Земные технологии неземного звука

Имя TerraTec Electronic GmbH практически неизвестно у нас в республике и этому есть вполне разумное объяснение: до недавнего времени эта немецкая компания ничем особым не выделялась в ряду тысяч и тысяч других никому не ведомых производителей мультимедиа-продукции. Однако, с вошедшими в поговорку немецкими настойчивостью и трудолюбием TerraTec год от года теснит признанных лидеров отрасли, выпуская добротные, высокотехнологичные аудио-решения для ПК.

Вот как определяет свои принципы сама TerraTec: "Мы не являемся безликой компанией с Дальнего Востока. Мы не являемся мегакорпорацией из Силиконовой Долины. Мы не безжалостные ловкачи, стремящиеся выпихнуть с рынка всех остальных... Мы являемся небольшой группой энтузиастов своего дела, чья главная цель - обеспечить высокое качество продукции за разумную цену с самым лучшим до и послепродажным обслуживанием, которое мы только можем предоставить. Нас объединяет желание разрабатывать существующие стандарты РС Аудио так глубоко, как это технологически возможно... Мы отвечаем за то, о чем говорим, и всегда прикладываем все усилия к тому, чтобы гарантировать покупателям максимальный выход от наших продуктов." Звучит здорово, ничего не скажешь. Складывается впечатление, что честные немецкие парни из TerraTec готовы рубашку последнюю снять, лишь бы дело не страдало. Но об этом чуть позже.

Пока же отложим громкие заявления в сторону и обратимся к фактам. А факты таковы. Компания TerraTec Electronic GmbH была основана в июне 1994 года и с самого начала своей деятельности специализируется на разработке и производстве мультимедийных продуктов. За два с половиной года TerraTec превратилась из никому неизвестного новичка во вторую по объему поставок звуковых плат компанию на рынке германоязычных стран. Ее доля в общих продажах составила 20%. За это же время продукция TerraTec участвовала в тестовых обзорах всех крупных изданий, специализирующихся на компьютерном аудио, и более 30 раз завоевывала титул "Выбор редакции". В настоящее время TerraTec включает в себя несколько дочерних компаний. В частности, разработкой мультимедиа занимается TerraTec ProMedia. Кроме нее в TerraTec Media Group входят подразделения, которые занимаются предоставлением услуг в области графического дизайна и печати. TerraTec имеет представительства в странах Бенелюкса, в Скандинавии, в Англии и США. Как бы там ни было, главным направлением деятельности TerraTec было и остается создание разнообразных аудиоплат. Вот о них-то мы и поговорим более подробно.

Визитной карточкой TerraTec является аудиосистема EWS64 XL. Она объединяет в одной плате ряд функций, для реализации которых обычно используются отдельные устройства. Так, например, данная плата совместима с наиболее распространенными игровыми стандартами звука, что вообще-то попахивает откровенным популизмом, поскольку использовать изделия такого уровня и такой стоимости (600$) для игрушек придет в голову далеко не каждому. Главная же отличительная черта EWS64 XL заключается в том, что эта плата представляет собой мощнейший сэмплер с возможностью установки до 64 МБ оперативной памяти. Синтезатор/сэмплер имеет аппаратно реализованную 64-голосную полифонию (завидуйте, владельцы AWE64!). Наличие DSP позволяет использовать имеющиеся эффекты со всеми поддерживаемыми платой источниками звука. Цифровой интерфейс позволяет осуществить внешнее подключение в соответствии со стандартом SPDIF. Высококачественные 16/18-битные АЦП и ЦАП выглядят более чем уместными в такой компании. И завершает беглый перечень несомненных достоинств EWS64 XL возможность обновления и апгрэйда BIOS данной платы. Честно говоря, о такой возможности применительно к звуковым платам я услышал впервые и, признаюсь, это очень интригует.

Ну а теперь обо всем этом, но более подробно. EWS64 XL состоит из 16-битной ISA-платы и 5.25" модуля управления, устанавливаемого на передней панели корпуса компьютера. На плате расположены все коннекторы аналоговых входов и выходов, а также 25-контактный D-Sub-коннектор для подключения джойстика. При наличии соответствующего Y-образного кабеля вы к этому порту можете подключить и два джойстика. Более того, TerraTec выпускает специальный MIDI-адаптер, приобретя который можно через разъем для джойстика подключить к плате какое-либо MIDI-устройство. Впрочем, думаю, для этой цели вполне подойдет и любой другой стандартный MIDI-адаптер. На передней панели модуля управления расположены цифровые аудио входы и выходы, а также 2 MIDI IN и MIDI OUT коннектора типа DIN, разъем для подключения громкоговорителей/наушников и, наконец, мини-слот для подключения дочерней Wavetable-платы. Последняя соединяется с основной платой при помощи специального входящего в комплект поставки кабеля.

 

Как уже было сказано, по своему основному назначению EWS64 XL является сэмплером. Приобретая эту плату, вы получаете сразу 6 MБ RAM для сэмплов: 2 МБ запаяно на плате, и 4 МБ прилагается в виде стандартного SIMM, который вставляется в обычный 72-контактный разъем (кусайте локти, Turtle Beach, Creative Labs и все те, кто вынуждает нас бегать в поисках устаревших 30-контактных SIMM'ов!). В общем-то, не густо, особенно за такую цену, но возможность установки в этот разъем 64-мегабайтного модуля памяти может существенно скрасить первое разочарование. Используемые сэмплы могут быть как в виде *.WAV-файлов, так и в виде *.SMP. В комплект EWS64 XL входят и удобные утилиты для создания и редактирования сэмплов. Слабым местом очень многих недорогих сэмплеров является большое время загрузки-выгрузки сэмплов и затруднения (если не сказать проще - ошибки, приводящие к резкому ухудшению качества звучания), возникающие при смене сэмплов в процессе воспроизведения. По заявлениям TerraTec, в EWS64 XL данная проблема решена за счет применения прогрессивной технологии "загрузка в процессе воспроизведения (Load While Play)". К сожалению, ничего более конкретного по данному вопросу добавить не могу из-за отсутствия детальной информации.

