Итоги-2009

Итоги года... Вначале позволю себе рассказать вам занимательную, а для многих и полезную новогоднюю историю, которую знают специалисты, изучающие Древний Рим, но широко об этом почему-то не пишут. Всегда интересно быть в курсе происходящего. А происходящее сейчас - это Новый год "на носу".

Как известно, до юлианского календаря в Древнем Риме использовался свой собственный, рассчитывавшийся по Луне, а это триста пятьдесят четыре дня в году. Поэтому месяцы все время смещались на 11 дней, могли попадать на другие сезоны, что вносило неразбериху, особенно для сельского хозяйства. Выход был найден, но, по существу, очень весело.

За римским календарем следил верховный жрец (по-латински назывался Pontifex Maximus (кстати, многие, особенно католики, знают современное слово "понтифик"). Среди обязанностей Понтифекса Максимуса была одна очень занимательная. Именно он мог добавлять дополнительный месяц, но делал это... в зависимости от своих политических соображений. Должности были выборными. Поэтому если у власти находились его друзья, верховный жрец добавлял месяц, если нет - не добавлял. Вот такой календарь:).

Когда Юлий Цезарь решил использовать более точный египетский вариант (который после был назван юлианским), то при его введении, "чтобы догнать Солнце", 46 год до н.э. длился четыреста сорок пять дней, то есть было добавлено два месяца, и в истории этот год считается самым длинным.

Также было и еще одно ключевое нововведение, а именно - Цезарь повелел считать началом года не 1 марта, как было раньше, а 1 января, именно тогда римские магистраты приступали к выполнению своих обязанностей. Смещение начала года на два месяца отразилось не только в историческом продолжении (то есть мы и сейчас празднуем Новый год с 1 января), но и в неразберихе с названиями месяцев, которую уже никто не замечает. А именно - "сентябрь", "октябрь", "ноябрь" и "декабрь" соответствует латинским числительным "семь", "восемь", "девять", "десять". "Квинтилий", то есть пятый месяц, был после переименован в честь Юлия Цезаря в "июль" (тогда он родился), "август" гораздо позже получил название в честь Октавиана, который принял имя Августа.

 

Сам юлианский календарь не совсем тот, который использовался в Египте, новый вариант по просьбе Цезаря разработал египетский астроном Сосиген с учетом множества специфик. Например, февраль в Древнем Риме считался неудачным месяцем, поэтому было решено сделать его самым коротким.

И еще один исторический момент, который будет интересен именно нашим читателям: занявшись реформами всего и вся, Цезарь ввел правило, согласно которому римское гражданство выдавалось любому ученому вне зависимости от места его рождения.

Сейчас же не важно, где и кем создана программа или технология, хорошие идеи и умы всегда на вес золота.


Звук-2009

Если говорить о "железе", то в звуке начала развиваться интересная тенденция в сторону увеличения количества создаваемых внешних устройств (USB, Firewire) полупрофессионального класса. Почему это произошло? Из-за массовой увлеченности ноутбуками. Помимо этого, практически все акустические системы (мониторы) современного класса стали выпускаться со встроенными цифро-аналоговыми преобразователями (ЦАП'ами). Ведь, не секрет, что даже встроенные кодеки имеют цифровой выход. В моду вошли USB АЦП/ЦАП'ы, которые еще несколько лет назад считались диковинкой. Причем ситуация развилась и дальше, то есть, сейчас в продаже есть много моделей конденсаторных микрофонов со встроенным АЦП, которые подключаются к USB и получают питание через него же. Внешние звуковые интерфейсы в данном случае в бюджетном диапазоне больше используются для реализации многоканальности. Напомню, что речь идет о решениях, оптимальных для ноутбуков, хотя и для обычных декстопов они применимы.

Ситуация на рынке ПО существенно не изменилась. Как и предполагалось ранее, львиную часть популярной продукции представляют программы "от мастеров шоу-бизнеса". Это и сэмплерные библиотеки (или отдельные программные сэмплеры), и алгоритмы обработки, повторяющие топ-технику прошлого или же тракты записи/обработки на известных студиях. Что касается мультитреков, то они начали продаваться с большими комплектами дополнительного ПО. То есть, кризис объединил разработчиков.

Одной из самых динамичных софтверных компаний по итогам года можно назвать iZotope. Во-первых, они умудрились выпустить новую качественную продукцию и обновить свою линейку (iZotope Ozone 4 Mastering Suite победил в TEC Awards 2009). Во-вторых, как многим известно, компания начала продавать свои модули для сторонних разработчиков. На их базе уже написано несколько программ, причем основной частью для Macintosh.

Что касается технологий, на TEC Awards этого года звук для игр обсуждался отдельно от кино, бродкастинга и музыки, хотя обычно все идет в куче. Почему? Ответ очевиден - на геймерах сейчас откатываются новые технологии объемного звука, в том числе и реализация многоканальности на обычных стереоколонках. Кстати, победителем этого года по звуку у них стала игра "World of Warcraft: Wrath of the Lich King" (Blizzard), в прошлом выиграла "Halo 3" (Microsoft Game Studios).


3D-графика/анимация-2009

В 2009 году в области 3D фактически стерлись технологические рамки между большинством профессиональных продуктов. То есть, каждый из них представляет "стандартный" спектр возможностей, определяемый современными требованиями. С точки зрения практического применения технологий, наверное, самым сильным кинофильмом (не мультипликацией) оказался "Суррогаты" (реж. Джонатан Мостоу ("Терминатор-3"), в гл. роли Брюс Уиллис).

