Как построить электромобиль своими руками

Полноразмерные электромобили

В предыдущих статьях цикла мы ознакомились с историей электромобилей, а также с побудительными причинами покупки электромобиля. Теперь наступил момент, когда следует определиться с тем, какой электромобиль нужен именно вам. В этой статье вы узнаете о полноразмерных электромобилях (Full Sized EV) - мелкосерийных профессиональных конверсиях уже существующих автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.

Термин "полноразмерный электромобиль" подразумевает не только размеры - характеристики этих машин зачастую превышают параметры автомобилей-доноров. Наличие мощного электромотора дает великолепные динамические характеристики (крутящий момент электродвигателя очень высок даже на низких оборотах, в отличие от двигателя внутреннего сгорания). Обычно такие электромобили комплектуются достаточно мощной аккумуляторной батареей, которая позволяет проехать до 200-250 км на одном заряде. Двести километров - это достаточно приличная цифра, такой запас хода с лихвой перекрывает повседневные потребности большинства автовладельцев.

В предыдущих статьях много внимания уделялось спортивному электромобилю Tesla Roadster. Этот электромобиль является конверсией известного спорткара Lotus Elise от самого британского автопроизводителя. Несмотря на четырехлетний срок исследований, предшествующих выпуску в серию, в марте этого года первые Tesla Roadster увидели своих владельцев. Несмотря на свою цену около 100000USD, уже предварительно оплачено почти 200 заказов на электромобиль.

Tesla Roadster предлагает своему владельцу не только обычные для многих спортивных автомобилей "четыре секунды до сотни", богатый салон, великолепную управляемость. В отличие от бензиновых спорткаров, он требует намного меньше дорогостоящего ухода (интервалы между техобслуживанием составляют 45000 км, что в 2-3 раза лучше, чем у сравнимых по характеристикам автомобилей). По сравнению с жаждущими бензина традиционными спорткарами, Tesla Roadster удивительно экономичен - 1200 кг электромобиля потребляют, в среднем, около 150Вт*ч электроэнергии на преодоление 1 километра пути (затраты меньше, чем у микролитражного автомобиля).

Литий-ионная аккумуляторная батарея позволяет проехать Tesla Roadster до 350 км в смешанном цикле на одном заряде. Даже для США такой предел хода достаточно велик, тем более, что время полной зарядки составляет 3,5 часа. Ложка дегтя в бочке меда также, как всегда, имеется - после 160-200 тысяч километров пробега батарею придется менять. Стоимость замены 454 килограммовой батареи составит около 20000USD.

Хоть Tesla Roadster и является одним из самых пропиаренных на данный момент электромобилей, однако инженеры Tesla Motors (www.teslamotors.com) практически не вложили ничего нового в свой электромобиль. Они просто соединили на чертежах две готовые части - бензиновый Lotus Elise и всю электронную начинку от AC Propulsion, после чего отдали чертежи на реализацию самому британскому производителю Lotus.

AC Propulsion (www.acpropulsion.com) является одним из пионеров современного электромобилестроения. Эта маленькая фирма одной из первых оценила потенциал литий-ионных аккумуляторных батарей и использовала широко доступные малоразмерные аккумуляторы для создания своей батареи. Еще в 1994 году AC Propulsion выпустила в свет первую версию своей достаточно известной системы управления электромобилем AC-150 EV Power System. Второе поколение системы (2000 год) включает в себя не только трехфазный мотор переменного тока мощностью 150КВт и 225Н*м крутящим моментом, но и интеллектуальную систему управления электромобилем. Функции системы управления достаточно широки: здесь и управление электродвигателем, и интеллектуальное зарядное устройство для аккумуляторной батареи, и возможность рекуперации (в том числе, при использовании дополнительно к ресурсам батареи суперконденсаторной сборки). Очень интересная особенность - система Vehicle-to-Grid (V2G), что позволяет использовать электромобиль как источник бесперебойного питания для дома или офиса (тем более, что типичный параметр емкости аккумуляторов электромобиля составляет около 10КВт*ч). Сама система может программироваться под конкретную область использования. Цена без аккумуляторной батареи составляет около 25000USD.

AC Propulsion произвела конвертацию многих автомобилей. Историей является спортивный электромобиль T-Zero - концептуальная разработка, на которой проверялись идеи AC-150 EV Power System. Параметры T-Zero близки к Tesla Roadster, что не удивительно - начинка практически одинакова. Следует упомянуть, что для T-Zero существовал прицеп с бензиновым электрогенератором, это позволяло кардинально увеличить радиус действия электромобиля.

В настоящий момент AC Propulsion мелкосерийно производит конверсию Scion xB в чистый транспорт (электромобиль eBox). Дальность действия eBox составляет от 190 до 250 км на одном заряде батареи. Разгон до 100 км/ч около 7 секунд. Максимальная скорость составляет 150 км/ч. Стоимость конверсии - 55000USD (не учитывая стоимости самого автомобиля).

Обзор будет далеко не полным, если я не упомяну другие мелкосерийные электромобили. Так как объем газеты имеет свои границы, не буду утомлять читателя описанием характеристик этих машин. Приведу эти электромобили списком, а в конце статьи вы сможете найти ссылки на интернет-сайты производителей:

В рамках этой статьи я постарался дать максимум информации о полноразмерных электромобилях. Хочу отметить, что основной особенностью данного типа электромобилей является приближение дальности пробега, а также максимальной скорости к автомобилям с двигателем внутреннего сгорания. Поскольку на данный момент стоимость электромобиля определяется, в основном, стоимостью электрооборудования, то полноразмерные электромобили стоят достаточно дорого. Насколько вы уже успели заметить, основная ниша таких электромобилей - спортивные модели. Использование электродвигателя в спорткаре подкупает своей надежностью и экономичностью.

(Продолжение следует)

Дмитрий СПИЦЫН

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

17 за 2008 год

Рубрика: 

Новые технологии
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя BSD
похоже, что пока не будет качественного скачка в высокотемпературных сверхпроводниках обзаводиться электромобилем не стоит... слишком тяжел, громоздок, неуклюж и дорог аккумулятор для него :)
Аватар пользователя Виталий
Есть в интернете очень много информации по электромобилям, есть дажи примеры народных умельцев, которые собрали сами электромобили на основе бензиновых, заменив при этом двигатель на электромотор. Вот например и таврии сделали:

http://electricmobile.ru/cat/electricmobile/

Как для города - вполне хорошая машинка вышла

Добавить комментарий