Интернет-магазины поставят в жёсткие рамки

Белорусские госструктуры не так уж редко вспоминают о существовании в стране такой категории интернет-бизнеса, как онлайновые магазины. Что неудивительно - ведь от их распространённости и условий работы не в последнюю очередь зависит положение Беларуси в рейтинге Международного союза электросвязи (ITU) и рейтинге ООН по уровню развития информационно-коммуникационных технологий. Однако в последнее время интернет-торговля всё больше интересует не Минсвязи (как было прежде), а Министерство торговли.

На минувшей неделе в редакции газеты "Рэспубліка" прошёл круглый стол, на котором заместитель министра торговли Ирина Наркевич рассказала много интересного о ближайших перспективах онлайновых магазинов в Беларуси. Например, о том, что Минторг выступает за создание в Беларуси ассоциации интернет-магазинов - такие объединения широкое распространены в Европе. Они выполняют функцию собственного регулятора в сообществе интернет-торговцев - например, присваивают интернет-магазинам т.н. евролейблы, облегчая тем самым выбор для потребителей. Такой знак гарантирует, что интернет-магазин соблюдает все нормативные документы и обеспечивает безопасность покупки.

Минторг выступает за создание в Беларуси ассоциации интернет-магазинов - такие объединения широкое распространены в Европе.

Ирине Наркевич такой подход нравится. "Евролейбл назначается ассоциацией. Чтобы его получить, необходимо сделать свыше того, что предусмотрено законодательством", - говорит она.

Европейскую практику замминистра сравнила с отечественной, отметив, что системы рейтингов и отзывов, которые используют белорусские торговые площадки, не всегда содержат достоверную информацию. "Как формируются эти отзывы, соответствуют ли они действительности?", - задала риторический вопрос Ирина Наркевич. Она привела пример, что у интернет-магазина, на который поступают жалобы в Минторг, на сайте могут иметься только положительные отзывы и наивысший рейтинг на интернет-площадке. По её мнению, создание белорусской ассоциации интернет-магазинов содействовало бы появлению и адекватной системы рейтингов - более достоверной и проверенной.

 

Другая инициатива Минторга состоит в том, что подобная ассоциация могла бы стимулировать появление единой курьерской службы для обслуживания интернет-магазинов. "Логистика здесь важна, поскольку это срок доставки товара покупателю. На мой взгляд, лучше всего было бы оторвать продавца от курьера", - считает Ирина Наркевич.

Напомню, что 4 июля в Беларуси вступает в силу постановление Совета Министров №291. Оно впервые на постсоветском пространстве вводит требования об обязательном размещении на главной странице торгового сайта исчерпывающей информации о продавце, образца торгового чека, координат регулирующего органа, в который может обратиться потребитель за защитой своих прав. Информация о товаре должна будет доводиться до покупателя через каталоги, проспекты, рекламу, буклеты, фотографии или иные информационные источники.

Постановление также предусматривает, что посетитель интернет-магазина может приобрести любой товар, дистанционно оплатив его. Клиентам должен быть предложен как минимум один способ дистанционной оплаты товара. Наиболее простой - через почту. "Но это только начало вхождения на рынок", - отметила замминистра. Но значительная часть потребителей наверняка не захочет отрываться от экрана. А это значит, что интернет-продавцам придётся внедрять более современные способы оплаты товаров.

Министерство торговли подготовило рекомендацию, которая позволит интернет-магазинам уже сейчас начать переходить на описание товаров в соответствии с современными требованиями. "Пока обязательного компонента для интернет-магазинов нет, но крупные игроки могли бы уже приступить к этому процессу", - подчеркнула Ирина Наркевич.

Есть и ряд других жёстких условий, которые придётся соблюдать интернет-магазинам в качестве обязательного условия для работы на белорусском рынке. Например, Министерство торговли обязательно пропишет в правилах требование указывать цену на товары в белорусских рублях. "Я думаю, мы пропишем в правилах (это будет очередной наш резюмирующий момент), чтобы это было в белорусских рублях - так, как принято в стационарной торговле", - сказала Ирина Наркевич.

Хотя, конечно, в соответствии с Гражданским кодексом цена может выставляться в условных единицах. "Но хочется уважать свою страну. Почему сегодня у стационарной торговли не найти цену в условных единицах, а в интернет-торговле это распространено?", - обратила внимание замминистра. По её словам, сегодня во многих интернет-магазинах мелким шрифтом указывают цену в белорусских рублях, а крупным - ее эквивалент в иностранной валюте.

"Законодатель вроде бы дал такую возможность, но во что она превращается: часто у покупателя требуют осуществлять оплату в долларах, говорят, что в другой валюте не берут. Хотя есть ответственность того, кто взял, и того, кто заплатил", - отметила Ирина Наркевич.

Лично я не знаю, в каких интернет-магазинах отоваривается уважаемая замминистра, но автор этих строк последние лет пять всё, кроме продуктов и одежды покупает в онлайне - и меня ни разу не попросили заплатить в валюте. Чаще всего ещё на стадии заказа предупреждают, что расчёт - только в белорусских рублях. Впрочем, это так - лирическое отступление.

На круглом столе прозвучала и такая информация: проведённая проверка интернет-магазинов Министерством торговли выявила 62% нарушений. Чаще всего интернет-магазины не указывают УНН и юридический адрес продавца, сведения о государственной регистрации и наименование выдавшей свидетельство организации, а также время работы магазина.

В свою очередь, представители Министерства по налогам и сборам рассказали, что в I квартале нынешнего года было проведено 318 проверок среди интернет-продавцов, благодаря чему выявлено около четырёх сотен нарушений. В результате только за I квартал из теневого оборота вывели более 4 млрд рублей товарно-материальных ценностей. "Результативность проверок практически стопроцентная. Основное нарушение - незарегистрированная предпринимательская деятельность. Причем все объявления размещаются на интернет-площадках, а продажа поставлена на поток", - отметили в МНС.

Однако сами участники рынка сомневаются в особой результативности мер, предлагаемых Министерством торговли. "Всё, о чём говорила Ирина Наркевич, актуально для неких абстрактных интернет-магазинов. Европейских, американских, даже уже российских, пожалуй, - говорит Валентин Гришанов, менеджер по закупкам одного из минских интернет-магазинов. - Но белорусские интернет-магазины по сути своей, как правило, - это иллюстрированные онлайн-каталоги. С возможностью заказа, конечно. Но заказ в 95% случаев поступает по телефону - "корзиной" на сайте пользуются совсем немногие. И рассчитываться практически всегда нужно с курьером наличными. Реально часто такой магазин - это даже не отдельное юрлицо, а просто группа ИП, связанных взаимными договорённостями. Я слабо представляю, как Минторг будет это регулировать".

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя batt

жэээсть...

теперь и эту ветвь торговли завалят.

уже привыкли через интернет все заказывать и покупать, теперь - ооппа.

интересно если я захочу в интернете заказать пиццу - мне что сначала на почту сбегать, оплатить, потом дождаться, когда мои деньги оприходуют, потом ( может быть, если все документы будут в порядке)  по предьявлению паспорта - получу свою пиццу. Да нахрен мне все это нужно.

Привыкли уже выбирать технику, подарки, одежду в интернете.. 

жаль, похоже придется  распрощаться с такой удобной формой торговли.

а фраза " оторвать продавца от курьера" - в коментах, пожалуй, не нуждается.