несколько платформ для обучения алгоритмическому мышлению, в т.ч. детей. Это - Logo (в т. ч. GameLogo - забавный компактный неплохой российский продукт), Scratch - визуальное программирование на базе идеи конструктора Лего, MsSmallBasic - новый, современный, учебный язык программирования от Microsoft. Вообще говоря, средством занимательного программирования может в настоящее время служить JavaScript в сочетании с HTML5. Майк прав в том смысле, что современное программирование, как род профессиональной деятельности, в значительной степени утратило творческий компонент и превратилось в рутинный кропотливый труд настройщика. Если только, речь не идет об исследовательских и научных работах, которые у нас практически не ведутся (кроме, пожалуй, вузов и НАН Б). Для меня программирование стало способом или образом мышления. Решая какую-то свою научную проблему я стремлюсь свести ее к некоторой алгоритмической модели, воссоздать ее в виде программы и посмотреть, как оно работает, и совпадает ли результат с тем, что наблюдается в реальности.

Аватар пользователя mike

...Aлгоритмическое мышление - действительно вещь весьма полезная.

Разве я утверждал обратное? Aлгоритмическое мышление -- это способ мышления, который был доступен Aристотелю, Пифагору (хехе, редкий учитель математики самостоятельно докажет теорему Пифагора так, как он её доказал), Эратосфену и многим другим ещё в древности. Но древние не кодили!!

К кодингу алгоритмическое мышление имеет опосредованное отношение. Мне, как электронику, доводилось разрабатывать сложные аппаратные модули и каждый раз приходилось включать именно алгоритмическое мышление. Англичане говорят: "Чтобы бегать, надо бегать". Хотите развить алгоритмическое мышление у детей? Начинайте с визуального программирования, а не с кодинга. Тут я на все 100 согласен с leo3.

Для меня программирование стало способом или образом мышления. Решая какую-то свою научную проблему я стремлюсь свести ее к некоторой алгоритмической модели, воссоздать ее в виде программы и посмотреть, как оно работает, и совпадает ли результат с тем, что наблюдается в реальности.

Вот! Вот! Модели и способов проверки её адекватности. Начинать надо с модели. А кодинг -- это, как говорил Митрофанушка, не существительное, а прилагательное. Сначала модель, кодинг потом.

Нередко на логарифмической линейке удаётся рассчитать то, на что супер-пупер программист затратит кучу услий, но так ничего и не родит. Знание технологии в предметной области -- прежде всего. Без этого даже свинью не выкормишь.

Кумир нашего поколения Стив Джобс считал

Если на фото Вадим, то да, возможно, Стив Джобс и его кумир. Какое поколение, такие и кумиры. :) У нас как-то больше были летчики-космонавты, разведчики да альпинисты в почете...

Аватар пользователя mike

Нет, eduard, на фото не Вадим.

Аватар пользователя Petro45

На фото некий тип, по виду напоминающий лицо нетрадиционной ориентации. 

Аватар пользователя Al

Хе. Если верить FB, то как раз он. )) Я думаю, Алиса Карпенко развеет туман.

Аватар пользователя Petro45

У нас как-то больше были летчики-космонавты, разведчики да альпинисты в почете...

Они уже состарились и впали в маразм. Почет не для них. Теперь другие песни...

eduard > У нас как-то больше были летчики-космонавты, разведчики да альпинисты в почете...

Тогда кругом были шпиёны. Одни шпиёнили за границей (звались разведчики и космонавты), другие сидели в Гулаге (немецкие, японские, польские, потом американские - их МИЛЛИОНЫ было шпиёнов то!).

Страницы

Добавить комментарий