Территория звука. 2006-й...

Сегодняшняя "территория" большей частью будет состоять из ответов на ваши вопросы.


Здравствуйте.

Давно читаю Ваши статьи. Благодарю Вас за такую большую работу. Возник у меня вопрос по поводу экранирования. Насколько я знаю, есть несколько видов экранирования низкочастотных динамиков:

а) динамик полностью обтянут металлом;

б) возле динамика кольцо из металла.

 

Вопрос такой: что это за металлы, как их рассчитывают, где их можно купить, если нужно разработать такой экран самостоятельно.

С уважением, Николай

М-да, Николай! Вопрос что надо. И он очень интересен для многих наших читателей, но только требует некоторой дополнительной расшифровки, чтобы все поняли.

Описание проблемы. Динамики - это устройства, построенные по следующему принципу: есть массивная стационарная магнитная система (магнитопровод) с постоянным магнитным полем, и легкая движущаяся система, соединенная с первой только по магнитным связям. Ключевым в данном устройстве является звуковая катушка, через которую пропускается электрический ток с сигналом, соответственно, возникает изменяющееся электромагнитное поле, катушка начинает двигаться и так далее. Это я только напомнил, потому как мы писали на эту тему очень подробно раньше.

Так вот, раньше за магнитным полем никто, собственно, и не следил, поскольку оно было незаметно для человеческого глаза, пока... динамики не стали неотъемлемой частью телевизоров, и их работа стала влиять на изображение. Тогда решение было найдено достаточно простое - на стационарную магнитную часть одевался колпак из магнитопроводящего материала (например, обычной стали). Ну а в аудиосистемах об этом вопросе, опять же, никто не думал, пока на студиях не стали ставить колонки (мониторы ближнего поля) возле ЭЛТ-дисплеев, после чего на изображении появлялась свистопляска. И снова вопросом никто особенно серьезно не занялся до тех пор, пока студийные мониторы, вернее, их последователи, не стали использоваться в качестве АС для домашних кинотеатров. Ну а здесь уже запротестовал массовый потребитель. Поэтому проблему стали решать скопом, причем, в основном, западные производители.

Сама суть проблемы еще глубже, чем кажется, ведь "джигу" на экране мы видим, а магнитные поля от акустических систем, особенно, если мы говорим об их мощных вариантах, влияют на все электронные устройства, но мы этого не видим. Кстати, и ваш покорный слуга оказался жертвой подобных коллизий, о чем знают многие мои знакомые, а также представители фирм. А дело было так: я принес домой старые студийные мониторы и поставил их сначала возле дисплея. Естественно, так как они оказались без магнитного экранирования, на изображении при воспроизведении музыки появилась "джига". Я отодвинул колонки от дисплея, ситуация улучшилась, и я забыл о ней. Через неделю вышел из строя блок питания в системном блоке, я заменил его, поставив самый дорогой и более мощный. Он "вылетел" через месяц. И так я заменил еще один блок питания, а потом еще один, пока не стал писать обзор о продуктах от Microlab и не обратил внимание на строку "магнитное экранирование", углубился в тему и посмотрел на свой системный блок - колонка левого канала находилась в непосредственной близости от самого блока питания.

То есть, этим примером я показал суть очень серьезной проблемы, о которой говорят, но не по той причине, по которой нужно об этом говорить, или в целях рекламы. Поэтому перейдем сейчас к списку ответов на сам вопрос.

Ответы! На самом деле надпись "магнитное экранирование" еще ни о чем не говорит, поскольку не понятно, насколько понижается внешнее воздействие самого магнитного поля.

Вариант № 1. Находим на рынке точно такие же динамики (имеются в виду низкочастотные), лучше с поврежденными диффузорами, поскольку они дешевле (но (!) не разбитой магнитной частью). Далее аккуратненько изымаем из купленных динамиков все элементы движущейся части и снимаем диффузодержатели, тоже очень аккуратно. Потом наносим на заднюю часть одного из динамиков тонкий слой из полиуретана и плотно садим на клей соединение "задняя стенка динамика - задняя стенка очищенного магнитопровода". Это не так просто, поскольку они будут отталкиваться друг от друга, а нужно еще и соблюсти точное центрирование по основной оси.

И все, так называемый магнитный компенсатор готов. Если вы не нашли на рынке динамиков своей марки, то обратите внимание на модели со схожей по размерам магнитной частью - вам нужно, чтобы он был меньше.

Вариант №2. Собственно, которым я воспользовался. В интернете есть целый класс устройств, а именно - простых и дешевых ферритовых колец, таких, как например, FERRITE BUCKING MAGNET на www.partsexpress.com. Вы выбираете их диаметр и размеры (диаметр не должен превышать 1/2-2/3 вашего диаметра). Ну и, соответственно, это ферритовое кольцо ставится на клей сзади динамика. Этот вариант удобен с той точки зрения, что вы можете его успешно поместить в корпус ваших колонок.

