Интернет и суеверия

Среды обитания порождают суеверия.

Линор Горалик

Суеверия сопровождают человечество на протяжении всего его существования. Причем относится это утверждение отнюдь не только к "темным предкам". Развитие техногенной цивилизации породило массу суеверий, связанных с поездами, автомобилями, телефонами, ну а более суеверных людей, чем летчики, еще поискать надо. Суеверия не уходят из культуры - они трансформируются в соответствии с изменениями окружающей среды обитания.

Интернет, как и прочие технологические новшества, не явился исключением. Более того, Сеть, как уникальное средство обмена информацией, во много раз ускоряет распространение суеверий в обществе. Но интернет - еще и среда обитания, то есть среда влияния людей друг на друга, а это уже создает совершенно особый психологический фон. Суеверия появляются там, где существует необходимость предвидения событий и определенного влияния на будущее. Сеть - как раз такое место, и чем больше людей приобщается к интернету, тем больше появляется в нем суеверий.

Несколько лет назад исследованием сетевой культуры и, в частности, сетевых суеверий занималась известный интернет-публицист Линор Горалик. Тогда она выделила три основные категории, и данная классификация считается классической до сих пор. Это категории "сеть->сеть", "сеть->реал" и "реал->сеть". В названиях категорий первое слово представляет собой среду принадлежности объекта верования, а второе - среду влияния. Так, например, в категорию "сеть->реал" (наиболее многочисленную из трех) входят утверждения о том, как события, происходящие с человеком в Сети, могут повлиять на его жизнь в реальности.

Когда-то встреча с монахом или попом была несчастливой приметой. Сегодня есть вера в то, что наткнуться по баннерной ссылке на религиозный сайт - к несчастью, и надо обязательно вернуться на исходную страницу, чтобы оного несчастья избежать.

 

Чтобы быть объективным, замечу, что суеверия в интернете пока не сильно распространены, - более половины сетян вообще с ними не сталкивались. Поэтому приведу те, которые мне удалось собрать из различных источников или с которыми сталкивался сам.

Если во время работы часто попадаются сломанные линки, то работу лучше прекратить, потому что ее плоды пойдут только во вред.

Если утром спалить (переварить и т.п.) завтрак - к падению mail-server'а.

Если случайно назвать человека именем сетевого знакомого, то последний три дня не появится в Сети.

Если послать по ошибке электронную почту не тому адресату, то правильный (запланированный) адресат не появится в Сети три дня.

Если пролил кофе на клавиатуру, нужно три раза нажать Esc.

Если нажал по ошибке не на ту ссылку - первый, с кем ты после этого познакомишься в Сети, будет виртуал.

Если в конце каждой страницы сайта ставить три точки, то к сайту будут благосклонны веб-обзоры и вообще все, кто его посетит.

Другое суеверие такого же типа: если в начале каждого сообщения ставить значок "+", то твои слова всегда будут верно поняты.

Если сохранить у себя в домашней директории копию какого-нибудь FAQ, то сайт нельзя будет подвергнуть сглазу, от которого прекратится трафик.

Если не поднимается hotmail.com - это к потере памяти (индивидуальной, не компьютерной).

Идти по неработающей ссылке - к разлуке, к потере (к потере денег).

Ссылка неправильная (ведущая не туда) - к ненужной поездке со многими тратами.

Веб-мастер - к приезду начальства или старшего родственника.

С веб-мастером говорить - к скандалу в семье.

Веб-мастера ругать - к смерти...

Единственным представителем нечистой силы, обнаруженным пока в Сети, является "хомовой". Рассерженный хомовой портит HTML, играет не те звуковые файлы при заходе посетителя, стирает из директории картинки, - словом, ведет себя подобно домовому, недовольному своими хозяевами. Хомового можно задобрить (как и домового). Для этого нужно, например, положить в главную директорию хорошенькую картинку, озаглавленную "hhh.gif". Хомовой будет целыми днями рассматривать картинку и перестанет бузить. Однако если удалить этот файл из директории, неприятности возобновятся.

Интересно, каким суевериям, непосредственно связанным с интернетом, еще предстоит появиться? Однако, как говорится, сам факт уже свидетельствует о многом. На сегодняшний день большинство сетевых суеверий по вполне объективным причинам блуждает по просторам американской зоны интернета. Посмотрим, что будет происходить, когда своей критической точки достигнет русскоязычная зона Сети с ее дебрями славянского менталитета.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

12 за 2002 год

Рубрика: 

Компьютерные слоВести
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя прохожий
Рулез! Но, думаю, это далео не все существющие северия.
Аватар пользователя Инкогнито
Кстати, если кто знает, ссылочку на статью (статьи) Линор Горалик киньте. Можно на мэйл ciklop@smtp.ru