Что может интернет-сообщество?

Приход в Кремль знатного интернетчика Дмитрия Медведева совпал с уже действительно массовым распространением Интернета в России - проникновение Сети в российском обществе на тот момент достигло 40% (75% - по городскому населению). И во многом именно благодаря Медведеву рунетчики ощутили себя действенной силой.

Уже сложно даже подсчитать, сколько раз нынешний российский президент говорил: "Мне пишут в блог", "Я узнал из Интернета", "В Сети об этом все говорят, и я не могу не принять меры" и т.д. Лично мне больше всего запомнилась такая фраза Медведева, обращенная к кому-то из региональных чиновников: "Даже если вы мне не скажете об этом, я все равно из блогов узнаю".

В общем, приободренное главой государства, российское интернет-сообщество начало все активнее отстаивать свои офлайновые интересы. Достаточно вспомнить его резкую реакцию на снос домов в поселке "Речник", репрессии против Torrents.Ru, милицейский беспредел и т.д.

Но по-настоящему, можно сказать, "блогеры разбушевались" после серии аварий и прочих инцидентов, в которых участвовали ненавистные российским автомобилистам машины с мигалками. И в определенный момент онлайновое возмущение выплеснулось во вполне даже офлайновую акцию. 18 апреля днем несколько десятков автомобилей проехались по центру Москвы с синими пластмассовыми ведерками на крышах (пародирующими чиновничьи "мигалки"). Автоколонна с ведерками стартовала от Триумфальной площади, проехала по Новому Арбату, затем - мимо Кремля. Закончился автопробег на смотровой площадке на Воробьевых горах. Таким нестандартным образом автомобилисты протестовали против использования спецсигналов. Участники автопробега оставляли комментарии в Твиттере прямо по мере следования по маршруту - то есть акция фактически проходила одновременно в онлайне и офлайне. Все мероприятие от начала и до конца было организовано в Интернете, при помощи блогов и социальных сетей.

А все началось с того, что в ЖЖ было создано сообщество Синих ведерок. Кто-то из автомобилистов, достаточно подкованный в юридических вопросах, выяснил, что можно прикрепить скотчем на крышу автомобиля синее детское ведерко (как имитатор мигалки) - никакие законы и ПДД при этом не нарушаются.

 

Все началось с того, что в марте гнев российских блогеров вызвал топ-менеджер "Лукойла" Анатолий Барков. В ДТП с участием его "Мерседеса" погибли две женщины-врача. Несмотря на очевидность произошедщего, милиция отделывалась заявлениями "виновник аварии не установлен".

А в начале апреля предприниматель Андрей Хартли отказался уступить дорогу автомобилю советника президента РФ Владимира Шевченко, который с мигалкой двигался по встречной полосе. Хартли остановился прямо перед служебной машиной чиновника и заснял его на видеокамеру. Более того, свой эмоциональный разговор с шофером "членовоза" Шевченко Хартли также снял на видео и выложил обе записи в Сеть. Этот ролик тут же получил большую популярность в блогах и, можно сказать, стал последней каплей, инициировавшей создание "Общества синих ведерок".

После этого водителей служебных автомобилей предупредили о повышенном внимании со стороны блогеров к машинам со спецсигналами. Сразу после появления в Сети видеоролика с участием автомобиля советника президента РФ, выехавшего на встречную полосу, руководство гаражей, предоставляющих автомобили чиновникам, попросило водительский коллектив "не пользоваться спецсигналами без реальной необходимости".

Но вернусь к самой акции автомобилистов. Вскоре после ее начала московская милиция начала задерживать автомобилистов, которые закрепили на крышах своих машин синие ведерки. Водителей, отказавшихся снимать ведерки с машин, задерживали и доставляли в отделения милиции. Там гаишники штрафовали водителей, в основном, за якобы плохо закрепленные мигалки. Также за выход на проезжую часть были оштрафованы несколько журналистов, снимавших происходящее.

Однако полностью сорвать акцию протеста милиция не смогла, хотя на пути следования сотрудникам ДПС удалось разорвать автоколонну. По разным данным, в необычном митинге приняло участие от 30 до 60 автомобилей.

Теперь представители Федерации автомобилистов России обещают проводить подобные акции еженедельно. А в интернет-магазинах уже начали продаваться "Наборы для членов Общества синих ведерок". В такой набор, кроме самого синего ведерка, входят скотч и синяя бумага.

В любом случае, протестовавшие автомобилисты своего добились - об их акции сообщило подавляющее большинство СМИ, включая государственные телеканалы. И численность проехавших по Москве с синими ведерками тут не играет никакой роли - важен только совокупный общественный "вес" интернет-сообщества, поддержавшего протест.

Еще в 2007-2009 годах свои акции (в основном - различные флэш-мобы) в России при помощи Интернета организовывала, в основном, "продвинутая" молодежь, а также разного рода политические маргиналы вроде лимоновцев. Но теперь Интернет как инструмент выражения своего мнения, защиты своих интересов, воздействия на чиновников и организации акций протеста активно осваивают самые разные слои общества.

Очень интересно - во что все это выльется?

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

17 за 2010 год

Рубрика: 

Компьютер и жизнь
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!