Гражданская журналистика, или В третий раз о том, чего нет

Не мог не откликнуться на серию материалов, посвящённых гражданской журналистике, которые, один за другим были опубликованы в "КВ". Принадлежащие перу разных авторов, они, тем не менее, отражали одну и ту же проблему, с которой пришлось столкнуться сегодня профессиональным средствам массовой информации. Я имею в виду конкуренцию с Глобальной сетью.

Проблема, о которой известно сегодня любому труженику пера заключается в доступности источников оперативной информации для всего мира и каждого человека в отдельности. Сегодня каждый из нас в браузере собственного "мобильника" может прочесть и даже увидеть самые свежие новости, не ожидая, пока их опубликует местная печать или продиктуют ведущие на радио и телевидении.

Бесплатная новостная лента давно стала неотъемлемой частью бизнес-схем крупных интернет-проектов, и этого, к сожалению, не изменить. Краткая война между ведущими мировыми новостными агентствами и новостными онлайн-агрегаторами, вспыхнувшая ближе к концу прошлого десятилетия, закончилась не в пользу создателей информационного контента. Оплата за подписку, которой они добились, далека от гигантских прибылей, доставшихся вчерашним студентам, а ныне менеджерам международных интернет-компаний.

Всё это не могло не отразиться и на обычных журналистах. Как сказал один мой украинский коллега: интернет "съел" всю нашу работу. И с этим пришлось смириться. Бумажные издания, которые попытались перейти в интернет-формат, потерпели сокрушительное поражение. К сожалению, обычные и интернет-СМИ - совершенно различные, как по структуре, так и по способам ведения бизнеса, предприятия, и превратить одно в другое никак не получится. Перевод газеты в интернет-формат можно, на мой взгляд, сравнить с попыткой сделать из колхоза банк. Провал гарантирован.

Сегодня существуют, правда, проекты, созданные на стыке интернета и СМИ. Это, например, сетевые интернет-агентства, созданные наиболее продвинутыми журналистами, а также новостные интернет-порталы, вроде российских "Взгляда" или "Ньюс-Ру". Другой вариант - полуинформационные ресурсы, такие, как "Хабрахабр", построенные на рерайте и отобранном при помощи различных механизмов пользовательском контенте. Третий - сайты вроде "Бигпикчи", на которых размещается, в основном, развлекательная информация, фото и ссылки на видео. Все эти проекты выжили и развиваются. Но происходит это в непростых условиях жёсткой рыночной конкуренции, ареной которой является сегодняшний интернет.

 

Остались и проекты так называемой "гражданской" и не совсем журналистики. В создании одного из таких, довольно известных в своё время, белорусских сайтов, который, кстати, был упомянут в первой статье серии, довелось поучаствовать и мне. Идея возникла спонтанно, как раз в то время, когда подобные проекты были популярными. У каждого из нас были собственные мысли и невысказанные идеи, которым не нашлось места на страницах печатных изданий. Мы собрались, поговорили и решили сделать свой сайт, на котором можно было бы писать то, что мы захотим. Поскольку мой коллега не любил блоги, сайт должен был быть на отдельном домене. Тонкостей веб-строительства мой знакомый не знал, и мне пришлось его немного "подучить".

Далее последовала весьма удачная раскрутка - коллега прорекламировал сайт среди столичных журналистов перед одним из крупных пресс-мероприятий. В результате, на проекте появились пользователи. Надо было как-то продвигаться дальше, что-то придумывать, но между нами, создателями, возникли серьёзные разногласия. Я считал, что мы начинаем профессиональный проект, и наша основная задача - обеспечить пользователей информацией, а взамен получить дивиденды в виде рекламы. Коллега же был уверен, что сайт предназначен для размещения его собственных, порой необычных и даже странных мыслей и материалов.

Так на сайте появились разделы, вроде "поющего акына", очерки про "белых негров" и прочий мусор, которому трудно подобрать адекватное определение. Мои предложения о редизайне проекта, который я собирался реализовать самостоятельно, были с негодованием отклонены. Коллега заявил, что скачанный им из интернета шаблон сайта неприятного зелёного цвета и мелкий, плохо читаемый шрифт статей является верхом совершенства.

В общем-то, я понял, что приятеля "понесло", и бросил всё это дело, пока оно не зашло слишком далеко. Интересно, что мой знакомый позже, поняв бесплодность работы в одиночку, использовал наш сайт в качестве портфолио при трудоустройстве в крупное зарубежное новостное агентство. И его даже взяли туда в качестве веб-редактора. Но продержался он там недолго, так как никаким веб-редактором, конечно, не был, и толком ничего не умел.

