NXT - революция в звуке или как?

Пообщавшись с компьютерным железом, как-то привыкаешь, что изменения тут происходят намного быстрее, чем в остальной окружающей действительности. То, что еще год назад было "куул" и стоило бешеных денег, сегодня уже полный "сакс" и на свалку истории принимается только с доплатой. Но есть и тут свои застойные области, в которых все, в общем-то, остается по-старому довольно долго. Взять, к примеру, акустические системы, то бишь, обычные колонки. Как были коробки с динамиками, так коробками и остались. Впрочем, не все так просто - есть и здесь свои маленькие революции. Одну из таких революций совершила английская фирма NXT (она же известна как New Transducers, адрес www.nxt.co.uk) - она придумала еще один способ сделать плоскую акустическую систему, причем сделать достаточно дешево.

Идея NXT достаточно оригинальна - использовать вместо поступательного движения диафрагмы обычного динамика распределенные колебания закрепленной жесткой пластины (NXT назали этот тип источника звука Distributed-Mode Loudspeaker - распределенный громкоговоритель). Колебания эти носят псевдослучайный некогерентный характер, так что вся пластина превращается как бы в набор почти точечных независимых источников звука. Сами колебания в пластине возбуждаются специальным устройством, называющимся exiter (то есть возбудитель). Сильно вдаваться в теорию поведения такого излучателя в небольшой статье особого смысла нет - она достаточно пространно изложена на сайте фирмы. Имеет смысл только перечислить выводы, которые сделаны там же авторами. Во-первых, звук испускается всей поверхностью, причем ее размеры можно (и даже нужно) сделать достаточно большими. Во-вторых, все устройство получается плоским и достаточно тонким, поскольку возбудитель колебаний имеет небольшие размеры. В-третьих, оно хорошо воспроизводит широкую полосу средних и высоких частот (а при больших размерах и низкие) и испускает звук примерно одинаково в разные стороны (то есть имеет довольно ровную диаграмму направленности, в то время как обычные динамики на высоких частотах начинают работать в довольно узкой пространственной области). Из последнего следует, в частности, что зона стерозвука для такого устройства будет больше, чем для обычных динамических головок. Естественно, что в "фирменном" описании технологии была отмечена еще масса плюсов и почти совсем никаких минусов, так что мне стало невыносимо интересно посмотреть на такие чудо-колонки в действии.

И, как ни странно, в стольном городе Минске они обнаружились. Это были колонки Juster A-626, о которых и пойдет дальше речь. Колонки трехкомпонентные: сабвуфер (10 ватт) и два сателлита (по 3 ватта каждый). Сабвуфер обычный - с динамиком, резонатором и фазоинвертором. А вот сателлиты как раз и были изготовлены по технологии NXT - именно они представляли основной интерес. Сначала - о внешнем виде: акустическая система получилась очень симпатичная, стильные (светлый пластик и большие рабочие поверхности из плотного темного картона) и удобные плоские колонки размером 210х130х20 мм почти не занимают места на столе и вообще их можно спокойно повесить на стену - крепления предусмотрены. На сабвуфере - регулятор громкости, низких частот и кнопка включения усилителя. Шнуры, правда, оказались коротковаты - сателлиты можно разнести максимум метра на три. Но, в общем, удобно и симпатично.

А вот со звуком все оказалось не так гладко. По сравнению с моими двухполосными Syntony MS 406, звучали они не то, чтобы хуже, а просто как-то не так. Но ухо - инструмент субъективный, и было решено подойти к вопросу научно. То есть снять частотные характеристики, для чего использовался пакет SpectroLab, направленный микрофон Behringer и звуковая карта SB Live 32 с внешним ультралинейным усилителем. Сабвуфер честно пытался воспроизводить частоты от 60 (для чего резонатор был явно маловат) до 500 герц. Далее в действие включались сателлиты, которые якобы "хороши в широкой полосе". На деле полоса начиналась герц с 700 и заканчивалась где-то в районе 12 килогерц. Причем с явными выбросами на 2 и 8.5 килогерцах и провалом на 3-4. В общем, ни ширины, ни линейности. В оправдание такой частотки можно сказать, что колонки все-таки компьютерные и звучат лучше аналогичных однополосных и примерно на уровне двухполосных, хотя и с акцентами на несколько других частотах. Но ведь после всех описаний NXT хотелось чего-то большого и светлого. Впрочем, плюс все же обнаружился - зона стерео действительно расширилась, да и компактность плоских панелей на заваленном столе - далеко не последняя вещь. Но все же, если хотите качественного звука - подключите к компьютеру усилитель и нормальные колонки (AC-100, например, на радость соседям).

