Новый Monster Sound

Фирма Diamond Multimedia хорошо известна не только своими видеокартами серий Monster и Viper, но и звуковыми картами Sonic Impact и Monster Sound. Я думаю, все слышали о Monster Sound II MX300, одной из лучших игровых звуковых карт, построенной на базе чипсета Aureal Vortex2. Эти карты Diamond успешно выпускала довольно долго. Но в прошлом году из-за финансовых трудностей она попала в собственность фирмы S3, и политика компании поменялась. Фирма Aureal больше не выпускает MX300 для Diamond, предпочитая продавать эту карту под маркой Aureal SQ2200, а Diamond стала использовать чипы производства компании ESS (www.esstech.com), имеющей у нас далеко не лучшую репутацию из-за дешевых и некачественных звуковых карт. Diamond уже представила две новых модели на этих чипах - Sonic Impact S100 и Monster Sound II MX400. Вот о последней я и хочу рассказать.

Новый Monster Sound выпущен как конкурент двум лучшим игровым звуковым картам - Aureal SQ2500 и Creative SoundBlaster Live! и построен на базе ESS Canyon3D. Главной изюминкой этого чипсета является аппаратное воплощение лицензированных технологий фирмы Sensaura (www.sensaura.com). Сама Sensaura разработкой чипов не занимается, в отличие от Aureal и Creative, поэтому за дело взялись инженеры ESS Technology. Итак, вот какие технологии разработала Sensaura:

  • Sensaura3D - позиционирование источников звука в горизонтальной плоскости на двух колонках, аналог Aureal A3D 1.0;
  • MultiDrive - то же, но уже на четырех и более колонках, звук позиционируется и по вертикали;
  • MacroFX - воспроизведение звука вблизи слушателя (не более метра от головы) вроде пролетающей пули или шепота на ухо;
  • Environment3D - звуковая имитация среды, аналог Creative EAX.

Как вы уже, наверное, заметили, Sensaura предлагает то же, что и Creative и Aureal, но в своей реализации, а также возможна полноценная работа на четырех и более колонках.

Итак, ESS Canyon3D поддерживает и EAX 1.0-2.0, и Aureal A3D 1.0, и Microsoft DirectSound3D. Значит, поддержка трехмерного звука обеспечена в любой игре (хотя сейчас обычно в играх реализуют поддержку всех трех вместе). Следует заметить, что EAX более "родная" технология для ESS Canyon3D, чем A3D, т.к. вызовы A3D просто транслируются в DirectSound3D, а уже потом обрабатываются. Тем самым число поддерживаемых стандартов у Canyon3D больше, чем у двух конкурентов - Aureal Vortex2 и Creavite EMU10K (SB Live).

 

Из других возможностей чипа следует заметить аппаратную обработку 64 обычных и 48 трехмерных аудиопотоков, волновой MIDI-синтез на 1024 голоса, поддержку цифрового выхода S/PDIF. В отличие от Canyon3D, чип Aureal Vortex 2 поддерживает 76 трехмерных аудиопотоков, а не 48. Технология A3D 2.0 позволяет производить Wavetracing, т.е. расчет звука, исходя из геометрии помещения, чего, опять-таки, нет в ESS Canyon3D. Недостаток у Vortex2 один - он аппаратно не работает с EAX, поддержка этого интерфейса, добавленная в последних драйверах от Aureal, пока еще не доведена до приемлемого уровня.

Теперь о самой звуковой карте от Diamond. Она имеет два стереовыхода - для фронтальных и тыловых колонок, два входа - микрофонный и линейный, и коаксиальный выход S/PDIF для подключения цифровых Dolby Digital AC-3 декодеров. Ее внешний вид - на фото. Предшественник, MX300, не имеет S/PDIF выхода, но для этого предусмотрен коннектор подключения дочерней платы, MX25. А у MX400 в качестве дочерней подключается другая плата - RioPC, аппаратный декодер MP3-музыки. Правда, нужен ли вам S/PDIF - другой вопрос, и где достать этот RioPС?

Драйверы для MX400 удивляют лаконичностью настроек. Фактически нет ничего, связанного с 3D-звуком. Автоматического определения количества подключенных колонок или режима обработки 3D-звука для наушников тоже нет. В ходе тестирования к тому же выяснилось, что опция "Disable DirectSound Acceleration" в некоторых играх может понадобиться. Сыроваты пока драйверы, хорошо, что реализована обработка нескольких звуковых потоков (т.е. несколько приложений могут одновременно выводить звук), в ранних версиях драйверов этого не было. Есть еще один неприятный момент. На сайте "Gamer's Depot" (www.gamersdepot.com) упоминалась проблема пропадания низких частот при проигрывании музыки. Да, такой эффект наблюдается на четырех колонках, на двух все нормально. О новых драйверах, исправляющих эти ошибки, ничего не слышно, хотя Diamond обещал их уже в апреле. Сама ESS Technology драйверы для Canyon3D на сайте не выкладывает.

Теперь непосредственно о тестировании. Качество звука у MX400 на уровне аналогов. По крайней мере, для обычных мультимедийных китайских колонок его вполне достаточно. Реализация MIDI, по-моему, никуда не годится, тем более, что в DOS-играх эмулируется дурацкий FM-синтез, а не General MIDI, как у Vortex2. Но не для MIDI предназначена эта звуковая карта, а для 3D-звука. В играх позиционирование звука достаточно качественное, на четырех колонках - тем более, однако, по сравнению с MX300, звуки получаются более громкими и резкими - за счет Wavetracing реалистичность у Vortex2 получше будет. Впрочем, это лишь мое субъективное мнение.

Известно, что Vortex2 при работе Wavetracing энергично поглощает ресурсы процессора. Поэтому есть смысл посмотреть, как в этом плане выглядит ESS Canyon3D. Результаты вы можете видеть в таблице.

Сравнение MX400 с MX300
  MX400 MX300 Разница
Quake 3 Arena, fast (512x384)
без звука 54 54 0%
звук DirectSound 47.3 46.7 1%
звук A3D 2.0 31 36.9 -19%
Потери на
DirectSound
12% 14%  
Потери на A3D 34% 21%  
Общие потери
на 3D-звук
43% 32%  
Quake 3 Arena, normal (640x480)
без звука 50 50 0%
звук DirectSound 45.6 44.6 2%
звук A3D 2.0 30.9 36.8 -19%
Потери на
DirectSound
9% 11%  
Потери на A3D 32% 17%  
Общие потери
на 3D-звук
38% 26%  
Unreal Tournament
UTBench,
без A3D и EAX
23.6 25 -6%
UTBench,
с A3D и EAX
18.5 19.5 -5%
Потери на 3D-звук 22% 22%  

Конфигурация машины - Celeron-488, 128 Mб RAM, Riva TNT. Очевидно также, что обе карты для приемлемого FPS требуют резвого компьютера с хорошей видеокартой. Тут вперед вырывается SB Live!, хотя в реалистичности 3D-звука он проигрывает.

Выводы таковы - неплохая игровая звуковая карта, достаточно современная. Для владельцев достаточно "навороченных" машин в самый раз, особенно при наличии качественной четырехколоночной аудиосистемы.

Макс КУРМАЗ,
max_kurmaz@mail.ru

Звуковая карта Diamond Monster Sound II MX400 предоставлена фирмой "Ронгбук"

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

21 за 2000 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!