Где рождаются гениальные идеи белорусских стартаперов?

Не секрет, что нетворкинг уже давно влился в нашу жизнь, без него не обходится ни один форум или деловая встреча. Какие места для нетворкинга выбирают наши стартаперы? Где рождаются те гениальные идеи, о которых потом говорят за границей, как это было с Кино-мо пару месяцев назад? Об этом КВ спросили создателей мобильного приложения «Arounder», разработчиков сервиса по сбору и обработке отзывов «Meritale», представителей школы Creative Coding и разработчика приложений «Химия Х10» и «Выборы-2015» Павла Бацылева.

Команда Arounder

Алексей Савик (разработчик, ответственный за техническую составляющую проекта) создаёт сервисы для общения, но сам не любит шумные компании, а предпочитает нетворкинг тет-а-тет. Его напарник в стартапе − друг детства, находится сейчас в Москве, поэтому Алексею пришлось отдуваться за обоих, рассказывая и показывая места, в которых они обычно обсуждают с коллегой новые идеи, делают прототипы проектов, стоят планы.

«Обычно место сбора команды определяется за несколько часов до встречи в зависимости от обсуждаемой темы и пожеланий, − рассказывает представитель команды. − Например, если нам необходимо сосредоточиться на детальной проработке какой-либо идеи, подойдет тихое место без отвлекающих факторов, к примеру, у кого-нибудь дома (пока команда невелика). А так, предпочитаем места, в которых кипит жизнь, − они подходят для генерации набросков новых фичей и обсуждения текущих производственных вопросов. Это могут быть кафе/пиццерии, к примеру, «Пицца Темпо» на пересечении ул. Я.Коласа и Сурганова, частенько там устраиваем посиделки. А, если на улице хорошая погода, то в парке Горького − природа и свежий воздух способствуют плодотворной мыслительной работе.

 

Почти весь состав нашей команды имеет основную работу, поэтому разработка и продвижение стартапа пока не идут в режиме full-time. Но мы собираемся раз в неделю, чтобы принять какие-то конкретные решения. А обсуждения текущих вопросов почти круглосуточно проходят в нашей конференции Skype. А вообще, я считаю, что главное — это не место, а сама атмосфера, создаваемая компанией единомышленников, которые работают  над общей идеей и развивают её в одном направлении. Самые продуктивные результаты можно получить тогда, когда вся команда собрана в одном месте. Так, например, при обсуждении некоего апгрейда необходима моментальная обратная связь между специалистами, чьи компетенции затрагивают все стадии реализации идеи, и, по моему опыту скажу, что это не заменит никакие обсуждения в мессенджерах.

В перспективе нам, конечно, хотелось бы организовать свой офис и создать там особенную, комфортную для нас среду. За время совместной командной работы идеи (успешные и не очень) рождались тысячами и в разных местах. Иногда ясная картина реализации идеи может появиться перед глазами, когда я просто куда-нибудь иду или еду. Это еще раз доказывает, что место не главный фактор. Но от себя добавлю, что после того, как  придумали фичу и описали, как она должна работать, наступает самое сложное − реализация. Иногда, если задача имеет очень много нюансов, а у нас, исходя из специфики проекта их достаточно, можно просидеть за компьютером несколько дней и не найти нужного решения. Но, несмотря на это, мне нравится моя функция в проекте (обслуживание серверов, программирование и др.), и я бы ни за что не поменял её на маркетинг, хотя согласен с тем, что это очень важно для продвижения проекта».

Команда работает над мобильным приложением «Arounder» − геосоциальным приложением, использующим возможности геолокации смартфона в качестве основы для своей работы. Благодаря этой навигации каждый пользователь может быть своего рода «точкой вещания» и делиться с окружающими интересными новостями, мыслями, фотографиями, а также общаться с незнакомыми людьми, находящимися поблизости. Релиз приложения (на англ. и рус. языках) состоялся 16 марта 2015, а с момента добавления его в Google Play, «Arounder» установили на гаджеты порядка 7000 пользователей. В апреле команда заняла первое место на Minsk Startup Weekend.