Собственно, именно на этом проекте я окончательно понял, что информационный сайт - сложное, высококонкурентное и затратное предприятие, судьба которого совершенно непредсказуема и непрогнозируема. Проще открыть закусочную. Если она в спальном районе - прибыль обеспечена.

Что же касается гражданской журналистики, то её нет и не было. Один в поле не воин, как ни старайся.

Эдуард ТРОШИН

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также

 

Комментарии

Страницы

Аватар пользователя sa777

Интернет съел не работу журналиста, а уничтожил традиционные носители информации (бумажные газеты, журналы и отчасти даже ТВ). А хороших журналистов по-прежнему кот наплакал (их всегда было мало), и поле для их деятельности в Интернете на самом деле огромное. Другое дело, что владельцы разных ресурсов с трудом понимают, что контент реально рулит и не хотят вкладывать нормальные средства в развитие содержания своих сайтов. Предпочитают кидать пару копеек нескольким домохозяйкам-рерайтерам, которые переписывают своими словами новости и т. п. Понятно, что работать за такие символические деньги на таких площадках хороший журналист не станет. В результате Интернет превратился в непроходимый лес текстового спама и найти что-то оригинальное и интересное (кроме текущих новостей) там сложновато. Без солидной финансовой основы и грамотного менеджмента создать содержательное и популярное сетевое СМИ нереально, как бы не мечтали об этом некоторые горе-энтузиасты и апологеты эфимерной "гражданской журналистики".     

Аватар пользователя Petro42

Интернет съел не работу журналиста, а уничтожил традиционные носители информации (бумажные газеты, журналы и отчасти даже ТВ).

Исчез главный источник доходов журналистского цеха - реклама. Раньше рекламодатели были привязаны к газетам, журналам, ТВ и радио. А сейчас они стали не нужны.  У нас, например, достаточно разместить рекламу только на двух, но самых больших сайтах в стране и эффект будет достигнут. Соответственно, заработки, а с ними и престиж традиционной журналистики растаяли, как дым.

и поле для их деятельности в Интернете на самом деле огромное

C учётом того факта, что платить за журналистскую работу на интернет-ресурсах почти никто не хочет, "поле" не такое уж и огромное. 

владельцы разных ресурсов с трудом понимают, что контент реально рулит и не хотят вкладывать нормальные средства в развитие содержания своих сайтов. 

Здесь работают, скорее, принципы рыночной экономики. Владельцы сайтов ищут работников подешевле. И находят. Большинству сайтов не нужен качественный контент. Он не даст немедленной прибыли. И, вообще, в принципе прибыли не даст. А чтобы в поиске "висеть", на видном месте, достаточно простого рерайта и размещения в каталоге "Яндекса". 

Без солидной финансовой основы и грамотного менеджмента создать содержательное и популярное сетевое СМИ нереально

И с деньгами в кармане тоже может не получится. Это как лотерея - выпадет-не выпадет, выстрелит-не выстрелит. Деньги уйдут, а толку может не быть, не взирая на усилия хороших журналистов и отличных менеджеров. Ну, не пойдёт и всё. 

Был такой проект в Москве, году в 2007-м. Собрались известные, маститые журналисты и открыли интересный, как им казалось, сайт. В итоге, про..рали 8 миллионов долларов инвестиций, а посещаемость, как была нулевой, так и осталась. 

Интернет не для журналистов. Он для манагеров, стартапщиков, пиарщиков и прочего народца. Именно поэтому интернет-СМИ - не слишком удачный объект для инвестиций. Кто в эту "оглоблю" вкладываться будет?

Аватар пользователя sa777

Любой бизнес-проект - это всегда риск. Интернет-ресурс - не исключение. И не видеть связи между авторитетом сайта, его посещаемостью и т. д. и качеством размещаемого там контента - полная глупость. Даже обычному интернет-магазину не помешали бы хорошие уникальные статьи, не говоря уже о более солидных ресурсах. Но их владельцы не профи в СМИ, у них мозги совсем иначе устроены и порой они не видят очевидных вещей. Даже на сайтах солидных заводов порой можно увидеть такую текстовую дичь, что сразу ясно - все делала секретарша в свободное от основных обязанностей время. Так что работы на самом деле для журналистов и редакторов в онлайное полно, только владлельцы сайтов часто и не подозревают насколько убого и неинтересно для посетителей выглядят их ресурсы с точки зрения содержания. А ведь сайт - это лицо любого предприятия!    

Аватар пользователя mike

А ведь сайт - это лицо любого предприятия!