P.S. Кстати, в процессе обнаружился интересный эффект - обычные компьютерные колонки имеют заваленную в высокой и низкой и поднятую в средней полосе частотку - так вот звук от них намного меньше отвлекает во время работы.

 

Константин АФАНАСЬЕВ

Тестирование выполнялось на оборудовании НП ООО "J-Sound"

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

21 за 2000 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Страницы

Аватар пользователя Липский Александр
Очень рад представившейся возможности передать "привет" Константину Афанасьеву -- его статья о колонках Juster и, на их примере, о технологии, придуманной nxt, заставила меня вспомнить о другом замечательном авторе белорусской компьютерной прессы -- Романе Соболенко. В былые времена данный экземпляр пол-статьи посвящал цицированию мануала (к монитору, принтеру, плате, карте итд). Константин Афанасьев ТЕСТИРУЕТ! колонки Джастер как образец плоских колонок! Да, уважаемый, Вы хоть за картоночку-то потрудились заглянуть? А за картоночкой-то что, не заметили малэньких таких динамиков? А вообще, что за картоночки в колонках, которые должны представлять собой керамическую пластину? А цена в 30 буказаоидов не удивила (настоящий "некст" TEAC правда с отвратительным сабвуфером стоил больше 80-ти. А запах?

Чего это я так возмущаюсь? Да не люблю я, когда тоном специалиста со страниц газеты, которую читают неспециалисты, декламируется откровенная чушь.

Простите, за резкость.

Аватар пользователя СOMBAT
Да, что-то много левых статеек в газете появилось. Раздел игры -- вообще отстой. Какая-то упрощенная ниже средниего копия российских журналов. Хотя КВ, адназначна лучше КГ, но вот белорусская версия Компьютерры актуальнее, конкреттнее.
Аватар пользователя Monster
Ну что, типа будем по порядку. Кроме этого джустера, которого в минске сейчас как грязи мне настоящий нхт не попадался. Не буду говорить, что я его специально искал, но... Не попадался.

Далее, если вы будете столь любезны, что таки сходите на сайт нхт и почитаете техникал овервью, то увидите, что возбудитель колебаний технологически мало отличается от динамиков. Насчет кэрамических пластин там не было ничего. Просто жесткий материал. Кэрамическая же пластина должна быть в плоском пьезоизлучателе, который тоже где-то есть, но не здесь и не о нем речь. В принципе, я не исключаю возможность, что джустер специально наляпал лейблов NXT и New transducers на свои колонки, чтобы запудрить мозги отдельно взятому товарищу из г. Минска... Но очень в этом сомневаюсь.

А в общем меня больше интересовал повод написать про технологию, чем ее конкретное воплощение.

Еще вопросы?

Аватар пользователя Липский Александр
Значит, не надо было называть материал "Революция в звуке или как?". Потому как на примере Джастер получается как раз "или как", а это не есть руль. Ведь сама технология интересная, "эргономичная", что ли, революционная... С точки зрения качества звучания... По крайней мере тот TEAC, о котором я упоминал звучал вообще никак (но сабвуфер!, сабвуфер -- полный пластмассовый отстой). Дома я уже год пользуюсь ТARGA + SB Live! и честно говоря ничего лучшего в минском ассортименте не нахожу.
Аватар пользователя Monster
В том то и дело, что с джустером получилось или как. Я бы с большим удовольствием посмотрел скажем на бенвиновскую аккустическую систему на том же принципе. Ну дык нету ее у нас, вот и приходится мотреть, что есть. А сабвуфер здесь вообще слева, в нем то обычный динамик стоит, ибо нхтиншная технология низкие частоты начинает нормально воспроизводить только при линейных размерах излучателя порядка метра.

