Pentium-III и DDR-память: нужны ли они друг другу?

Ну вот мы и дожили до того момента, когда можно с большой долей уверенности говорить о том, какой тип памяти будет использоваться в персональных компьютерах в ближайшем будущем, - Double Data Rate Synchronous Dynamic Random Access Memory, она же DDR. Новые чипсеты для материнских плат в спешном порядке готовят все разработчики, в том числе и корпорация Intel, в свое время сделавшая ставку "не на ту лошадку". Преимущества DDR очевидны: несложный переход к новой технологии, не слишком высокая стоимость, вдвое возросшая скорость передачи данных, снизившееся энергопотребление (подробности - www.kv.by/hardware/92.html). Переход к новому стандарту неизбежен.

Первые чипсеты и материнские платы на их базе уже доступны не в виде пробных экземпляров, а в серийном исполнении. Готовы ли процессоры к тому, чтобы в полной мере использовать потенциал новой памяти? Попробуем выяснить на примере синтетических бенчмарков и "прожорливых" по отношению к вычислительным ресурсам игровых программ.


Как насчет Pentium-III?

Процессор Intel Pentium-III и его "младший брат" Celeron - это сегодняшняя реальность рынка микропроцессоров для персональных компьютеров. Хотя конкурирующие продукты AMD заметно дешевле и производительнее, списывать со счетов Intel все-таки рано. У этой компании по-прежнему достаточно много поклонников, ценящих ее продукцию за надежность, стабильность, совместимость и лучшую технологичность.

Компания VIA, благодаря оперативности сумевшая подняться на первое место среди производителей чипсетов, подготовила Apollo Pro266 - чипсет для процессоров Intel P6, ориентированный на память DDR SDRAM.

 

Новый чипсет состоит из трех чипов. Первый - "северный мост" (системный контроллер) VT8633, включающий в себя контроллер процессорной шины AGTL+, контроллер памяти (поддержка как DDR, так и обычной SDRAM на частотах 66/100/133 МГц), контроллер шины AGP (поддержка режимов 4x, FastWrites, SBA). Шина памяти способна работать асинхронно, то есть множители частоты у нее и у процессорной шины могут не совпадать. Чип имеет корпус BGA с 552 контактами. Шина PCI вынесена за пределы системного контроллера, так как ею теперь занимается второй чип - "южный мост" VT8233. Для связи двух чипов VIA впервые использовала свою новую разработку - шину V-Link. Теперь "южный мост" - не PCI-устройство, как это было раньше. Такую же архитектуру использует Intel в своих чипсетах серии i8xx.

Поскольку "южный мост" получил новый контроллер, из него пришлось убрать контроллеры "старых" интерфейсов вроде COM- и LPT-портов. Снова появилась необходимость использовать третий чип - контроллер ввода-вывода, хотя раньше с его функциями успешно справлялся мост VT82C686A/B. Другие особенности моста VT8233 - поддержка шести портов USB, сетевого контроллера, райзеров ACR (альтернатива CNR). Корпус - BGA с 376 контактами.

Итак, процессоры Intel Pentium-III и Celeron благодаря стараниям VIA получили возможность использовать память нового типа. Однако частота системной шины у этих процессоров в лучшем случае составляет 133 МГц. А частота шины DDR-памяти - 133 МГц x 2, то есть фактически 266 МГц. И какой же тогда выигрыш может получить процессор от увеличения пропускной способности шины памяти, если его собственная шина работает вдвое медленнее? Весьма и весьма небольшой. Процессор изначально не был рассчитан на такую скорость и вряд ли сможет полностью использовать весь потенциал новой памяти.

Что касается видеокарт, взаимодействующих посредством шины AGP с памятью, так им тоже не нужна такая производительность. Режим DiME чаще всего не используется, ведь куда проще хранить текстуры в локальной видеопамяти и не полагаться на корректность работы этого механизма.

Следовательно, ожидать чуда не стоит. По крайней мере, двукратного прироста не будет точно.


Gigabyte GA-6RX - "для тех, кто вправду крут"

Тайваньская компания Gigabyte Technology всегда старалась не отставать от конкурентов и выпускать новые продукты оперативно. В случае с 6RX она постаралась также обойти остальных и в другом. Эта плата имеет самые широкие возможности, какие только можно себе представить. Конечно, имея в виду тот факт, что Gigabyte никогда не ставила во главу угла обеспечение хороших возможностей по разгону.