Никто с этим не спорит. Профильные технические статьи по тематике предприятия оплачиваются не так уж и плохо. Но ни журналист, ни секретарша  их не напишут, так как нужно хорошо знать предмет. Поэтому давайте не путать народную журнализдику с заказными статьями.

Аватар пользователя Petro42

Даже обычному интернет-магазину не помешали бы хорошие уникальные статьи, не говоря уже о более солидных ресурсах. Но их владельцы не профи в СМИ, у них мозги совсем иначе устроены и порой они не видят очевидных вещей.

Очень часто это слышу, но в других вариациях, вроде такой: "Этой продукции нужен качественный дизайн" или "Этому гаджету нужен хороший пиар", как вариант: "Этому проекту не помешает серьёзное финансирование". 

К сожалению, всё определяет экономика. Любое распределение средств осуществляется, в первую очередь из экономических соображений и шкурных интересов руководящего звена. Попытка отстоять качество и уровень оплаты за последнюю,по степени экономической значимости в производстве ступень - разработку текстов, выглядит, как в поговорке "всяк кулик своё болото хвалит". 

И далеко не везде толковые тексты нужны. В электронном магазине всего важнее - чёткое фото и характеристики товара, на сайте предприятия - раздел "История", который элементарно переписывается из соответствующей книги. С перепостом "новостей компании справится и секретарша". Остальное делает компания - разработчик сайта. За что тут платить журналисту, учитывая, что читают эту муть далеко не выпускники литинститутов.

Аватар пользователя mike
>>>>>читают эту муть, тоже, в основном убогие, с точки зрения гуманитарного образования, люди<<<<< Нда... Я долго думал.
Аватар пользователя sa777

Большинство коммерческих предприятий СНГ работают "в короткую" - лишь бы день простоять, да ночь продержаться. В этих условиях PR бренда, продвижение продукции и сайт фирмы - действительно лишние расходы. Максимум прибыли здесь и сейчас, а завтра трава не расти. Убогость таких ресурсов с точки зрения содержания и исполнения лишь следствия пребывания у руля временщиков, которые стратегически мыслят себя через пару лет где-нибудь на Таити или в Лондоне. Поэтому "толковые" тексты, как, впрочем, и толковые люди, таким компаниям и ресурсам далеко не всегда и нужны. Безотказная секретарша и дешевый копирайтер выручат!     

Аватар пользователя savely

Не, надо дефинировать понятия. 

Я, например, дико согласен с Майком от "11 September, 2013 - 12:29". У нас люди пишут профильные статьи, это часть их работы. При этом они НЕ журналисты. Как ближайший пришедший на ум пример - Влад Безмалый. 

Это не журналистика? Или не гражданская? Поясните мне, темному. 

 

 

Аватар пользователя Petro42

Влад не занимается журналистикой. Он пытается популяризировать (а фактически, рекламировать) и не очень удачно, (поскольку обыватель ничего бы не понял в его текстах) коммерческие технологии защиты компа. И по  сему он - никакой не журналист. Популяризаторы - это паразиты от науки (слова не мои, профессора Челленджера из романа Конан Дойла "Затерянный мир").

Настоящие журналисты занимаются поиском новостей, разработкой интересных для широкого круга читателей тем, подготовкой интервью и очерков о людях, таких, которые читала бы вся страна, а не два-три любителя потрохов "Венды" "Линуха" или дурацких гаджетов от Аппле. 

Чтобы стать настоящим журналистом надо пройти серьёзную школу в больших СМИ, под руководством опытных наставников. Нужно добиться авторитета и признания не среди людей, чуждых профессии, а среди коллег и профессионалов. 

Вот это и будет настоящая журналистика, такими бывают настоящие журналисты, как Кондратьев на НТВ, с которым и президенты здороваются. А вы, Савелий, вместо того, чтобы задавать смешные вопросы, вылезли бы из своего "Бейсика" и почитали бы про журналистику в интернете....

И Майк тут совершенно ни при чём. 

Никакой "гражданской" журналистики, вообще, не бывает, это какая-то мутота. Для издания успешного СМИ необходим коллективный разум, силы нужны, большие деньги и удача. Тут выше всё писали.

Аватар пользователя savely

Т.е. гражданская журналистика - не "настоящая". Хорошо. Тогда какая? 

Как называть популяризаторов, технических писателей, блогеров и т.п.? Почему бы не "гражданскими журналистами"? Или "настоящих журналистов" коробит использование слова "журналист(ика)" в отношении не их? 

Ну, давайте назовем по-другому, не вижу проблемы. Явление-то есть (генерация контента не профессиональными писателями) хотя уже 3 статьи утвержают, что его нет. :))

 

Страницы