EWS64 XL обладает развитой системой ввода-вывода аудиосигнала с качеством 16- и 18-битных входных и выходных преобразователей. Плата имеет в наличии и MOD-интерфейс, что особенно порадует старожилов компьютерного аудио, работавших на платформе Amiga (если таковые у нас имеются, конечно же). Два MIDI-интерфейса, предоставляющие возможность работы с 32-мя MIDI-каналами, до настоящего времени являлись обычно атрибутом куда более дорогих устройств. Поставляемое в комплекте с EWS64 XL программное обеспечение предоставляет удобный доступ ко всем функциям платы и выполнено в виде имитации панелей модульной профессиональной аудиоаппаратуры.

Особого внимания заслуживают и некоторые специфические особенности EWS64 XL. В данном изделии нашла свое отражение концепция "аудиорендеринга", т.е. позиционирования в реальном времени аудиосигналов для имитации трехмерного звучания (во избежание кривотолков сообщаю, что данное определение принадлежит не мне, а TerraTec). Для тех пользователей, кто не удовлетворен одной EWS64 XL, предусмотрена возможность установки нескольких плат в один компьютер для увеличения суммарной мощности системы. Единственным ограничением здесь выступает количество свободных слотов и свободных ресурсов компьютера (IRQ и DMA).

Весьма остроумно указано поле применения EWS64 XL в качестве игровой платы. EWS64 XL, по заявлению TerraTec, предназначена для серьезных игроков и "если быть честным до конца, то любителям Pacman'а или стрип-покера лучше поискать что-нибудь другое". Тут у меня возник вопрос: "Интересно, а во что в самом деле играют серьезные немецкие мужчины?".

Несколько слов о поддерживаемых эффектах. Прежде всего это стандартные для подобного класса устройств реверберация (имитация помещений) и хорус. Кроме этого имеются многополосный эквалайзер и виртуальный 3D Sound. Реверберация может использоваться с двумя и четырьмя аудиоканалами.

Теперь, собственно, о главном, ибо никакие навороты не заменят вам качественного аудиотракта: он и только он позволяет называть звуковую плату не каким-то безликим саундбластером, а полноценной аудиосистемой. Тут почему-то TerraTec'овцы решили продемонстрировать свою скромность. Мне, во всяком случае, не удалось обнаружить таких общепринятых параметров, как отношение сигнал/шум, коэффициент нелинейных искажений и пр. Остается только надеяться, что хваленая немецкая добросовестность не позволит продавать за 600$ нечто слегка шипящее. К слову, о качестве аудиотракта и рекламных характеристиках. Производители сравнительно дешевых компьютерных аудиоплат поголовно отличаются, мягко говоря, неискренностью. Приводимые в спецификациях их изделий параметры в подавляющем большинстве сильно завышены. Так, например, даже у таких уважаемых компаний, как Creative Labs или Gravis, отношение сигнал/шум на коробках, в описаниях или в рекламных буклетах всегда зашкаливает за 80 Дб, в то время как на практике оно равно 65-70 Дб. Сама по себе и такая цифра неплоха, в особенности по сравнению с туземными изделиями из Юго-Восточной Азии, но все-таки даже в рекламе следует знать меру. В этом плане в выгодном свете находятся изделия Yamaha, Turtle Beach и производителей профессиональных систем (взять хотя бы ту же CREAMW@RE): у них слово не расходится с делом, и вы получаете именно то, за что платите свои немалые деньги.

Как бы там ни было, а EWS64 XL имеет два линейных входа. Первый (Line 1) позволяет осуществить 8/16-битную стерео/моно запись с частотой дискретизации 5-48 КГц. Line 2 - 16-битную стерео/моно запись с частотой дискретизации 32; 44,1 и 48 КГц. Сигнал с микрофонного стереовхода поступает на встроенный предусилитель, что позволяет уверенно работать с профессиональными высокочувствительными микрофонами. О том, что EWS64 XL поддерживает полный дуплекс, можно было бы и не упоминать: данная функция давно уже стала стандартной в изделиях куда как более простых. Точно так же само собой разумеется, что EWS64 XL аппаратно поддерживает наиболее популярные аудиокодеки ADPCM, m-Law и A-Law. Анахронизмом выглядит 4- операторный 20-голосный FM-синтезатор, чей удел - обеспечение совместимости с саундбластером и, безусловно, игры. Кстати, желающим раз и навсегда решить для себя вопрос с FM-синтезом рекомендую воспользоваться программой Sound Forge 4.0, при помощи которой можно попробовать синтезировать что-нибудь "а ля Odissey", тем паче, что звуки аналоговых синтезаторов нынче в моде в разного рода богемных музыкальных кругах. И последнее, микшер EWS64 XL позволяет микшировать сигналы с микрофона, CD, синтезатора, стерео DAC и двух линейных входов.

В заключение хотелось бы отметить, что по совокупности своих характеристик EWS64 XL достаточно близка к платам Pinnacle от Turtle Beach и Apex от AVM. У каждой из них есть свои сильные и не очень стороны (включая цену). В любом случае, у приверженцев очень качественного звука появился выбор, а это уже само по себе приятно.

Виктор МОРОЗОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

31 за 1997 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!