Вариант №3. Конечно, можно попросить у друзей на заводе сделать колпак из магнитопроводящего материала (стали) с толщиной стенок более 2 мм. При этом его диаметр и высота должны превышать диаметр и высоту стационарной магнитной части вашего динамика на 10 мм и 5 мм, соответственно. В этот колпак вы наносите 5 мм слой из пены полиуретана и одеваете на магнитную часть вашего динамика таким образом, чтобы он (колпак) не касался движущихся частей.

Наши умельцы советуют использовать вместо колпаков обычные банки от консервов, чего я не пробовал.

Хотя найти такой колпак вообще очень трудно, поэтому обычно вместо него используют простое кольцо, которое срезается от металлической (стальной) трубы. Требование к диаметру такое же. Этот вариант также действенен и компактен.

И, как вы понимаете, наиболее защищающим является вариант №1 плюс вариант №3. А теперь предостережение, и что из него вытекает.

Предостережение! После изменений, касающихся магнитного экранирования, у вас изменится звучание колонок, что, прежде всего, касается АЧХ и некоторого "спада на низах". Не забывайте, что вы изменили и всю конструкцию, в целом, то есть корпусы колонок также рассчитываются неспроста. Поэтому, что у вас будет звучать в итоге, никто не гарантирует, как говорится: "Ничего! Мы в танке!".

Выводы. Покупать современные АС следует только (!) с магнитным экранированием. Причем, если у вас стоят старые АС, то их лучше заменить на новые, а если вы их и используете, то отодвигайте от электронной техники.


Прочитал Ваш материал по звуковым прожекторам и очень заинтересовался. А что если взять мегафоны с длинными трубками как у Роберта Вуда и воссоздавать за счет отражений узконаправленные многоканальные системы для больших кинотеатров, добавляя только сабвуфер?

С уважением, Геннадий

В принципе, можно, но это неэффективно сразу по нескольким причинам:

  • Очень много высоких частот будет теряться при прохождении по рупорам.
  • Достаточно большая временная задержка, особенно для тыловых каналов.
  • Каждая поверхность (стена, потолок) часть звуковой волны отражает, а часть поглощает, и все это нелинейно по отношению к частотам (зависит от материалов).
  • Волны с высокими частотами гаснут быстрее, чем с низкими, поэтому в те же тыловые каналы вы все передадите с большими потерями.
  • И т.д., и т.п.

Вообще, мы говорим о новом классе устройств, который требует очень большой доработки. Хотя тема волнительна, и следующий вопрос также о них...


А можно ли узконаправленные источники применять в качестве оружия?

Elf

Естественно, поскольку мы говорим о сфокусированных волнах с большой энергией. И, напоследок, в тему...


Акустические радары

Если вы посмотрите на рупор патефона, то для вас это, прежде всего, устройство для увеличения громкости, но если вы его снимете и приложите к узкому горлу свое ухо, то получится универсальный слуховой аппарат. Поэтому рупоры патефонов были великолепной находкой для шпионов начала прошлого века. Шпионов... хм-м. Эта идея зашла так глубоко, что стала даже использоваться в военной технике вместо первых радаров. И это были уже не патефонные рупоры, а мегапатефонные рупоры, причем выпускающиеся в целых комплексах. В онлайн-музее www.dself.dsl.pipex.com собраны наиболее известные их разновидности. Это не юмор, а научное и военное прошлое человечества. Причем, часто в описаниях нет точной даты создания - это были очень большие секреты.

Четырехрупорный локатор, используемый в Первой Мировой войне. Ни точная дата, ни национальная принадлежность изобретения не выяснены. Похоже на немцев :)
 
Английский четырехрупорный акустический локатор 1938 года. Требует двух операторов, один из которых управляет двумя рупорами по горизонтали, а второй — двумя по вертикали
 
Угадайте страну? Япония :). Огромные рупоры находятся на специальных тележках. Других данных об устройствах нет, но, судя по всему, если в них громко крикнуть, то можно напрочь оглушить летчика противника :). Причем обратите внимание, что рядом с массивом радаров находится массив артиллерии, — скорее всего, они работали взаимосвязанно
 
Французская разработка из 30-х. В ней используется четыре больших многоугольника, в каждый из которых встроено по 36 маленьких рупоров, причем тоже шестиугольных. Это изобретение позволяло более точно узнать месторасположение объекта
 
Немецкий радар RRH. Конструкция требует двух операторов и может определять цели на дальности от 5 до 12 км (в зависимости от погоды) с точностью до 2 градусов
 
Американский звуковой локатор (фотография датируется 1943-м)

Кристофер,
christopher@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

24 за 2006 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!