Белорусский online-шоппинг: причины для оптимизма есть

Про существование онлайновых магазинов и торговлю через Интернет сегодня знают, кажется, практически все. Более того, постоянные читатели "Компьютерных Вестей" наверняка имеют также четкое представление о масштабах онлайнового бизнеса за рубежом (прежде всего, в США) - статьи на эту тему мы печатаем регулярно. Стараемся не обходить вниманием и быстро развивающийся российский рынок электронной коммерции, и только родной, белорусский, по большей части остается, что называется, за кадром.

В принципе, это не удивительно. Еще всего лишь год назад про торговлю через Интернет в Беларуси вообще говорили только в сослагательном наклонении. Но теперь в доменной зоне .by работает целый ряд онлайновых торговых точек, причем достаточно успешно. Как же выглядит сегодня белорусский онлайновый бизнес?

Мы попросили рассказать об этом человека, знакомого с торговлей через Интернет не понаслышке. У нас в гостях - Александр Жерносек, совладелец четырех белорусских проектов электронной торговли. Это известные многим пользователям Сети сайты www.CD-ROM.Shop.by, www.Video.Shop.by, www.cd-minsk.com и www.musik-by.com. Кроме этого, Александр - совладелец ряда "офлайновых" точек по продаже компакт-дисков. С них, собственно, и начинался его бизнес до выхода в Сеть.

Проекты Александра не просто состоялись - они активно развиваются. А потому его взгляд на состояние и перспективы онлайновой торговли в Беларуси представляет особенный интерес.


- Как давно открылись твои магазины в онлайне?

 

- Первый магазин начал работать месяцев семь назад. Второй открылся уже в системе Shop.By - cd-rom.shop.by, а с ним - и video.shop.by, а еще чуть раньше - musik-by.com. Произошло это месяца три назад. На первом магазине мы фактически отрабатывали систему работы - оператора, службы доставки, всего офиса в целом. Ну а открывая новые магазины в системе Shop.By, мы уже успешно использовали прежние наработки и созданную инфраструктуру обслуживания потребителей.


- Откуда идет больше заказов - через онлайновые механизмы или путем телефонных звонков диспетчерам?

- Конечно, большинство заказов идет через онлайн. Через диспетчеров, в основном, решаются всякие проблемы, связанные с различного рода "несостыковками", или более оперативного решения появляющихся во время работы вопросов. Бывает еще, что диспетчеру звонят люди, у которых плохая связь и которым сложно осуществлять в онлайне навигацию по сайту. Они уточняют у диспетчера, есть ли у нас в продаже то, что им нужно, и делают заказ.


- Какова скорость выполнения заказа?

- Мы стараемся выполнить заказ не более чем за сутки. И это почти всегда удается. Хотя, конечно, бывают и сбои, задержки, но очень редко.


- И сколько курьеров работает?

- В самое напряженное время работают три-четыре курьера, но бывает, что справляются два. Они обслуживают заказы сразу по всем сайтам.


- А сколько вообще человек работает над твоим проектом онлайновой торговли?

- Если не считать "административную" часть, то три оператора (еще недавно было два), два диспетчера и курьеры.


- Нескромный вопрос: твои онлайновые магазины себя окупают?

- Окупать-то они себя окупают…:-) Оборот такой онлайновой торговли растет быстрее, чем доходы от нее, поскольку постоянно требуются все новые и новые вложения, а вся получаемая прибыль уходит на развитие проектов.


- И каковы сегодня направления развития?

- В первую очередь, это улучшение качества обслуживания клиентов, разумеется; повышение качества самих сайтов, насыщение их полезной клиенту информацией; добавление на сайты дополнительных сервисов. Стараемся также расширять ассортимент товаров - он у нас одинаков в онлайне и в офлайновых точках продажи.


- Как отличаются цены в твоих интернет-магазинах от цен в твоих же офлайновых точках?

- На данный момент компьютерный компакт-диск в городских торговых точках стоит примерно три доллара, а в Интернете он стоит два доллара тридцать центов. На самом деле это парадокс. Ведь на сегодняшний день онлайновая торговля (если говорить о серьёзном подходе к этому бизнесу) - более затратное дело, нежели традиционная. Так уж повелось, такая ценовая политика… Кроме того, не последнюю роль здесь играет конкуренция.


- Что касается конкуренции: как обстоят дела в этом плане на белорусском онлайновом рынке?

- Конкуренция заметно увеличивается. За счет новых участников, разумеется. На рынок выходят подобные мне продавцы. Это люди, имеющие определенный начальный капитал. Самые мелкие в онлайн не рвутся, оптовики также не торопятся осваивать киберпространство. Естественно, те, кто технически более продвинут, кто ближе к Интернету, те раньше приобщаются и к онлайновой торговле.


- Какие способы оплаты ты предлагаешь своим покупателям?