Команда Meritale

− Если говорить о местах и заведениях, в которых мы работаем вместе, то в первую очередь − это наш штаб-кабинет, который предоставляет IT House, – рассказывает глава команды Джеймс Аквух. − Там мы собираемся раз в неделю, чтобы подвести итоги, обсудить планы и, конечно же, набраться вдохновения. В IT House нас ждёт родной человек - ментор, который всегда даст дельный совет и, что особенно ценно, сделает всё возможное, чтобы помочь воплотить наши идеи в жизнь. Безусловно, все это создает благоприятную для нетворкинга атмосферу, поэтому после встреч в IT House работа идет полным ходом. 

Кроме этого, нашей команде удалось побывать в коворкинге Imaguru во время двухдневного хакатона и на площадке Eventspace во время однодневного продуктового хакатона. Хорошие впечатления остались от Imaguru: отзывчивые и заботливые сотрудники, аппетитные десерты с чаем, уютная домашняя обстановка. Персонал делал всё, чтобы нам было интересно, удобно, тепло и вкусно. Это помогло отвлечься от повседневной рутины и полностью погрузиться в работу над проектом. А мероприятия, которые проходят в Imaguru, помогают найти нужные знакомства и получить полезные знания.

Eventspace запомнился в первую очередь людьми, эта площадка располагает к общению, что немаловажно в работе над стартап-проектом. Сюда приходят, чтобы делиться своими идеями, задавать вопросы, получать поддержку и разумную критику. На наш взгляд, это отличное место для нетворкинга. Подводя итог, хотим сказать: за коворкингом - будущее!

Молодая команда, собранная в основном из студентов, работает над сервисом по сбору и обработке отзывов. Этот сервис призван упростить для пользователей выбор товаров в интернете. Meritale не только собирает отзывы, но и обрабатывает их, чтобы представить в более удобной форме, выделить самое главное и отобразить на одной странице мнение всего интернета о товаре.

Студия креативного кодинга (Creative Coding)

Рабочее утро команды начинается с пуэра – крепкого бодрящего чая. За этим, собственно, чаепитием, я их и застала. По словам ребят, самые гениальные идеи у них рождаются на дейли скрам митинге (Daily Scrum Meeting). Скрам – методология управления проектами. Впервые она появилась в Google ещё в 90-хх, в Россию пришла буквально 2-3 года назад, а теперь и в Беларуси её активно используют такие компании, как Epam, Itransition, InToSoft. Каждое утро команда собирается на open air − лавочке возле офиса. Здесь ребята в течение 15 минут рассказывают, чем занимались вчера, что собираются делать сегодня, делятся проблемами, с которыми столкнулись во время работы, и идеями, если они есть.

 

«Благодаря этой методике обсуждения успешность проектов увеличивается на 80%, − рассказывает лидер команды Вадим. –  У нас скрам проходит stand up, то есть стоя, чтобы обсуждения не затягивались на полдня. В некоторых компаниях скрам проводят на одной ноге и с той же целью, чтобы не тратить много времени. 

       

На наших дейли митингах родилось уже немало интересных фичей, апгрейдов для проектов. Однажды придумали способ оптимизировать нашу методологию так, чтобы значительно сократить количество кода в проектах. А ещё на одном из скрамов мы решили, что хотим поехать все вместе в Гоа – вот она отличная мотивация для работы. Как правило, все идеи мы обсуждаем на ретроспективу по пятницам, чтобы за выходные можно было их «переварить». В разработке необходим мозговой штурм, здесь постоянно что-то совершенствуется, меняется, поэтому без минингов сложно обойтись. Если какое-то решение обсудить с командой, оно будет качественнее, нежели принять его в одиночку».