Итак, GA-6RX - материнская плата форм-фактора ATX, число слотов - 4 DIMM + 1 AGP Pro + 1 AMR + 5 PCI. В ширину она, пожалуй, великовата и с трудом умещается в стандартный пакетик, но это ни в коем случае не связано с нерациональным размещением элементов. Напротив, монтаж элементов на 6RX достаточно плотный. Дело в том, что плата "несет на борту" чип ввода-вывода ITE IT8705F, звуковой чип Creative CT5880, контроллер жестких дисков Promise PDC20265, вторую Flash-микросхему для DualBIOS, а также (опционально) сетевой контроллер LSI LS80223. Для одной платы этого многовато.

GA-6RX поддерживает только DDR SDRAM, поэтому все четыре ее DIMM-слота вмещают только 2.5-вольтовые небуферизированные модули. Другие производители плат оснащают свои изделия слотами обоих типов, а это - несомненный плюс, особенно сейчас, когда найти DDR-память непросто. Положение спасает комплектация платы качественным 128 Мб модулем производства Apacer с чипами Nanya PC2100 CAS2. Конечно, 128 Мб для серьезной работы недостаточно, но на первое время хватит. Тем более, что новая память стремительно дешевеет - сейчас 128 Мб DDR-модуль на "сером" рынке стоит около $55.

Слот AGP Pro, установленный на этой плате, позволяет в будущем использовать видеокарты, потребляющие такую мощность, какая сегодня и не снится. Реальной же выгоды от него пока нет, как нет пользы от слота AMR. Почему-то Gigabyte не захотела ставить на плату ACR - собственный VIA-шный райзер. Да и вообще, зачем на hi-end-плате райзеры?

Зачем звуковой контроллер - понятно. Конечно, CT5880 - это не EMU10K2, устанавливаемый на новой серии звуковых карт SoundBlaster, однако для неигровых задач он вполне пригоден. Тем более в паре с кодеком SigmaTel STAC9708T, который, кроме всего прочего, поддерживает вывод звука на четыре колонки. Пожалуй, это самое дорогое и качественное звуковое решение, встречающееся на материнских платах.

Ну и, конечно, RAID - куда же без него? Традиционно Gigabyte использует контроллеры Promise, которые позволяют создавать массивы 0-го и 1-го уровней (подробности см. www.kv.by/hardware/87.html).

Все "фирменные фичи" Gigabyte нашли себе место и на 6RX: DualBIOS, @BIOS, EasyTune, есть и Suspend-To-RAM, и встроенный "пискер". Красивые, но, по большому счету, бесполезные "примочки".

Полезными были бы возможности по разгону. Тут Gigabyte определенно превзошла себя. Кроме выставления частоты (правда, с шагом в 5 МГц, хотя есть и недокументированные комбинации), можно изменить и напряжение питания ядра процессора (шаг 0.05 В). Для этих целей есть DIP-переключатели. Кроме того, можно немного (на сколько - не указано) поднять напряжение на чипсете и памяти. Не хватает только возможности манипулировать напряжением на схемах ввода-вывода процессора, но это, скорее всего, и не понадобится. В Setup никаких опций, связанных с разгоном, я не обнаружил, хотя о них читал на некоторых интернет-сайтах. Возможно, они появятся в новых ревизиях BIOS.

Теперь - о дизайне. Gigabyte верна себе: все почти идеально. Защелки DIMM не блокируются видеокартой, конденсаторы не мешают процессору, разъем питания расположен на краю между памятью и процессором, нет и других недостатков, присущих платам других производителей. Единственное замечание - расположение разъемов RAID-контроллера, но они всегда мешают, где бы ни располагались.

Внешний вид тоже не подкачал. "Фирменный" синий цвет печатной платы, красные разъемы для шлейфов HDD, золотистый радиатор на чипе-"северном мосте", светло-синие DIP-переключатели, разноцветные перемычки - сразу видно, что это не простая плата.

BIOS - AMI 1.24d. Почему-то Gigabyte для чипсетов VIA другие BIOS не использует. Набор опций сильно "обрезан", но есть распределение линий IRQ по слотам PCI. Настройки памяти ограничены выбором частоты (100/133), CAS Latency и Interleaving, есть также и такой параметр, как "1T/2T Command Rate" (изменяет производительность на несколько процентов).