- Самый распространённый - это оплата наличными через курьера; для иногородних - почтой, наложенным платёжом (кстати, довольно удобный для покупателей способ), для организаций - безналичный платёж, в этом случае у нас налажена вся система документооборота вне зависимости от местонахождения плательщика (в Минске или нет).


- Получается, система расчета покупателя с курьером - почти единственно возможная система оплаты. По мировым стандартам, такой способ явно несовершенен. Как ты думаешь, получат ли в обозримом будущем в Беларуси развитие иные, электронные, системы оплаты онлайновых покупок?

- Конечно. Правда, я рассматриваю это больше как перспективу, ориентированную на покупателей из других стран. Сейчас на том же "Открытом контакте" прорабатывается и тестируется система оплаты покупок по кредитным карточкам. Она немного не похожа на европейскую, но все-таки это должна быть работающая система. И лично я для себя рассматриваю ее как ориентированную на покупателей из-за рубежа. Не думаю, что кто-то будет расплачиваться карточками здесь. Может, я буду использовать и Web Money - в Беларуси уже есть сайты, которые их принимают, но внутри нашей страны, думаю, современные технологии взаиморасчетов начнут применяться не скоро.

Ну а спрос со стороны зарубежных покупателей на товары в белорусских веб-магазинах весьма значителен. Естественно, благодаря весьма невысоким ценам на компакт-диски и видеокассеты. Основной рынок в этом случае, разумеется, страны СНГ. С доставкой по почте проблем не возникает, и до сих пор все упиралось в систему оплаты покупок.


- Ты не планируешь расширять ассортимент - предлагать, помимо компакт-дисков и видеокассет, еще что-то?

- Да, уже назрела ситуация, и это закономерно, когда пора добавлять в ассортимент товаров проигрыватели МР3-дисков, чистые матрицы для записи, - и мы это уже делаем. Вообще же мы предполагаем скорое и значительное увеличение товарного раздела за счет сопутствующих товаров - боксов для дисков, стоек, колонок, мышек, ковриков, мультимедиа-комплектующих и т.д., - словом, всего, что может потребоваться компьютерщику и что можно купить наряду с компакт-диском.


- В какое время суток, в основном, поступают заказы?

- В принципе, заказы поступают все время - и днем, и ночью. Все зависит от того, с работы или из дома выходит в Интернет покупатель. А вот утром, естественно, - "мертвое" время.


- В чем для белорусского покупателя состоит преимущество покупки в онлайновом магазине, по сравнению, например, с тем же рынком в Ждановичах?

- Я считаю, что сейчас уже наступил момент, когда в Беларуси начинается очень активная онлайновая продажа самых различных товаров. Стремительно растет ассортимент товаров - от еды до техники, причем с доставкой на дом в достаточно сжатые сроки. И цены при этом ниже городских (за редким исключением, конечно).


- С какими наибольшими проблемами сталкиваешься ты и другие белорусские онлайновые торговцы?

- Проблема, собственно, одна: у людей мало денег. Соответственно, мало денег и у нас. Потому все развивается не такими темпами, как хотелось бы. В результате нет возможности вложить в этот бизнес дополнительные средства. Но оборот все-таки растет, и я отношусь к перспективам онлайновой торговли в Беларуси достаточно оптимистично.

Беседовал Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

07 за 2001 год

Рубрика: 

Эксклюзивное интервью
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Искандер
Ой, ну такой оптимистичный бизнесмен. Я такого впервый раз вижу. Проекты не окупаются, но мы работаем. У людей мало денег, и плтежеспособность невелика, но мы работаем. А с заказами справляются постоянно аж ДВА человека.

Ню-ню... В начале статьи опять про онлайновую коммерцию сказки нам рассказывают, и не вспоминают про то сколько к началу 2001 года из за "отката" завалилось на бок онлайновых магазинов...

И еще маленькая заметочка... Диски-то и видеокассеты наверняка пиратские

Аватар пользователя NovemberRain
Под влиянием статьи пошел и заказал диск на music-by.com хотел девушке подарить. Жду с четверга.

Хотя уже не жду - купил в обычном лотке.

Спрашивается - на.. зачем нужен магазин, с кучей персонала, который все равно заказы не отрабатывает?

Или это просто Гриневич со своим OZ.by меня так разбаловал, что я жду исполнения заказов онлайновым магазином? :-))

Короче говоря - все четыре указанных магазина я занес в свой персональный blacklist. И больше туда не пойду.

Аватар пользователя Dead Forest Gun
>Проекты не окупаются, но мы работаем.

угу, после того как однажды на рынке у всех сдшников изъяли товар, сеть стала просто лобимым местом продажи сд.

Аватар пользователя Виктор ДЕМИДОВ
Вообще гон рекламный,

просто мне кушать хоца

Каюсь !!!

Аватар пользователя Sahara
И вообще - сама статья на рекламную смахивает.