 

До корпоративов, тимбилдингов команда ещё не доросла, поэтому все посиделки обычно проходят на офисе, который, к слову, очень уютный. «У нас здесь нет вахтёра, который бы что-то запрещал, помещение в нашем распоряжении круглосуточно, − комментируют ребята. − Всегда можно задержаться после рабочего дня или прийти в выходной, если соскучился по работе. Иногда, если выдаётся пару свободных минут, мы всем офисом играем в Hearthstone. Это коллекционная карточная онлайн-игра, основанная на пошаговых сражениях один на один между двумя противниками. Смысл игры в том, чтобы свести жизни противника к нулю или меньше. В неё у нас играют не только парни, но и девушки».

Помимо основных проектов и заказов, команда работает над стартапами: W3c.by (online сервис, позволяющий каждому желающему обучиться кодингу), Getstartup.by (площадка для привлечения пользователей, инвесторов к молодым проектам), Html5-ninja (framework, с помощью которого создаются сайты с летающими спецэффектами - php building). Впервые эту технологию ребята испытали на своём постоянном клиенте – Mitsubishi. На базе php building они планируют создавать годовые интерактивные отчёты для банков и холдингов.

Приложения Химия Х10 и Выборы-2015

− Мне не особо принципиально, где выполнять свою работу, − рассказывает Павел Бацылев. Это может быть McDonalds, какие-нибудь кофейни, иногда просто общага. Думаю, в офисе, в официальной обстановке концентрация лучше, хотя оригинальные идеи приходят чаще в неформальной обстановке. Мне сложно отвечать на вопрос, где я встречаюсь с командой для нетворкинга, потому что я редко работаю с кем-то, чаще один. Если что-то интересное приходит в голову, лезу в интернет и детально проверяю, не велосипед ли это. Часто оказывается, что он самый.

Если повезёт, и в сети ничего подобного не окажется, либо я решу, что смогу сделать лучше, то сразу берусь за работу. Первым делом анализирую, какой рынок, спрос в этой области. Если здесь все в порядке, начинаю обдумывать идею более детально, делаю наброски на бумаге, а потом рисую прототип. Затем принимаюсь за опросы. Рассказываю своим знакомым из целевой аудитории, что такая вещь есть в сети, работает отлично, описываю её функционал и спрашиваю, будет ли он пользоваться этим приложением. Так я получаю адекватную критику, иначе, если просто сказать, что я придумал такую-то штуку, ответ будет всегда одинаковым: "О, прикольно" − и всё на этом.

После этих шагов с учетом мнений знакомых и экспертов, я переделываю прототип. Продумываю модель монетизации, советуюсь с компетентными людьми. Расписываю подробно задачи, устанавливаю сроки и вперед за разработку. Правда, уже в процессе работы надо задумываться о маркетинге и средствах на него, иначе приложением будут пользоваться только твои друзья и знакомые. К сожалению, во многих проектах я упускал некоторые шаги, но жизнь учит и, если бы что-то создавал сейчас, работал примерно по такому плану. Конечно, хотелось бы работать в своём офисе, там ведь комфортнее, чем в общаге, но до этого мне ещё далеко.

Приложение со шпаргалками, задачами по химии, которое Павел создал в 10 классе, вошло в топ лучших образовательных приложений. Недавно в google play появилось приложение, с помощью которого можно получить необходимую информацию о кандидатах в президенты, ознакомиться с избирательным кодексом, узнать результаты голосования сразу после выборов и др. Создатель тот же, Павел Бацылев, правда, на этот раз разработка приложения заняла у него всего месяц (прошлый раз – около 2 лет). По словам парня, ему больше нравится воплощать свои личные идеи, как это было с первым приложением «Химия Х10».

Диана Васильева

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также

 

Комментарии

Аватар пользователя mike

Дейли скрам, нетворкинг, коворкинг, хакатон, тимбилдинг, пуэр и т.д. -- напоминает слэнг стиляг шестидесятых. Тоже русский засирали.

Некоторые пассажи типа "выбора места для нетворкинга" вообще приводят в восторг. Я-то, пень старый,  по наивности понял "нетворкинг"="сетевая работа", ан, оказывается, нифига подобного -- сие суть посиделки с обсуждением "что делать".

7000 загрузок "эраундера" -- ладно, лиха беда начало. Интересно другое: сколько раз загрузили приложение о кандидатах в президенты.