А среди программ сохранилась все та же пятерка лидеров: 3D Studio MAX, Maya, XSI, Cinema4D, LightWave 3D. Ставить кого-то на первое место в данном случае или же составлять рейтинг - бесполезная трата времени.


2D-мультипликация-2009

Лучшим продуктом этого года, как и многих предыдущих, в области профессиональной 2D-мультипликации можно по праву назвать Toon Boom Studio.


Научный софт-2009

Навстречу усложнившимся Matlab и MathCAD движется очень интересный продукт от Wolfram Research - Mathematica. Также прекрасные подвижки происходят в рамках Cambridge Soft, которые выпускают целый ряд очень мощных программных продуктов для различных научных сфер. При этом их ПО сильно привязано к практике, то есть предназначается не только для учебных заведений, но и для профессиональных исследовательских лабораторий, в том числе и на производстве. К тому же у них есть еще одно очень хорошее зерно - данные постоянно обновляются. А, например, в Chem Office (химия) с программой дается база по поставщикам (оборудование, реактивы и т.п.).


Новая тема - конструкторы компьютерных игр

Наконец-то этот сегмент начал серьезно развиваться. Игры сегодня можно не программировать, а создавать в программных конструкторах, иногда даже не зная каких-либо языков. Сейчас таких конструкторов уже очень много (2D, 3D) под различные платформы, стили и жанры. Впрочем, большинство программ-конструкторов - это когда-то созданные и затем разобранные игры, после доведенные до ума в режиме редактора. Хотя не всегда. Например, сразу несколько немецких компаний активизировалось в этом сегменте, причем они не разбирают игры, а пишут конструкторы с нуля.

Выделять кого-то одного или составлять десятку лучших, пожалуй, не стоит, потому как у каждого пользователя свои предпочтения и задачи.


Новая тема - web-конструкторы

Когда-то к ней относились несерьезно. И действительно, первые конструкторы для создания web-сайтов выглядели громоздко (классические примеры - тот же Adobe GoLive!, Dreamweaver), имели ряд ограничений по возможностям и технологиям. Профессионалы рынка зачастую предпочитали использование других ресурсов и сред. Обычным пользователям и просто предлагались стандартные шаблоны, коих сейчас в Интернете десятки тысяч.

Но в период 2008-2009 гг. ситуация начала меняться в обратную сторону. Причем web-конструкторы имеют сейчас синонимичное название "программы автоматизации web-дизайна". Список уже длинный: Aptana Studio Professional, Artisteer, Axure RP Pro, H&M StudioLine Web, Incomedia WebSite, LMSOFT Web Creator ProSerif, WebPlus X2 Website Maker, WYSIWYG Web Builder и так далее. Многие из них просты и не требуют даже знаний HTML (хотя обычно и результаты такие же), другие наоборот - сложны. То есть, очевидно, что сейчас в этом сегменте идет этап бурного насыщения ниши. Причем, несмотря на то, что это конструкторы, технологии, которые там используются, - очень приличны.

Например, Aptana Studio Professional (Windows, MacOS, GNU/Linux, может работать как плагин для Eclipse) поддерживает разработку для таких языков и платформ, как Ruby on Rails, PHP, Python, Adobe Air, Apple iPhone и др. По существу, Studio Professional - это удобная среда разработки для профи. Для них она и предназначена. Причем все новые технологии скачиваются и прикрепляются к самой IDE как плагины. Как знают многие PHP-шники, для них есть очень удобная программа автоматизации разработки Zend Studio.

Если же говорить чисто о пользовательских вещах, то есть "собрал и запустил", тут выбор огромен. Например, большинство программ имеют базу шаблонов и варианты их изменения (цветовая гамма, стили и т.п.), включают в себя редакторы для создания e-mail форм, встроенные графические редакторы и средства, редакторы по созданию трехмерных кнопок с базой уже готовых, FTP-движок для публикации готовых сайтов в Интернете, поддержку множества технологий (Flash и т.п.), инструмент для создания RSS-лент и многое другое.

Судя по всему, ситуация будет развиваться и дальше.

Причем, как вы понимаете, web-конструкторы создаются для трех ключевых слоев потребителей: web-дизайнеров, web-программистов и просто людей, которые хотят быстро и без проблем создать сайт или страничку в Интернете.


Вместо завершения

Первая рекомендация, которую хочется дать по итогам года, выглядит немного смешно, но правдиво, в общем: "Следите за немцами!". Мало того, что их продукция занимает лидирующие позиции в описанных нами сегментах профессионального звука (Steinberg, Native Instruments, Ableton, reFX), 3D-графики/анимации (Maxon Cinema4D), так они еще активно проявляют себя в новых нишах, таких, как конструкторы для создания игр, программы автоматизации web-дизайна. Кстати, мы не затрагивали тему безопасности, где одним из главных лидеров является Steganos Sequrity, а также выпущен ставший уже популярным и у нас антивирус от Avira. В общем, если вы рассматриваете потенциально перспективную нишу и видите там разработки от фирм, названия которых заканчиваются на "Gmbh", то - дело стоящее:).

Год показал себя очень неплохо, несмотря на кризис. В следующие несколько лет достаточно интересно будет наблюдать за интеграцией 3D в веб. Уже сейчас имеется несколько технологий, которые позволяют полноценно внедрить трехмерную графику на пользовательский сегмент. "Позволяют" - это значит, что вы сможете вращать содержимое баннера так, как это удобно вам. Естественно, для этого нужна специальная технология визуализации (уже сейчас существует несколько вариантов) и ее поддержка со стороны браузеров. Напомню, что 3D-сцена хранится в виде математической модели, а задачей визуализатора является превращение оной в двухмерное изображение.

Кристофер,
christopher@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

51 за 2009 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!