XXI век: никакой личной жизни!

Вопрос конфиденциальности, защиты личной информации от доступа посторонних (privacy), станет одним из ключевых вопросов общественной науки XXI века. Произойдет это, естественно, благодаря компьютерам. Существует две крайних точки зрения на статус личной информации в следующем тысячелетии. Теория бесприватности (dead privacy), опираясь на развитие электронной коммерции, средств подслушивания и подсматривания и методов обработки данных, предсказывает полную доступность личной информации индивидуума всякому желающему. Противостоят ей шифропанки (cypherpunks, по аналогии с киберпанками), обещающие возможность полной защиты личной информации с помощью мощных средств криптозащиты.

Теорией бесприватности предводительствует Дэвид Брин, американский писатель-фантаст направления киберпанк. Его аргументы: с появлением компьютеров государство, а вслед за ним и компании, получили возможность следить за каждым нашим движением с помощью неуловимых жучков, составлять базы данных по этим движениям, а развитие генетики, психологии и рекламной технологии позволит предсказывать наше будущее и влиять на наши действия. "Человечество станет более просвещенным и счастливым, избавившись от такого средневекового предрассудка, как личная информация, - говорит Брин в свой статье The Transparent Society в журнале Wired, - тогда все, в том числе и правительство, будут отвечать за свои действия."

Шифропанки противопоставляют этому требование личной свободы, которая может быть завоевана с помощью средств шифрования так, как она завоевывалась с оружием в руках в прежние времена.

Увы, жизнь не склонна к упрощению. Обе позиции слишком просты и радикальны, чтобы иметь право на реализацию. Неоднозначность статуса приватности подтверждается множеством проблем, решение которых не может быть обеспечено каким-либо одним из данных подходов.

  • Непрошенная электронная почта (спам). Рекламодатели, словно тараканы, используют каждую щель в вашей безопасности, чтобы преподнести "долгожданный" подарок - рекламу фирмы, список услуг, а то и несколько тонн конференций на "очень интересную" тему. Проблема спама, судя по всему, вечна и заслуживает отдельного разговора, сейчас же только глянем, как она соотносится с нашими двумя теориями.
    Решение шифропанков просто: скрывайте ото всех свое настоящее имя, пользуйтесь цифровыми псевдонимами при работе с посторонними. При этом, правда, вы не получите вообще никакой почты от людей, с вами незнакомых; к тому же, чем лучше вы скрываете свои координаты, тем более лакомым куском они становятся.
    Сторонники бесприватности, наоборот, предлагают давать всем свой адрес и максимум информации о себе к нему в надежде, что продукты, вас не интересующие, вам предлагать не будут. Но какой же рекламодатель поленится разослать лишнюю сотню писем ради одного покупателя!
  • Медицинские записи. В нашей стране, до которой коммерциализация медицины докатится нескоро, а компьютеризация же ее вообще труднопредставима, проблема врачебной тайны не столь актуальна, но в Буржуинии многие фирмы занимаются торговлей медицинскими данными потенциальных нанимаемых, что приводит к дискриминации, то бишь неравноправному подходу при приеме на работу. Бесприватный подход только повредит здесь из-за медицинской непрофессиональности принимающих решение о приеме на работу. С другой стороны, на всякий несчастный случай, я бы не поставил свою жизнь на кон ради защиты моих данных от посторонних.
  • Генетические данные. Прорыв в генетике, на пороге которого стоит человечество, позволит по генокоду предсказывать болезни, интеллект, поведение и многие другие черты личности. Как это знание может обернуться против человека, можно понять из уже существующих проблем в медицине (см. выше). Скрыть же свою ДНК практически невозможно.
  • Защита правопорядка. С одной стороны, государство (КГБ у нас, ФБР у них) желает получить полный доступ ко всем кодам и переговорам. История показывает, что ни к чему хорошему, кроме тоталитаризма, это не приведет. Однако простота, с какой в настоящее время любой маньяк может произвести оружие, в том числе химическое и биологическое, вкупе с приватностью позволит оному маньку нанести удар прежде, чем его намерения будут распознаны и предупреждены.
  • Информационная собственность. Развитие электронной коммерции позволит оплачивать каждое прочтение статьи или запуск программы по минимальным ценам. Это снизит стоимость легального доступа к информации для большинства потребителей, но для того, чтобы следить за честностью последнего, придется превратить компьютер в надзирателя.
 

Таким образом, наряду с богатыми и бедными информационно и просто богатыми и бедными, в третьем тысячелетии появится также разделение на сильно секретных и слабо секретных (privacy-rich и privacy-poor). Тем, кому есть что скрывать, придется поднапрячься для обеспечения собственной приватности.

Дмитрий БОРОДАЕНКО

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

31 за 1997 год

Рубрика: 

Размышлизмы
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!