Что касается стабильности работы, то тут - прокол. При попытке выставить тайминги памяти по максимуму начинались зависания и сбои, после которых загружался BIOS из второй микросхемы или вообще ничего не загружалось. В общем, инженерам Gigabyte есть еще над чем работать - плата явно ведет себя не как серийный образец, а как инженерный релиз.


Тестирование

Для оценки производительности процессоров Pentium-III я выбрал несколько бенчмарков, позволяющих приблизительно показать скорость работы системы при обработке больших объемов данных. Это - WinBench'99 CPUMark и SiSoftware Sandra 2001se. А так как подсистема памяти оказывает значительное влияние на работу игр, я использовал свой обычный игровой набор - Quake3, Unreal Tournament, Expendable и 3DMark'2000 (в низком разрешении, конечно). Аппаратная часть состояла из двух процессоров Pentium-III (600 и 800 МГц, оба - на частоте шины 133 МГц), памяти DDR SDRAM 128 Мб, плат Gigabyte GA-6RX и Gigabyte GA-6VX7B-4X (последняя - на чипсете VIA Apollo Pro133A), видеокарты GeForce2 MX. Драйверы - VIA "4-in-1" v.4.28, BIOS - v.F3 (последняя, что была на сайте). Результаты - в таблице.

Производительность Pentium-III с памятью SDRAM и DDR SDRAM P-III-600 + Pro133A P-III-600 + Pro266 Разница P-III-800 + Pro133A P-III-800 + Pro266 Разница
Синтетические тесты процессора и памяти
WinBench99 CPUMark 56.2 57.2 2% 71.8 74.3 3%
WinBench99 FPUMark 3190 3190 0% 4250 4270 0%
Sandra2001 Dhrystone ALU 1616 1623 0% 2157 2166 0%
Sandra2001 Whetstone FPU 805 808 0% 1074 1078 0%
Sandra2001 Int ALU/RAM 308 382 19% 336 381 12%
Sandra2001 Float FPU/RAM 375 473 21% 398 478 17%
3DMark2000 CPU Speed       436 464 6%
Игровые тесты (640x480x16bit)
3DMark2000 5518 5749 4% 6514 6826 5%
Expendable 53 55.8 5% 64.8 69.6 7%
Quake3 Arena 105.8 110.7 4% 125.8 132.7 5%
Unreal Tournament 36 39.8 10% 44.9 47.3 5%

Тесты памяти, выполняемые Sandra, показывают заметный прирост, доходящий до 20%. Да, в идеальном случае процессор Pentium-III может извлечь определенную выгоду от использования DDR-памяти. Однако такой идеальный случай встречается, в основном, в тестах, а не в реальной жизни. К тому же Sandra явно занизила результат "контрольной" платы 6VX7B-4X из-за не самого лучшего BIOS и больших задержек (я использовал память PC133 c CAS3). Пожалуй, поводов для оптимизма мало, и в других задачах такой разницы не будет.

Так и есть - игровые бенчмарки дружно показывают 5%, а CPUMark - и того меньше. При этом в высоких разрешениях даже такая масштабируемая игра, как Quake3, не заметила никакой разницы, засвидетельствовав отсутствие каких-либо улучшений в работе AGP.


И какой отсюда вывод?

Новая технология - это всегда хорошо, но насколько хорошо - другой вопрос. В случае с Pentium-III ответ неутешителен: на пять процентов. И я не думаю, что "обкатка" BIOS позволит намного улучшить ситуацию. Pentium-III и DDR друг другу не нужны.

Другое дело - Pentium-4, который должен до конца года вытеснить предшественника (он уже стоит дешевле Pentium-III). Вот ему-то память DDR придется кстати: и производительность будет хорошей, и от дорогостоящей RDRAM позволит избавиться. Так что приговор Pentium-III уже подписан. Только бы Intel в очередной раз не подвела. Да и VIA поможет со своим P4X - если получит лицензию, конечно. Но это уже другая история…

Макс КУРМАЗ,
hardware@kv.by,
сайт "КВ/Hardware" (
www.kv.by/hardware)

Материнская плата Gigabyte GA-6RX и процессоры Pentium-III предоставлены фирмой "CD-Life"

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

18 за 2001 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!