Создание mp3 и wmv для начинающих. Часть 1 (КВ-Лайт)

Хранить музыкальную коллекцию в формате mp3 давно стало делом привычным для многих обладателей компьютеров, mp3-файлы можно легко достать в локальной сети, в интернете, на компакт-дисках... Но в наше время все еще попадаются обычные CD, предназначенные для прослушивания на музыкальных центрах, и порой эти CD очень даже неплохие, с редкими записями. Как же сохранить их на своем жестком диске? Очень просто, если не сказать элементарно. Однако, прежде чем приступить к делу, нас ожидает теоретический минимум.


Что такое битрейт?

Прежде чем без ненужного упрощения изложить суть этого понятия, придется вкратце рассказать о механизме кодирования в mp3.

Исходный звуковой файл режется на фрагменты длительностью по 50 миллисекунд, каждый из которых анализируется отдельно. При анализе фрагмент раскладывается на гармоники, из которых в соответствии с теорией восприятия звука человеческим ухом выбрасываются те гармоники, которые человек хуже воспринимает на фоне остальных. Таковыми являются более тихие гармоники на фоне более громких. Кроме того, выбрасываются звуки, замаскированные вследствие инертности слуха (так, например, если за очень громким хлопком сразу, с задержкой в долю секунды, пойдет какой-то иной кратковременный сигнал, то его слышно не будет). Информация об оставшихся после фильтрации гармониках и записывается в mp3-файл, который в результате получается гораздо меньше по размеру, чем исходный wav.

Теперь что касается битрейта. Битрейт - это объем информации в единицу времени. То есть битрейт говорит о том, как много информации о каждой секунде записи мы можем передавать. Чем битрейт меньше, тем меньший размер имеют файлы с одинаковой по времени длине за счет того, что нам приходится игнорировать большее количество "лишних" гармоник. Проблема заключается в том, что они далеко не все лишние. Мы не можем выкидывать малозначимые гармоники вечно. Если мы будем стараться очень сильно ужать mp3-файл (понижать битрейт), то со временем волей-неволей начнем выкидывать слабозначимые, а потом и очень даже значимые гармоники. И вот тут уже звук начнет портиться. Причем эта порча не похожа ни на какую другую порчу звука за всю предыдущую историю человечества. Плохие усилители, эквалайзеры и колонки - все это совершенно не похоже на то, как портится звук при кодировании в mp3 с низким битрейтом. Звук становится плоским и безжизненным.

 

Теперь побеседуем о переменном битрейте. Каждый конкретный фрагмент музыки имеет свою степень сложности. Для качественного воспроизведения одного требуется больший битрейт. Для качественного воспроизведения другого - меньший, поскольку существенных гармоник в нем меньше. В режиме создания mp3-файлов с переменным битрейтом кодировщик самостоятельно, более-менее правильно определяет необходимый битрейт для каждого 50-миллисекундного фрагмента (в зависимости от его сложности и заданных параметров) и кодирует его именно с этим битрейтом. Затем этому фрагменту в разделе свойств указывается, с каким именно битрейтом он закодирован, и он помещается в результирующий mp3-файл. При воспроизведении файла проигрыватель воспроизводит очередной фрагмент исходя из сопутствующей ему информации (с каким битрейтом кодировался).

Переменный битрейт (VBR, Variable Bit Rate) позволяет уменьшить размер файла при таком же качестве, за счет отсутствия избыточности. Грубо говоря, нам нет необходимости кодировать тишину с битрейтом 256 Кб/с, если ее с точно таким же качеством можно воспроизвести с битрейтом 64 Кбит/с.


Windows Media Player

Входящий в состав дистрибутива Windows XP девятый медиа-плеер благодаря своей встроенности имеет неплохую фору перед аналогичными программами сторонних разработчиков. В то же время Windows-ориентированность этого плеера несколько ограничивает его пользователей.

Чтобы закодировать музыку с музыкального CD и навсегда оставить ее на своем компьютере, вставьте искомый компакт-диск в соответствующий привод, запустите Windows Media Player и следуйте на закладку Copy from CD ("Копировать с CD"), расположенную слева от главного окна программы. Перед вами появится список имеющихся на CD музыкальных композиций. Поставьте птички напротив нужных.

Далее следуйте в меню Tools ("Инструменты") > Options ("Настройки"). Здесь на вкладке Copy Music ("Копирование музыки") мы займемся предварительной настройкой. Можно выбрать местоположение конечного сжатого файла, а также формат его имени (кнопка File Name). Предлагаю обратить внимание на настройки копирования. По умолчанию Windows Media Player предлагает сжимать музыку в формате Windows Media Audio - это и есть ограничение, о котором я говорил вначале. Результирующий файл будет иметь расширение wma и размер, сопоставимый с размером mp3-файла. Только проигрываться он будет преимущественно на компьютерах с операционной системой Windows, к сожалению (а может, и к счастью), Linux или FreeBSD не особо ладят с этим форматом.

Однако вернемся к выбору формата, вернее, трех вариаций на тему одного формата:

Windows Media Audio - позволяет записывать музыку с качеством от 48 Кб/с до 192 Кб/с (в зависимости от положения ползунка).

Windows Media Audio (variable bit rate) - переменный битрейт. Позволяет наиболее экономно расходовать дисковое пространство, однако немного больше загружает процессор при воспроизведении такого файла. Установлены следующие рамки значений: минимально - от 40 до 75 Кб/с, максимум - от 240 до 355 Кб/с.

Windows Media Audio Lossless - так называемое сжатие "без потери качества", звучит парадоксально, но оставим это на совести разработчиков. При этом значении используется наиболее высокий битрейт, который, судя по всему, выбирается по усмотрению кодека из пределов: 470-940 Кб/с.

Еще у Windows Media Player есть возможность встроить ограничение на распространение созданного вами wma-файла, например, вы можете сделать так, что он будет проигрываться только на вашем компьютере.

Дмитрий БАРДИЯН,
x403@yandex.ru

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

25 за 2006 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!