А что, тарга ваша тоже плоская?

Вообще же по-иоему мнению практически все так называемые компьютерные колонки -- "полный пластмассовый отстой". Если нужено нормальный звук, то лучше нормальный усилитель подрубить с нормальной акустической системой.

Аватар пользователя Дмитрий Кожуро
Большие колонки - хороший звук. Маленькие да еще и пластмассовые - отстой. Покупайте отдельный усилитель или тюнер с долби + комплект из 5 колонок и только тогда тащитесь. Ну у кого еще пара-другая сотен завалялась, то можно и о JBL подумать. Hi-end все-таки.
Аватар пользователя Jazus Fanatus Audiophilus
Кожура, аудиофил ты наш, ДжиБиЭловские колонки за пару сотен - это hi-fi. Самые дешёвые их колонки стоят около 200 у.е. и то это полочные малявки с фазоинвертором. Hi-End начинается ну как минимум с тысячи у.е. и ДжиБиЭл не позиционирует себя как hi-end фирму.

Раз уж ты замахнулся на hi-end, то хочу сказать тебе, что долби здесь не у дел. Всё что изменяет исходный сигнал не есть hi-end. Это хорошая техника hi-fi класса.

К тому же нормальный долби реализуется на отдельном "процессоре" а не на тюнере или проигрывателе.

Аватар пользователя Липский Александр
2MONSTER

TARGA -- обыкновенная, две маленькие колонки + хороший большой сабвуфер (аналогичную /внешне/ модель делают Defender и Maxxtro -- то ли на одном заводе, то ли дизайн оказался удачным). Звучат, как ХОРОШИЙ (типа Panasonic)батон. Цена в Минске -- 42-45 баков.

Что касается большой аккустики в "приложении" к РС, то идея эту я никогда не считал хорошей (может, потому, что все аудио девайсы у меня стоят метрах в 7-ми от компа:)

2Дмитрий Кожуро

А почему именно JBL (нормальные модели действительно стоят от 350 и выше)?

Я, к примеру, долгие годы пользуюсь колонками японской фирмы SANSUI (_четырехполосные_, деревянные, собраны в Индии) -- продавались в Минске в 85-м году ТОЛЬКО с усилителем отечественным Корвет за 1500 рублей. Причем сам усилок стоил рублей 500, а 1000 приходилась на колонки. Официальный курс был тогда еще копеек 70 за доллар, а "черный" -- рубля три.

Я же эти колонки купил в 1994-м году за 320 USD -- diamonds will shines forever ;)

Аватар пользователя Дмитрий Кожуро
Вопрос ценника в нашей стране в последнее время самый главный. Что же касается стоимости аудио аппаратуры класса Hi-end, то тут цена постоянно падает. Речь я вел не о стоимости в 100 или 200 долларов. Боже упаси. Речь шла о “Ну у кого ЕЩЕ ПАРА-ДРУГАЯ сотен завалялась”. Тысячу отдавать нет смысла, хороший хайендовский комплект (амплифер+две колонки на пол) может стоить около 700-800 баксов. Если наткнешься на б/у, так и того дешевле.

Про долби можно долго спорить, как про пиво. Кто-то даже и не заметит, что пивко-то водкой разбавлено, а кого-то просто вытошнит от такого ерша.

Аватар пользователя Липский Александр
По-моему, для широких меломанских масс Dolby долгое время играло решающую роль при записи с долгоиграющих (LP) пластинок. Так, dbx, существенно снижал треск запиленных дисков, dolby b и dolby c были уже более "щадящими". Кстати, кассеты, записанные в dbx, можно было полноценно прослушать только на аппаратуре с аналогичным долби, а би и си -- практически на любой.

Так о чем это я? При кажущемся распространении долби я, например, когда пишу знакомым кассеты с CD, всегда ставлю на dolby off и все счастливы.

Страницы